ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3506/17Г от 18.07.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Чашина Е.В. Дело № 33 – 3506/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Бояровой И.К.

судей Поникаровской Н.В., Шкарупиной С.А.

при секретаре Ульяновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 мая 2017 года, которым приказ Министерства социальной политики Калининградской области от 09 ноября 2016 года в части отказа в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» незаконным.

Министерство социальной политики Калининградской области обязано присвоить ФИО1звание «Ветеран труда».

С Министерства социальной политики Калининградской области в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей почтовые расходы в размере 66, 54 рублей.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области указав в обоснование заявленных требований, что в октябре 2016 года она обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако письмом от 11 ноября 2016 года ей было в этом отказано по тем основаниям, что представленная медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», которой она была награждена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 августа 2016 года, признана не соответствующей требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а именно в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации данная медаль не является ведомственным знаком отличия.

Рассмотрев заявленный иск, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области выражает несогласие с решением суда и просит его отменит.

Не соглашаясь с выводом суда о порядке вступления в законную силу нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и, как следствие, о применении к спорным правоотношениям Приказа Министра обороны РФ № 220 от 05 апреля 2014 года «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», настаивает на том, что с учетом требований пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» действующим законодательством Российской Федерации такой ведомственный знак отличия за заслуги в труде как медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», не учрежден.

При таком положении, как утверждает податель жалобы, отсутствовали правовые основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

Проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 августа 2016 года была награждена медалью «За трудовую доблесть», имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет.

20 октября 2016 года она обратилась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

16 ноября 2016 года ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ей был дан ответ о том, что по итогам рассмотрения ее заявления, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов присвоения звания «Ветеран труда» Министерства социальной политики Калининградской области от 09 ноября 2016 года, медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» признана не соответствующей требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и в этой связи ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании медали «За трудовую доблесть».

Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом положений действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о необходимости судебной защиты прав истца, имеющей право на присвоение звания «Ветеран труда».

Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, основанными на доказательствах и соответствующему закону.

Основанием для отказа в присвоении истцу звания «Ветеран труда», послужило то, что медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» не признана ответчиками ведомственным знаком отличия.

С такой позицией обоснованно не согласился суд первой инстанции.

Так, правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 7 данного Федерального закона установлено, что ветеранами труда являются, в числе прочего, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Калининградской области во исполнение указанной нормы действует соответствующий Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», утвержденные Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), пункт первый которого устанавливает, что звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…

К ведомственным знакам отличия в труде относятся учрежденные согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, награды, выданные уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством (п.п.3 п. 3 Порядка).

Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), статей 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социальной защиты, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.

Награждение ФИО1 медалью Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» произведено названным министерством, которое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №636 от 21 мая 2012 года относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Согласно Положению о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации №30 от 22 января 2008 года «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации», что ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия (п.3).

Пунктом 5 данного Положения установлено, что ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Таким образом, статусом ведомственных знаков отличия Министерства обороны Российской Федерации, награждение которыми дает награжденному право на присвоение звания «Ветеран труда», обладают знаки отличия, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

В порядке реализации указанного правомочия Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05 июня 2000 года № 310 (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2008 года № 342), учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» и утверждено Положение о ней, согласно которым названная медаль отнесена ведомственным знакам отличия. Данной медалью награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу; за высокие достижения в производственной и научно-исследовательской деятельности; за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров.

Действие данного нормативного правового акта Министерства обороны Российской Федерации при установлении наличия либо отсутствия условий присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» у Министерства социальной политики Правительства Калининградской области сомнений не вызывало.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 220 от 05 апреля 2014 года, вступление в силу которого оспаривается ответчиком, учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» и утверждено Положение об этой медали. Одновременно пунктом 4 этого приказа вышеприведенный приказ Министра обороны Российской Федерации № 310 признан утратившим силу.

Как следует из утвержденного последним приказом Министра обороны Российской Федерации Положения о медали Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», она также отнесена к ведомственным знакам отличия. Данной медалью награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за безупречную и эффективную федеральную государственную службу; за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу; за высокие достижения в области образования, культуры, искусства, охраны здоровья, научно-исследовательской деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров. Награждение медалью производится при условии безупречной и эффективной федеральной государственной гражданской службы (добросовестной работы) в Министерстве обороны Российской Федерации (Вооруженных Силах Российской Федерации) не менее 10 лет, а в представляющем к награждению медалью органе военного управления (организации) – не менее 2 лет.

Приказом Министра обороны № 692 от 27 октября 2016 года в Положение о медали Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» внесены изменения, согласно которым данной медалью награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за безупречную и эффективную федеральную государственную службу; за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу. Награждение медалью производится при наличии стажа (общей продолжительности) государственной гражданской службы (работы) в Министерстве обороны Российской Федерации (Вооруженных Силах Российской Федерации) не менее 15 лет.

Тем самым, приказом Министра обороны Российской Федерации № 220 от 05 апреля 2014 года с последующим изменением затронуты по существу лишь условия и порядок награждения медалью Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», принадлежность к ведомственному знаку отличия которой изначально была установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 05 июня 2000 года № 310 (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2008 года № 342).

При такой ситуации правовая позиция Министерства социальной политики Правительства Калининградской области по вопросу применения ведомственных актов Министерства обороны Российской Федерации при установлении наличия либо отсутствия оснований для присвоения звания «Ветеран труда» не может быть признан обоснованной и обеспечивающей принцип правовой определенности гарантирующей реализацию приобретенных прав.

По настоящему спору судебная коллегия также принимает во внимание, что принадлежность медали Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» к ведомственным знакам отличия также следует из приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в Вооруженных Силах Российской Федерации и Порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в Вооруженных Силах Российской Федерации», зарегистрированного в Минюсте России 15 апреля 2016 № 41814.

Факты учреждения медали «За трудовую доблесть» в качестве ведомственного знака отличия Министерства обороны Российской Федерации и издания приказа от 12 августа 2016 года о награждении истца медалью «За трудовую доблесть» за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу в ходе судебного разбирательства были подтверждены самим ведомством.

При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, у Министерства социальной политики Калининградской области отсутствовали достаточные правовые основания для отказа ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда».

Иное, приведенное в апелляционной жалобе, толкование действующего законодательства, нельзя признать правильным, при том, что оспариваемый отказ в присвоении звания «Ветеран труда» при наличии объективных к тому оснований, лишает гражданина прямо предусмотренных законом социальных гарантий.

Ошибочное указание суда на то, что приказ Министра обороны Российской Федерации № 220 от 05 апреля 2014 года как ведомственный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации вступает в законную силу с момента его подписания, не является основанием для отмены решения суда, поскольку это не повлекло принятия неправильного решения.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, при рассмотрении дела судом первой инстанции определены и установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нарушений при применении материального закона не допущено, оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы апелляционная инстанция не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л ИЛ А:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: