Судья ФИО2 Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Ушаковой И.Г., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 27 ноября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Личининой Т.И. к государственному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10.09.2014, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Личининой Т.И. к ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Курганской области в пользу Личининой Т.И. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в размере <...> рублей <...> копеек».
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора облпрокуратуры ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах Личининой Т.И. обратился в суд с иском к государственному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида» (далее по тексту – ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида»), Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Личинина Т.И. имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по адресу: <адрес>. Однако в нарушение норм действующего законодательства Главное управление образования Курганской области установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем в <...> истец самостоятельно вносила плату за электроэнергию, потребленную сверх установленного ответчиком норматива. Прокурор полагал, что отсутствие у истца отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии на иные цели, кроме освещения. За <...> Личининой Т.И. было оплачено за электроэнергию <...> рублей <...> копеек, из которых ей возмещено лишь <...> рублей. Таким образом, сумма некомпенсированных истцу расходов на освещение составила <...> рублей <...> копеек.
Просил признать за Личининой Т.И. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме, без учета норм потребления. Взыскать с ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида», Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в пользу Личининой Т.И. денежные средства, потраченные на оплату освещения в размере <...> рублей <...> копеек за счет бюджета субъекта Российской Федерации – Курганской области.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Лебяжьевского района Довгополов Д.А. представил суду письменное заявление об отказе от исковых требований в части признании за Личининой Т.И. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Истец Личинина Т.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном заявлении поддержала частичный отказ прокурора от исковых требований.
Определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10.09.2014 отказ прокурора от исковых требований в части признания за Личининой Т.И. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Курганской области Довгополов Д.А. на удовлетворении иска в части взыскания денежных средств настаивал по доводам искового заявления.
Представитель ответчика ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
Представители ответчиков Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, третье лицо Главного управления социальной защиты населения Курганской области не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Финансового управления Курганской области просит решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10.09.2014 отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске к Финансовому управлению Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании», из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации – Курганской области не поступают с 01.01.2005. Ответчик полагает, что, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации – Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области № 75) и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. В связи с этим считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной законом субъекта, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области является необоснованным. Полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области № 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области № 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.
Участники судебного заседания, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Личинина Т.И. до <...> работала в ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» и имеет стаж педагогической деятельности более <...> лет (трудовая книжка – л.д. 35-39).
С <...> Личинина Т.И. зарегистрирована и проживает со своим сыном ФИО7 в <...> квартире общей площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> (паспорт – л.д. 5, справка Администрации Лебяжьевского района Курганской области от <...> – л.д. 6).
Указанное жилое помещение принадлежит сыну истца – ФИО7 на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права № от <...> – л.д. 7).
Вступившим в законную силу решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от <...> за Личининой Т.И. было признано право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в рабочем поселке на территории Курганской области, в полном объеме без учета норм потребления (л.д. 12-16).
Предметом настоящего спора является право истца как вышедшего на пенсию педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с <...> по <...>.
Согласно представленной филиалом ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» - Энергосбыт» информации, в течение <...> Личинина Т.И. произвела оплату электроэнергии на общую сумму <...> рублей <...> копеек (л.д. 8). ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выплатило истцу компенсацию за потребленную электроэнергию в <...> в размере <...> рублей (л.д. 10). Сумма некомпенсированных расходов Личининой Т.И. на оплату освещения жилого помещения за <...> составила <...> рублей <...> копеек.
Настаивая на взыскании в пользу Личининой Т.И. данных денежных средств, прокурор указывал на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих права истца на меры социальной поддержки путем компенсации ее расходов на оплату освещения жилого помещения исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ) предусматривал, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Действующий с 01.09.2013 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
Одновременно законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
В ст. 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Курганской области № 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее – Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В п.п. 8, 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы (пенсионерам – по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации – органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области № 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там, компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах Личининой Т.И. прокурор просил взыскать в ее пользу денежные средства в размере <...> рублей <...> копеек, израсходованные ею на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные ей своевременно.
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что Личинина Т.И. как бывший педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения. Данное право, как указывалось выше, было признано за истцом решением Лебяжьевского районного суда Курганской области суда от <...>, доказательств утраты данного права истцом в <...> в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материалы дела не содержат, напротив данное право истца ответчиками признавалось, о чем свидетельствует произведенная в <...> компенсация Личининой Т.И. расходов на освещение в сумме <...> рублей из оплаченных ею <...> рублей <...> копеек.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая Личининой Т.И. в <...> мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истца сумму, оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за <...> в размере <...> рублей <...> копеек.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми истец имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.
В ст. 7.2 Закона Курганской области № 75 установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п.п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой ежегодно Законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий год, предусматриваются расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением истцу мер социальной поддержки в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи: