ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-34977/2017 от 16.11.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Надрага В.Л. Дело № 33-34977/2017 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.,

судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.,

по докладу судьи Башинского Д.А.,

при секретаре Артеменко Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Запорожца < Ф.И.О. >14 по доверенности Запорожец < Ф.И.О. >13 на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 июля 2017 года,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Администрация г. Сочи обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Запорожец < Ф.И.О. >15 об аннулировании записи в едином государственном реестре недвижимости.

В обоснование своих требований заявитель указал, что Запорожец < Ф.И.О. >16 обратился в администрацию Адлерского внутригородского района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно» в отношении земельного участка площадью 4275 кв.м, с кадастровым номером <...> при жилом доме <...>

Изучив документы, полученные в рамках межведомственного взаимодействия было установлено следующее.

Заявителем под указанным домом испрашивался земельный участок площадью 4275 кв.м, с кадастровым номером <...> при жилом доме <...>

Согласно данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от <...>, выданной администрацией Кудепстинского сельского округа.

В соответствии с указанной выпиской из похозяйственной книги, Запорожец < Ф.И.О. >17 принадлежит на праве пользования земельный участок площадью 6300 кв.м, с кадастровым номером <...>, по адресу: <...>, о чем в похозяйственной книге <...> сделана запись на основании договора купли-продажи жилого дома от <...>.

Выписка из похозяйственной книги б/н от <...>, выданная в отношении Запорожец < Ф.И.О. >18 не соответствует требованиям, установленным Постановлением администрации города Сочи от 27.01.2010 № 59 (ред. от 08.05 2013) «Об утверждении Положения о порядке вьщачи на территории муниципального образования город-курорт Сочи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок».

А именно, из положений Постановления администрации города Сочи от 27.01.2010 № 59 (ред. от 08.05.2013) «Об утверждении Положения о порядке выдачи на территории муниципального образования город-курорт Сочи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», следует, что основанием для выдачи лицу выписки из похозяйственной книги является наличие достоверных и достаточных данных, позволяющих установить фамилию, имя, отчество гражданина, на имя которого внесена запись в похозяйственную книгу, адрес местоположения земельного участка и общая площадь земельного участка; реквизиты документов, на основании которых в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, является в том числе, выдаваемая органом четного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.

В форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, утвержденной приказом Росреестра от <...><...> предусмотрена строка «о чем в похозяйственной книге «___»______г. сделана запись на основании____».

С учетом изложенного следует вывод о том, что выписка из похозяйственной книги, в которой отсутствуют реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина прав на земельный участок, а также отсутствуют реквизиты похозяйственной книги, не может служить основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

То есть, для выдачи выписки из похозяйственной книги по основаниям, установленным статьей 25.2 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ необходимо сочетание двух условий:

- факт предоставления земельного участка;

- вид разрешенного использования земельного участка - личное подсобное хозяйство.

Сама по себе запись в похозяйственной книге о земельном участке, без наличия в лицевом счете записи о факте предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом требований статьи 25.2. ФЗ от 21.07.1997 года№122-ФЗ, не является основанием для регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке, а лишь является фиксацией сведений о фактическом состоянии хозяйства, наряду с остальными его составляющими, например такими, как домашняя птица, животные, сельскохозяйственные растения.

В выписке из похозяйственной книги от <...> б/№, выданной на имя Запорожец < Ф.И.О. >19 отсутствуют сведения о реквизитах документов, послуживших основанием для внесения в похозяйственную книгу записи о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, данная выписка из похозяйственной книги является не соответствующей требованиям действующего законодательства, в связи с чем, данная выписка из похозяйственной книги не может порождать прав Запорожец < Ф.И.О. >20 в отношении данного земельного участка, следовательно, выдача данной выписки является незаконной.

Кроме того, согласно договора купли-продажи от <...>, объектом сделки является жилой дом, площадью 108,9 кв.м., расположенный на земельном участке, не обозначенном по землеотводным документам.

Решением исполнительного комитета Кудепстинского сельского совета народных депутатов Адлерского района города Сочи Краснодарского края от <...><...> «О разрешении строительства нового индивидуального жилого дома взамен старого, ветхого в <...> гр. ФИО1 < Ф.И.О. >22 решением исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от <...><...> «О разрешении строительства нового дома взамен ветхого старого в <...>, гр. ФИО1 < Ф.И.О. >23 гражданину ФИО1 < Ф.И.О. >21 разрешено строительство нового дома на приусадебном земельном участке в <...> площадью 0,23 га. Сведения о выделении земельного участка в указанных решениях отсутствуют.

Согласно п. 12.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202, предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляют до 1200 кв. м.

Испрашиваемый в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером <...> для ведения личного подсобного хозяйства площадью 4275 кв.м, значительно превышает предельные максимальные размеры земельных участков, установленные градостроительным регламентом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...><...>, права на указанный земельный участок отсутствуют.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Статьей 4 названного закона установлен круг участников отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

К таким участникам относятся собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке,

который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) иные документы, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии со статьей 15 названного закона при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;

2) лица, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;

3) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;

4)собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременении объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения;

6) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;

6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Из изложенных выше обстоятельств следует, что в отсутствие документов, наделяющих Запорожец < Ф.И.О. >24 правами в отношении земельного участка, площадью 4275 кв.м., у органа, осуществляющего кадастровый учет объектов недвижимости, не имелось оснований для кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...>

Частью 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Вместе с тем Закон № 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков возможно при поступлении в орган регистрации прав судебного акта, вступившего в законную силу.

Представитель истца Гамисония < Ф.И.О. >25 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.

Ответчик Запорожец < Ф.И.О. >26 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен, причин неявки не сообщил.

Представитель третьего лица ФГУП Росреестр в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен, причин неявки не сообщил.

Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 июля 2017 года удовлетворено исковое заявление Администрации г. Сочи к Запорожец < Ф.И.О. >27 об аннулировании записи в едином государственном реестре недвижимости.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировало в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка, с кадастровым номером <...> площадью 4275 кв.м., расположенного при жилом доме <...>.

Признана выписка из похозяйственной книги б/н от <...>, выданная Запорожец < Ф.И.О. >32 в отношении земельного участка, площадью 6300 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: город Сочи, <...>, недействительной.

В апелляционной жалобе представитель Запорожца < Ф.И.О. >28 по доверенности Запорожец < Ф.И.О. >29 просит решение районного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Принять новое решение.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации г. < Ф.И.О. >2 по доверенности Перекрестов < Ф.И.О. >30 просившего решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

Как следует из материалов дела, Запорожец < Ф.И.О. >31 обратился в администрацию Адлерского внутригородского района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно» в отношении земельного участка площадью 4275 кв.м, с кадастровым номером <...> при жилом доме <...>

Изучив документы, полученные в рамках межведомственного взаимодействия было установлено следующее.

Заявителем под указанным домом испрашивался земельный участок площадью 4275 кв.м, с кадастровым номером <...> при жилом доме <...>

Согласно данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от <...>, выданной администрацией Кудепстинского сельского округа.

В соответствии с указанной выпиской из похозяйственной книги, Запорожец < Ф.И.О. >33 принадлежит на праве пользования земельный участок площадью 6300 кв.м, с кадастровым номером <...>, по адресу: <...>, о чем в похозяйственной книге <...> сделана запись на основании договора купли-продажи жилого дома от <...>.

Выписка из похозяйственной книги б/н от <...>, выданная в отношении Запорожец < Ф.И.О. >34 не соответствует требованиям, установленным Постановлением администрации города Сочи от 27.01.2010 № 59 (ред. от 08.05 2013) «Об утверждении Положения о порядке выдачи на территории муниципального образования город-курорт Сочи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок».

А именно, из положений Постановления администрации города Сочи от 27.01.2010 № 59 (ред. от 08.05.2013) «Об утверждении Положения о порядке выдачи на территории муниципального образования город-курорт Сочи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», следует, что основанием для выдачи лицу выписки из похозяйственной книги является наличие достоверных и достаточных данных, позволяющих установить фамилию, имя, отчество гражданина, на имя которого внесена запись в похозяйственную книгу, адрес местоположения земельного участка и общая, площадь земельного участка; реквизиты документов, на основании которых в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, является в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.

В форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, утвержденной приказом Росреестра от <...><...>, предусмотрена строка «о чем в похозяйственной книге «____»______г. сделана запись на основании____».

С учетом изложенного следует вывод о том, что выписка из похозяйственной книги, в которой отсутствуют реквизиты документа, на основании которого в похозяйственпую книгу внесена запись о наличии у гражданина прав на земельный участок, а также отсутствуют реквизиты похозяйственной книги, не может служить основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

То есть, для выдачи выписки из похозяйственной книги по основаниям, установленным статьей 25.2 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ необходимо сочетание двух условий:

- факт предоставления земельного участка;

- вид разрешенного использования земельного участка - личное подсобное хозяйство.

Сама по себе запись в похозяйственной книге о земельном участке, без наличия в лицевом счете записи о факте предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом требований статьи 25.2. ФЗ от 21.07.1997 года№122-ФЗ, не является основанием для регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке, а лишь является фиксацией сведений о фактическом состоянии хозяйства, наряду с остальными его составляющими, например такими, как домашняя птица, животные, сельскохозяйственные растения.

В выписке из похозяйственной книги от <...> б/№, выданной на имя Запорожец < Ф.И.О. >35 отсутствуют сведения о реквизитах документов, послуживших основанием для внесения в похозяйственную книгу записи о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, данная выписка из похозяйственной книги является не соответствующей требованиям действующего законодательства, в связи с чем, данная выписка из похозяйственной книги не может порождать прав Запорожец < Ф.И.О. >36 в отношении данного земельного участка, следовательно, выдача данной выписки является незаконной.

Кроме того, согласно договора купли-продажи от <...>, объектом сделки является жилой дом, площадью 108,9 кв.м., расположенный на земельном участке, не обозначенном по землеотводным документам.

Решением исполнительного комитета Кудепстинского сельского совета народных депутатов Адлерского района города Сочи Краснодарского края от <...><...> «О разрешении строительства нового индивидуального жилого дома взамен старого, ветхого в <...> гр. ФИО1 < Ф.И.О. >37 решением исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от <...><...> «О разрешении строительства нового дома взамен ветхого старого в <...>, гр. ФИО1 < Ф.И.О. >39 гражданину ФИО1 < Ф.И.О. >38 разрешено строительство нового дома на приусадебном земельном участке в <...> площадью 0,23 га. Сведения о выделении земельного участка в указанных решениях отсутствуют.

Согласно п. 12.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202, предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляют до 1200 кв. м.

Испрашиваемый в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером <...> для ведения личного подсобного хозяйства площадью 4275 кв.м, значительно превышает предельные максимальные размеры земельных участков, установленные градостроительным регламентом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...><...>, права на указанный земельный участок отсутствуют.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Статьей 4 названного закона установлен круг участников отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

К таким участникам относятся собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские п иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

8) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

9) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

10) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

11) свидетельства о праве на наследство;

12) вступившие в законную силу судебные акты;

13) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

14) иные документы, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии со статьей 15 названного закона при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

8) собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;

9) лица, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;

10) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;

11) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

12) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременении объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения;

13) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;

14) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Из изложенных выше обстоятельств следует, что в отсутствие документов, наделяющих Запорожец < Ф.И.О. >40 правами в отношении земельного участка, площадью 4275 кв.м., у органа, осуществляющего кадастровый учет объектов недвижимости, не имелось оснований для кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...>

Частью 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Вместе с тем Закон № 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также иконные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются

обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков возможно при поступлении в орган регистрации прав судебного акта, вступившего в законную силу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Ответчик возражений относительно заявленных требований не представил.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Запорожца < Ф.И.О. >42 по доверенности Запорожец < Ф.И.О. >41 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: