ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3489/2015 от 08.07.2015 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Кяргиева Н.Н.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 июля 2015 года № 33-3489/2015

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Жидковой О.В.,

судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,

при секретаре Зубковой Э.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора прокуратуры Нюксенского района на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29.04.2015, которым прокурору Нюксенского района в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., представителя ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО1, представителя ответчика ОАО «Ростелеком» по доверенности ФИО2, судебная коллегия

установила:

прокурор Нюксенского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию (далее ФГУП) «Почта России» о возложении обязанности оборудовать компьютеры системой контент фильтрации.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремизму, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в отделении почтовой связи (далее ОПС) Нюксеница филиала ФГУП «Почта России» УФПС Вологодской области выявлены нарушения закона, выразившиеся в необорудовании компьютеров, с которых предоставляется платная услуга по доступу к сети Интернет неограниченному кругу лиц, системой контент фильтрации, позволяющей ограничить доступ к размещенной в сети Интернет запрещенной информации.

При проверке в поисковой системе «Яндекс» на запрос «порно» был предоставлен список интернет сайтов, содержащих видеоролики порнографического содержания; на запрос «изготовление дезоморфина» - список интернет сайтов, содержащих информацию о необходимых компонентах для изготовления данного вида наркотического средства, а также инструкцию по его изготовлению; на запрос «вечный жид» - список интернет сайтов, содержащих кинофильм под одноименным названием, который решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25.05.2004 признан экстремистским, внесен в список экстремистских материалов и запрещен к распространению.

Свободный доступ к такому роду информации причиняет вред здоровью и развитию детей.

Просил обязать ФГУП «Почта России» в лице УФПС Вологодской области – филиал ФГУП «Почта России» в срок до 01.08.2015 оборудовать компьютеры, с которых предоставляется услуга по доступу к сети интернет, размещенные в ОПС Нюксеница по адресу: <адрес>, программно-аппаратными средствами контент фильтрации.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено открытое акционерное общество (далее ОАО) «Ростелеком».

В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Оленева А.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагая надлежащим ответчиком по делу ОАО «Ростелеком», с которым заключен агентский договор на оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.

Представитель ответчика ОАО «Ростелеком» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на непредставление доказательств наличия интернет сайтов, содержащих запрещенную информацию.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор прокуратуры Нюксенского района, ссылаясь на прежние доводы, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГУП «Почта России» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Как правильно установил суд первой инстанции, ОАО «Ростелеком» макрорегиональный филиал «Северо-Запад» Вологодский филиал осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, являясь одним из Интернет-провайдеров на территории Вологодской области.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», ОАО «Ростелеком», является оператором связи и на основании лицензии оказывает телематические услуги связи в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 №575.

В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 №575, ОАО «Ростелеком» обязано оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

На основании агентского договора №... от 31.10.2014, заключенного между ОАО «Ростелеком» (принципал) и ФГУП «Почта России» (агент), последнее оказывает услуги по допуску пользователей в систему интернет в ОПС Нюксеница филиала ФГУП «Почта России» УФПС Вологодской области, действуя в силу пункта 2.1. названного договора от имени и за счет принципала.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» террористической деятельностью признается деятельность, включающая в себя, в том числе, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.

При этом статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 названного Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в статье 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Указанной статьей фактически создан механизм ограничения доступа к разным видам запрещенной информации, в том числе детской порнографии, информации о наркотиках, самоубийстве, запрещенной к распространению информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), а также к сведениям в сфере лотерей и азартных игр. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают в отношении перечисленных видов информации решения о включении их в соответствующий Единый реестр. Принятого решения достаточно для удаления интернет-страницы с материалами или ограничения доступа к сайту. Часть 2 статьи предусматривает возможность включения информации в реестр также и на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно Правилам создания, формирования и ведения единого реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничение доступа к данный сайтам в сети «Интернет», в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, возлагается на оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети «Интерент».

Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, регулируется положениями статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая закрепила процедуру ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Участниками этого процесса являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, граждане, Генеральный прокурор РФ (его заместители), Роскомнадзор, операторы связи, провайдер хостинга (или иное лицо, выполняющее его функции), владелец информационного ресурса.

На данный момент из всех предусмотренных законом механизмов обеспечения безопасного доступа к сети «Интернет» (блокирование, фильтрация, сбор и хранение информации о подписчиках интернет-услуг, классификация) в Российской Федерации формально реализована только фильтрация в школах.

Так, 11.05.2011 Министром образования и науки Российской Федерации утверждены Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с которыми средствами контент-фильтрации (далее СКФ) являются аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования о воспитания обучающихся. Для подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет общеобразовательные учреждения используют СКФ, рекомендованные Минобрнауки, либо СКФ, приобретенные ими самостоятельно.

28.04.2014 Минобрнауки совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации разработаны методические рекомендации по ограничению в общеобразовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, которыми установлено, что защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется посредством использования системы контентной фильтрации (СКФ), которая подлежит использованию в общеобразовательных организациях.

Во всех остальных случаях подлежат применению Рекомендации по организации и техническим решениям по ограничению операторами связи доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее Рекомендации).

Указанные Рекомендации утверждены Распоряжением Роскомнадзора Российской Федерации от 23.07.2013 № 18 и содержат описание мероприятий по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим запрещенную информацию, операторам связи, во исполнение требований статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В силу пункта 4 Рекомендаций в целях ограничения операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, рекомендуется, в частности:

- осуществлять ограничение доступа к Интернет-сайтам, содержащим запрещенную информацию, только в своих сетях доступа. В случае заключения между операторами связи договора об оказании услуг по ограничению доступа к запрещенной информации, допускается получение выгрузки из Единого реестра и/или ограничение доступа к запрещенной информации оператором связи, оказывающим такую услугу;

- применять технические и программно-аппаратные средства для обеспечения ограничения доступа к интернет-сайтам посредством ограничения доступа к конкретному URL такого интернет-сайта.

Таким образом, действующее законодательство не возлагает на операторов связи обязанность по оборудованию компьютеров, с которых предоставляется услуга по доступу к сети интернет программно-аппаратными средствами контент-фильтрации, за исключением общеобразовательных организаций, поскольку во всех иных случаях ограничение доступа к сети «Интерент» осуществляется операторами связи путем применения технических и программно-аппаратных средств посредством ограничения доступа к конкретным интернет-сайтам.

С учетом изложенного заявленные прокурором требования по оборудованию компьютеров, с которых предоставляется услуга по доступу к сети интернет, размещенных в ОПС Нюксеница программно-аппаратными средствами контент-фильтрации не основаны на законе, в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правомерным.

Поскольку требований об ограничении доступа к конкретным интернет-сайтам прокурор не заявлял, суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно сослался на недоказанность последним факта наличия в сети Интернет сайтов, содержащих публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти, а равно унижению достоинства человека; методические рекомендации по изготовлению сильнодействующих наркотических веществ с подробным описанием их приготовления и рекомендациями к применению; пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29.04.2015 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора прокуратуры Нюксенского района без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Жидкова

Судьи: А.А. Коничева

И.А. Сотников