ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3507/2014 от 27.11.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

  Судья Терешкин О.Б. Дело № 33-3507/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

 судьи-председательствующего Софиной И.М.,

 судей Ушаковой И.Г., Фроловой Ж.А.,

 при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 27 ноября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах ФИО1 к ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, взыскании денежных средств,

 по апелляционным жалобам Финансового Управления Курганской области, ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа VIII вида» на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10 сентября 2014 года, которым постановлено:

 «Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах ФИО1 к ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Глав­ному управлению образованием Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить.

 Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств каз­ны субъекта Российской Федерации – Курганской области в пользу ФИО1 денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии и отопления, в размере <...> рубля <...> копеек».

 Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора облпрокуратуры Тюсовой И.Н.,  судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в интересах ФИО1 в суд с иском к государственному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению «Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида» (далее – ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»), Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств.

 В обоснование требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в результате которой установлено, что ФИО1 имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по <адрес> Однако в нарушение норм действующего законодательства Главное управление образования Курганской области установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем в <...> истец самостоятельно вносила плату за электроэнергию, потребленную сверх установленного ответчиком норматива. Полагал, что отсутствие у истца отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии в полном объеме. За <...> ФИО1 было оплачено за электроэнергию <...> рублей, из которых ей возмещено лишь <...> рублей <...> копейки. Таким образом, сумма некомпенсированных истцу расходов на освещение составила <...> рублей <...> копеек.

 Просил признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме, без учета норм потребления. Взыскать с ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида», Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в пользу ФИО1 денежные средства, потраченные на оплату освещения в <...> в размере <...> рубля <...> копеек за счет бюджета субъекта Российской Федерации – Курганской области.

 В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части признания за ФИО1 права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.

 Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном заявлении поддержала частичный отказ прокурора от исковых требований.

 Определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10.09.2014 отказ прокурора от исковых требований в части признания за ФИО1 права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

 В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Курганской области Довгополов Д.А. на удовлетворении иска в части взыскания денежных средств настаивал по доводам искового заявления.

 Представитель ответчика ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида» в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

 Представители ответчиков Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе ответчик Финансовое управление Курганской области просит решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10.09.2014 отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске к Финансовому управлению Курганской области.

 В обоснование жалобы указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании», из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации – Курганской области не поступают с 01.01.2005. Ответчик полагает, что, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации – Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области № 75) и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. В связи с этим считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной законом субъекта, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области является необоснованным. Полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области № 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области № 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.

 Также с апелляционной жалобой обратился ответчик ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». В обоснование жалобы указывает, что истец имеет два прибора учета электроэнергии: прибор учета по электроснабжению жилого помещения и прибор учета потребляемой электроэнергии котлом отопления жилого помещения. Расходы на отопление жилого помещения за <...> были компенсированы истцу в размере <...> рублей, в качестве меры социальной поддержки, оказываемой педагогическим работникам. Также истцом в бухгалтерию ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» были представлены квитанции об потребленной в <...> электроэнергии на общую сумму <...> рублей, из которых ответчиком в добровольном порядке было компенсировано <...> рублей <...> копейки. На основании изложенного ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» просит отменить решение, принять по делу новое решение, которым исключить из суммы исковых требований оплаченную компенсацию расходов за отопление за период с <...> по <...>, а также оплаченную сумму компенсации за освещение в размере <...> рублей <...> копейки.

 В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсова И.Н. выражала полное согласие с постановленным решением суда, полагала, что апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.

 Участники судебного заседания, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения в части в связи с нарушением судом норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

 Из материалов дела следует, что истец ФИО1 работала учителем в ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» с <...> по <...> (трудовая книжка – л.д. 7-8).

 Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (справка Администрации Лебяжьевского поссовета – л.д. 4, паспорт – л.д. 4а). Указанное жилое помещение принадлежит ФИО1 и ее сыну ФИО8 на праве общей долевой собственности (свидетельство о государственной регистрации права от <...> – л.д. 6).

 Вступившим в законную силу решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от <...> за ФИО1 признано право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в р.п. Лебяжье на территории Курганской области, в полном объеме без учета норм потребления (л.д. 14-18).

 Предметом настоящего спора является право истца как вышедшего на пенсию педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с <...> по <...>.

 Согласно представленной филиалом ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» - «Энергосбыт» информации, в течение <...> ФИО1 произвела оплату электроэнергии на общую сумму <...> рублей (л.д. 5). При этом затраты на оплату освещения составили <...> рублей, остальную сумму составили затраты на отопление (квитанции – л.д. 9-11, 29-30). ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выплатило истцу компенсацию за потребленную электроэнергию в <...> в размере <...> рублей <...> копейки (л.д. 12).

 При подаче искового заявления в интересах истца, прокурор Лебяжьевского района Курганской области полагал, что сумма некомпенсированных расходов ФИО1 на оплату освещения жилого помещения за <...> составила <...> рубля <...> копеек. Настаивая на взыскании в пользу истца данных денежных средств, прокурор указывал на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих права ФИО1 на меры социальной поддержки путем компенсации ее расходов на оплату освещения жилого помещения исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.

 Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая положения ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришел к выводу о том, что гарантированное государством право на предоставление истцу бесплатной жилой площади с освещением в <...> было нарушено, поскольку мера социальной поддержки предоставлялась не в полном объеме, исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.

 Судебная коллегия находит вывод суда об удовлетворении исковых требований в части компенсации расходов за освещение правильным, основанным на верном толковании и применении норм материального права.

 Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013.

 До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

 Абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ) предусматривал, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Действующий с 01.09.2013 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).

 Законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ).

 Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

 На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

 В ст. 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

 В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Курганской области № 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

 Данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.

 Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее – Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

 Согласно п. 6 Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).

 В п.п. 8, 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы (пенсионерам – по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации – органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

 В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области № 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

 Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там, компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

 В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

 Прокурор, обратившись с настоящим иском в интересах ФИО1, просил взыскать в ее пользу денежные средства в размере <...> рублей <...> копеек, израсходованные на оплату услуг по электроснабжению и некомпенсированные ей своевременно.

 Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что ФИО1 как бывший педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения. Данное право, как указывалось выше, было признано за истцом решением Лебяжьевского районного суда Курганской области суда от <...>, доказательств утраты данного права истцом в <...> в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материалы дела не содержат, напротив данное право истца ответчиками признавалось, о чем свидетельствует произведенная в <...> компенсация ФИО1 расходов на освещение в сумме <...> рублей <...> копейки.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая ФИО1 в <...> мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании в пользу ФИО1 суммы оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за <...>.

 Ссылка апелляционной жалобы на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение», и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми ФИО1 имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.

 Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.

 В ст. 7.2 Закона Курганской области № 75 установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.

 Согласно п.п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.

 ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.

 Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

 Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

 В ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой ежегодно Законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий год, предусматриваются расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).

 Ссылку жалобы на отсутствие по делу всей совокупности оснований для возмещения вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основанием для присуждения ФИО1 спорной денежной суммы является ее право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, которое истцом не было реализовано, а не обязательства из причинения вреда.

 Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков (расходов на оплату освещения) в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.

 Решение суда в данной части подробно мотивировано, построено на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.

 Между тем судебная коллегия не может признать правильным вывод суда о взыскании расходов ФИО1 по оплате отопления за <...>.

 В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

 Судебная коллегия полагает, что в нарушение требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд первой инстанции вышел за рамки исковых требований, обязав ответчика компенсировать истцу расходы, понесенные на оплату отопления жилого помещения, включив их в общую сумму взыскания.

 Постановленное судом решение подлежит изменению в части размера компенсации расходов на освещение жилого помещения. С Финансового управления Курганской области за счет средств каз­ны субъекта Российской Федерации – Курганской области в пользу ФИО1 следует взыскать денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в размере <...> рубля <...> копеек (<...> – <...>).

 Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 10 сентября 2014 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующее редакции:

 «Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах ФИО1 к ГС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Глав­ному управлению образованием Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

 Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств каз­ны субъекта Российской Федерации – Курганской области в пользу ФИО1 денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в размере <...> рубля <...> копеек.

 В остальной части исковых требований отказать.».

 Судья - председательствующий         

 Судьи: