ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3494/2014 от 05.05.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Полякова А.С.

 Судья-докладчик Иванова О.Н. По делу №33-3494/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    5 мая 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Зубковой Е.Ю.,

 судей Усовой Н.М., Ивановой О.Н.,

 при секретаре Мартиросян К.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Братский район» (далее по тексту – администрация МО «Братский район») о признании незаконным акта проверки юридического лица, предписания отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления НД ГУ МЧС России по Иркутской области,

 по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Братский район» ФИО1 на решение Братского городского суда Иркутской области от 9 октября 2013 года по данному гражданскому делу,

 УСТАНОВИЛА:

 Обратившись в суд с вышеназванным заявлением - администрация муниципального образования «Братский район» (далее по тексту – администрация МО «Братский район») просила признать незаконным принятые Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления НД ГУ МЧС России по Иркутской области акт проверки органом контроля (надзора), юридического лица № 54 от 28.06.2013, предписание № 54/4/1-1 от 27.06.2013 в редакции решения от 01.08.2013 по внесению изменений в акт проверки № 54 от 28.06.2013, предписание № 54/4/1-1 от 27.06.2013.

 В обоснование заявленных требований ссылалась на результаты проверки, проведенной отделом надзорной деятельности по г.Братску и Братскому району Управления НД ГУ МЧС России по Иркутской области от 28.06.2013 № 54, на предмет контроля исполнения ранее выданного Предписания № 6/4/1-3 от 26.02.2013.

 Представитель истца – администрации МО «Братский район» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.

 Представитель Отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Иркутской области по доверенности, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признал.

 Представитель отдела надзорной деятельности по г.Братску и Братскому району Управления НД ГУ МЧС России по Иркутской области - начальник отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признал.

 Решением Братского городского суда Иркутской области от 9 октября 2013 года постановлено в заявлении администрации МО «Братский район» отказать.

 В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Братский район» ФИО1 просит решение отменить. Мотивирует это тем, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Полагает, что отсутствовали законные основания для проведения проверки отделом надзорной деятельности по г.Братску и Братскому району Управления НД ГУ МЧС России по Иркутской области.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы главный государственный инспектор г.Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Заслушав доклад судьи Ивановой О.Н., проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 При рассмотрении настоящего дела суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права.

 Порядок проведения внеплановой выездной проверки установлен ст. 10, 12, 14 ФЗ РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 В силу ч. 1 ст. 16 Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.

 В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 25.01.2013 года № 6, в период с 18.02.2013 года по 26.02.2013 года была проведена плановая, выездная проверка в отношении администрации МО «Братский район», в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе: местная система оповещения не имеет возможности доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции, о чем 26.02.2013 года был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица № 6.

 В соответствии с пп. «в, м, н» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

 Пунктом 4 Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» предусмотрено, что системы оповещения создаются на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

 В соответствии с п. 10 названного Приказа, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения, в том числе до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

 Согласно п. 12 Приказа, основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 Пунктом 15 Приказа предусмотрено, что распоряжения на задействование систем оповещения отдаются, в том числе муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления.

 Должностное лицо надзорного органа в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обязано выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения.

 Судом установлено, что в связи с выявленными нарушениями, 26.02.2013 года в адрес администрации МО «Братский район» было выдано предписание № 6/4/1-3 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласно которому администрации МО «Братский район» надлежало предусмотреть в местной системе оповещения возможность доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции в срок до 26.05.2013 года.

 Также 05.03.2013 года отделом надзорной деятельности пожарного надзора по г. Братску и Братскому району был составлен протокол № 2-13-16/2-6 об административном правонарушении в отношении администрации МО «Братский район» за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или технологического характера, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

 В последующем постановлением мирового судьи 44 судебного участка ЦО г. Братска Иркутской области от 09.04.2013 года производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации МО «Братский район» по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 В дальнейшем на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 06.06.2013 года № 54, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания № 6/4/1-3 от 26.02.2013 года, в период с 17.06.2013 года по 28.06.2013 года была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении администрации МО «Братский район», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: местная система оповещения не имеет возможности доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции, о чем 28.06.2013 года был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица № 54.

 Предписанием № 54/4/1-1 от 27.06.2013 года, администрации МО «Братский район» необходимо было выполнить следующие мероприятия: предусмотреть в местной системе оповещения возможность доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции.

 По акту проверки органом контроля (надзора), юридического лица № 54 от 28.06.2013 года, администрация МО «Братский район» направило возражение, в котором указала, что согласно п. 2 Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 177 (далее - Положение), право на использование радиовещательных станций в чрезвычайных ситуациях с перерывом вещательной программы предоставляется органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поскольку администрация МО «Братский район» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и правом использования радиовещательных и телевизионных передающих станций для доведения сигналов оповещения до населения - не наделена, то выводы и требования проверяющих -предусмотреть в местной системе оповещения возможность доведения сигналов оповещения населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции являются необоснованными.

 Решением по внесению изменений в акт проверки № 54 от 28.06.2013 года, предписание № 54/4/1-1 от 27.06.2013 года от 01 августа 2013 года, принятом на основании возражений администрации МО «Братский район» от 02.07.2013 года № 10/123, главным государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО4 внесены следующие изменения:

 В абзац 10 акта проверки № 54 от 28.06.2013 года в таблицу выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

 во второй колонке «Вид нарушения требований обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вместо «Местная система оповещения не имеет возможности доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции. Предусмотреть в местной системе оповещения возможность доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции» следует читать «Местная система оповещения не обеспечивает своевременного доведения сигналов оповещения до населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием радиотрансляционных сетей. Обеспечить своевременное доведение сигналов оповещения до населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием специализированных технических средств оповещения, в том числе с использованием радиотрансляционных сетей».

 В третьей колонке «Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа, требования которых нарушены» добавить пункты 2,3,4 главы I Постановления Правительства РФ от 01 марта 1993г. №177 «Об утверждении положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

 В пункт 1 предписания №54/4/1-1 от 27.06.2013 года внесены следующие изменения:

 Во второй колонке «Вид нарушения требований обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вместо «Местная система оповещения не имеет возможности доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции. Предусмотреть в местной системе оповещения возможность доведения сигналов оповещения до населения через радиовещательные и телевизионные передающие станции» следует читать «Местная система оповещения не обеспечивает своевременного доведения сигналов оповещения до населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием радиотрансляционных сетей. Обеспечить своевременное доведение сигналов оповещения до населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием специализированных технических средств оповещения, в том числе с использованием радиотрансляционных
сетей».

 В третьей колонке «Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа, требования которых нарушены» добавить пункты 2,3,4 главы I Постановления Правительства РФ от 01 марта 1993г. №177 «Об утверждении положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»

 пункт 2 главы I - Право на использование радиотрансляционных сетей в чрезвычайных ситуациях с перерывом вещательной программы предоставляется органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и сельских районов.

 пункт 3 главы I - Включение радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени осуществляется оперативными дежурными штабов гражданской обороны с разрешения местных органов исполнительной власти или начальников штабов гражданской обороны.

 пункт 4 главы I - Речевая информация передается населению при возникновении чрезвычайных ситуаций с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2 - 3-кратнос повторение передачи речевого сообщения.

 Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с учетом вышеуказанных изменений, в ходе проведения проверки в отношении администрации МО «Братский район», органом государственного контроля (надзора) выявлено нарушение, выразившееся в том, что местная система оповещения не обеспечивает своевременного доведения сигналов оповещения до населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе, с использованием радиотрансляционных сетей. В связи с чем, на администрацию МО «Братский район» была возложена обязанность по обеспечению своевременного доведение сигналов оповещения до населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием специализированных технических средств оповещения.

 Таким образом, суд пришел к верному и с ним соглашается судебная коллегия, что требования администрации МО «Братский район» о признании незаконными акт проверки органом контроля (надзора), юридического лица № 54 от 28.06.2013 года и предписания № 54/4/1-1 от 27.06.2013 года в редакции решения от 01.08.2013 года по внесению изменений в акт проверки № 54 от 28.06.2013 года, предписания № 54/4/1-1 от 27.06.2013 года, удовлетворению не подлежат.

 Все доводы жалоб стороны ответчика основаниями к отмене постановленного судом решения не являются, по сути, они аналогичны тем, которыми стороны обосновывали свою позицию в суде первой инстанции, судом дана оценка всем доводам истца и ответчика в соответствии с требованиями закона, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. Указания на новые обстоятельства, не являвшиеся предметом оценки в суде первой инстанции, в апелляционных жалобах не содержится.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Братского городского суда Иркутской области от 9 октября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий Е.Ю. Зубкова

 Судьи Н.М. Усова

 О.Н. Иванова