33-347/2018 судья Новикова Е.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
14 февраля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Воробьева А.А.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Рязани на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 24 ноября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Сакуновой Елены Геннадиевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственной учреждение) в г.Рязани о досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы Сакуновой Еленой Геннадиевны в должности учителя начальных классов в средней школе <адрес> Азербайджанской республики с 02 сентября 1991 года по 01 декабря 1991 года.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя УПФР в г.Рязани по доверенности – Суслиной О.Л., Сакуновой Е.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сакунова Е.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Рязани о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 28 марта 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку ее педагогический стаж составил более 25 лет.
30 июня 2017 года УПФ РФ (ГУ) в г.Рязани отказало ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости, исключив из периода осуществления педагогической деятельности период работы с 02 сентября 1991 года по 16 марта 1992 года в должности учителя начальных классов в Средней школе №<адрес> республики.
Считая действия УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани неправомерными, Сакунова Е.Г. просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 28 марта 2017 года, засчитав в педагогический стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, период работы с 02 сентября 1991 года по 16 марта 1992 года в должности учителя начальных классов в Средней школе №<адрес> Республики.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани просит решение отменить, ссылаясь на незаконность вывода суда о включении в стаж истца периода работы после 01.01.1991г., поскольку Азербайджан не подписал Соглашение от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", двустороннего соглашения о пенсионном обеспечении между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджана не имеется, в силу п.3.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденному Приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991г. № 190, действовавшего в спорные периоды работы истца, периоды работы за границей после 01.01.1991г. засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями, аналогичные положения содержатся в пп.2 п.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. №1015, а также в ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку страховых взносов в Пенсионный фонд России за истца не уплачивалось.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, истец возражал по доводам апелляционной жалобы.
В силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что 28.03.2017г. ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Рязани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 30 июня 2017 года № в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с 28.03.2017г. ФИО1 отказано из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включены периоды: работы в должности учителя начальных классов в <скрыто> средней школе <адрес> с 15.08.1988г. по 11.08.1990г. (1 год 11 месяцев 27 дней); работы в должности учителя начальных классов в средней школе №<адрес> ССР с 25.08.1990г. по 26.08.1991г. (1 год 2 дня); работы в должности воспитателя группы продленного дня в средней общеобразовательной школе №<адрес> с 26.03.1992г. по 28.09.1992г. (6 месяцев 3 дня); с 29.09.1992г. по 08.12.1992г. (2 месяца 10 дней) – послеродового отпуска 70 календарных дней; работы в должности учителя начальных классов в средней школе №<адрес> с 25.08.1995г. по 12.08.1997г. (1 год 11 месяцев 18 дней); работы в должности учителя начальных классов в средней школе №<адрес> с 26.08.1997г. по 03.07.2003г. (5 лет 10 месяцев 8 дней; работы в должности учителя начальных классов в МОУ "Начальная школа №" <адрес> с 15.04.2004г. по 31.08.2011г. (7 лет 4 месяца 17 дней); работы в должности учителя в МБОУ "Школа №" <адрес> с 01.09.2011г. по 27.03.2017г. (5 лет 6 месяцев 27 дней). Итого: 24 года 5 месяцев 23 дня.
В указанный стаж не включены периоды: работы в должности учителя начальных классов в средней школе №<адрес> Республики с 02.09.1991г. по 16.03.1992г. (6 месяцев 15 дней) и отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 09.12.1992г. по 24.08.1995г. (2 года 8 месяцев 16 дней). Итого: 3 года 5 месяцев 11 дней.
С решением пенсионного органа ФИО1 не согласна.
По настоящему делу спорным является период её работы с 02.09.1991г. по 16.03.1992г. в должности учителя начальных классов в средней школе № г.Кюрдамира Азербайджанской Республики. При этом, ответчик не оспаривает, что и должность, и учреждение, в котором работала ФИО1 в этот период, включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781. Период не засчитывается ответчиком в связи с тем, что он протекал за границей и страховые взносы за него в Пенсионный фонд России не поступали.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период времени истец ФИО1 (до брака ФИО2) занималась работой относящейся к педагогической деятельности, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Указанная работа протекала на территории, расположенной за пределами Российской Федерации.
Положениями ч.2 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Азербайджанская Республика, также как и Российская Федерация, входит в состав Содружества Независимых Государств. Вместе с тем, Азербайджанская Республика, в отличие от Российской Федерации, не подписала "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992г., в соответствии с п.2 ст.6 которого для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджана о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное 5 ноября 1999г. в г.Баку, в котором в соответствии с п.2 ст.6 предусматривается, что для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и пенсию за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству Российской Федерации и (или) Азербайджанской Республики, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года, до настоящего времени не ратифицировано Россией, соответственно, не вступило в силу и не является действующим, в связи с чем не может применяться по настоящему спору.
Однако 7 апреля 2005г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств принял решение № 01-1/6-04 по запросу Исполнительного комитета СНГ о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992г.
Исполнительный комитет СНГ просил разъяснить, должны ли государства-участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывать трудовой стаж, приобретенный ими на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками вышеуказанного Соглашения.
Решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств № 01-1/6-04 установлено, что в сообщении Министерства социальной защиты населения Российской Федерации указывается, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств-участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 года.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств решил дать по запросу Исполнительного комитета СНГ следующее толкование применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года:
1. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются:
трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения;
трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
2. Положение пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, касающееся учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, действует только в отношении государств-участников Соглашения, устанавливающих право на пенсию.
Учет трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государств, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992 года, регулируется двусторонними соглашениями, заключенными соответствующими государствами-участниками Содружества.
3. Государства-участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в соответствии с положением пункта 2 статьи 6 должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения.
Государства-участники Содружества, не являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР, в силу обязательств, принятых ими при подписании Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокола к нему от 21 декабря 1991 года, Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года, а также на основе принципов международного права и практики, сложившейся в государствах-участниках Содружества.
"Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств" ратифицировано Россией и вступило в силу 23 октября 1992г.
Союз Советских Социалистических Республик распался 12 декабря 1991г., что не оспаривает ответчик в своем возражении на иск (л.д.46).
Таким образом, Российская Федерация должна учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками Соглашения от 13 марта 1992г.
В соответствии с п.8 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР", зарегистрированных в Минюсте РФ 21 марта 1996г. № 1056, действующих в тот период, при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, засчитываются в трудовой стаж.
При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, имевшие место после 1 декабря 1991 года на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 письма Минсоцзащиты России N 1-369-18 от 31.01.94).
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
В п.1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" указано, что в связи с началом введения в действие с 1 марта 1991 года Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не применять с этого срока на территории РСФСР Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Постановление Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР".
Положениями ст.130 Закона РСФСР от 20.11.1990г. "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривалось, что настоящий Закон вводится в действие: в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны (в том числе из числа вольнонаемного состава), семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям - круглым сиротам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (раздел VII Закона) - с 1 марта 1991 года; в остальной части - с 1 января 1992 года, при этом до 1 мая 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним.
По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что стаж, приобретенный гражданами на территории СССР, должен учитываться только до 1 января 1991г.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно включил в стаж, дающий ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период её работы в должности учителя начальных классов в средней школе №<адрес> республики со 2 сентября 1991г. до 1 декабря 1991г.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, являются не состоятельными и не могут приниматься судебной коллегией по гражданским делам во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. Положения российского законодательства, действующие в настоящее время, о зачете в стаж для назначения пенсии периодов работы только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не могут применяться по настоящему спору, поскольку подлежат применению нормы и принципы международного права в силу ч.2 ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Рязани – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи