ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3510 от 04.09.2014 Тверского областного суда (Тверская область)

№ 33-3510 Судья Прохоров Ф.А. 2014 год подлинник

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Малич В.С.,

судей Гудковой М.В. и Лепской К.И.,

при секретаре Суханове М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

04 сентября 2014 года

по докладу председательствующего Малич В.С.

дело по частной жалобе администрации Максатихинского района Тверской области

на определение Максатихинского районного суда Тверской области

от 10 июля 2014 года,

которым постановлено:

«В удовлетворении заявления администрации Максатихинского района Тверской области о рассрочке (отсрочке) исполнения решения Максатихинского районного суда от 17 апреля 2012 года по делу № 2-110/2012 – отказать».

Судебная коллегия установила:

Вступившим в законную силу решением Максатихинского районного суда Тверской области от 17 апреля 2012 года действия МУП «Максатихинские коммунальные системы» и администрации городского поселения п.Максатиха, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, признаны противоправными, на ответчиков возложена обязанность прекратить указанные действия..

Администрация Максатихинского района Тверской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения Максатихинского районного суда Тверской области от 17 апреля 2012 года.

Заявление мотивировано тем, что администрация Максатихинского района Тверской области в рамках исполнения решения суда от 17.04.2012 осуществляет мероприятия, предусмотренные ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 28.08.2013, с момента замены должника (ответчика) администрации городского поселения поселок Максатиха определением суда от 21.08.2013. В соответствии с требованиями действующего законодательства для исполнения решения суда необходимо разработать и утвердить схему водоснабжения (полномочия органов местного самоуправления); разработать, согласовать и утвердить техническое задание (полномочия органов местного самоуправления и субъекта); разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу (полномочия регулируемой организации, органов местного самоуправления и органа исполнительной власти). Все эти мероприятия осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Процедура длительная и требующая определенного порядка прохождения, в связи с чем Федеральным законом и предусмотрено семилетнее приведение качества воды в соответствие. При принятии решения судом не учитывалось состояние систем водоснабжения, необходимое количество денежных средств, для возможности реального исполнения решения суда, отсутствие разработанных и утвержденных схем водоснабжения в пгт Максатиха.

Администрацией Максатихинского района была проделана следующая работа по организации обеспечения населения поселка Максатиха чистой питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»:

31.01.2013 постановлением № 46-па главы администрации Максатихинского района была утверждена инвестиционная программа «Строительство станций очистки воды для хозяйственно-питьевых целей двух водозаборных узлов по ул.им. Василенкова и ул.Кооперативная в п.Максатиха Тверской области на 2013-2015 годы», подготовлена заявка на ассигнования из фонда муниципального развития Тверской области для финансирования инвестиционных программ (проектов) на 2013 год. Предварительная стоимость строительства станции очистки воды для хозяйственно-питьевых целей двух водозаборных узлов по ул.им. Василенкова и ул. им.Кооперативная пгт Максатиха составляет <данные изъяты> рублей, это не считая замены всех водопроводных сетей, что также необходимо, так как они изношены более чем на 80 процентов. Доходная часть бюджета пгт Максатиха на 2013 год составляла <данные изъяты> рублей и в 2014 году составляет <данные изъяты>. Таким образом, отсутствие достаточных денежных средств в бюджете делает решение Максатихинского районного суда Тверской области по делу № 2-110/2012 неисполнимым, следовательно, оно не направлено на восстановление нарушенных прав граждан. Восстановление прав граждан могло быть осуществлено в данном случае иным путем, путем перерасчета оплаченных услуг по поставке питьевой воды населению поселка. В 2013 году бюджетная заявка и инвестиционная программа, предложенная с целью исполнения решения суда и получения субсидий на его исполнение была отклонена министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в связи с чем программа оказалась неисполнимой в виду отсутствия достаточных средств на ее реализацию.

29.01.2014 администрацией Максатихинского района была утверждена муниципальная программа «Реконструкция водопровода южной части п.Максатиха со строительством станции водоочистки» с целью реализации данной муниципальной программы готовится сметная документация, без инвестиций бюджет городского поселения не может реализовать исполнение всех мероприятий программы без софинансирования, так как на ее реализацию необходимо <данные изъяты> рублей в связи с чем администрацией предпринимаются меры по вступлению в областную инвестиционную программу. В связи с внесением изменений в Федеральный закон с 01.01.2014 вступить в инвестиционную программу орган местного самоуправления не может без утвержденной схемы водоснабжения муниципального образования.

30.05.2014 администрацией Максатихинского района по результатам запроса котировок (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) был заключен муниципальный контракт по разработке схемы водоснабжения срок исполнения контракта 120 календарных дней со дня заключения, то есть срок исполнения – ДД.ММ.ГГГГ согласно контракту на приемку работ 5 календарных + 7 рабочих дней – ДД.ММ.ГГГГ на утверждение схемы необходимо 3 рабочих дня. Итого схема будет изготовлена 16.10.2014. На основании данной схемы администрацией будет разработано техническое задание, которое направляется в регулируемую организацию (МУП «ВКХ») для разработки инвестиционной программы.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение (МУП «ВКХ»), обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года, то есть до 01.07.2015. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией до 01.07.2015, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы.

В данном случае утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация (МУП «ВКХ») должна направить проект разработанной инвестиционной программы на согласование в администрацию Максатихинского района Тверской области.

Администрация Максатихинского района Тверской области обязана рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование (до 29.08.2015). Орган местного самоуправления поселения (городского округа) рассматривает проект инвестиционной программы на предмет ее соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории этого муниципального образования, а также в части мероприятий, реализуемых на территории других муниципальных образований, затрагивающих обеспечение водоснабжением и (или) водоотведением абонентов территории этого муниципального образования.

Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию.

В случае отказа регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) не позднее 7 дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации.

Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения от органа местного самоуправления поселения (городского округа) протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязана направить проект инвестиционной программы протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.

В случае неполучения регулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа), в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы может быть направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа).

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование. Таким образом, данная процедура будет проводиться до 22.09.2015.

Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения согласования от органа местного самоуправления поселения обязана направить проект инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости ее доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы (до 26.10.2015).

Утвержденная инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.

В случае если проект инвестиционной программы соответствует всем требованиям, уполномоченный орган местного самоуправления поселения должен провести оценку доступности.

Для оценки доступности уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) запрашивает у органа регулирования тарифов информацию об индексе роста тарифа регулируемой организации с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы и о предельном индексе.

После получения информации от органа регулирования тарифов уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) оценивает доступность для абонентов тарифов регулируемой организации путем сравнения индекса роста тарифа регулируемой организации с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы и предельного индекса. (Постановление Правительства РФ от 31.05.2014 № 503).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) утверждает инвестиционную программу в срок не позднее 1 декабря года (то есть не позднее 01.12.2015), предшествующего началу реализации инвестиционной программы. Срок исполнения инвестиционной программы будет зависеть от инвестиций.

Просили отсрочить, либо предоставить рассрочку исполнения решения Максатихинского районного суда Тверской области до 01 декабря 2015 года.

В судебном заседании представитель администрации Максатихинского района Тверской области Шлейтанова Н.И. заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Бежецке, Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, лесном, Максатихинском, Молоковском, Рамешковском, Сандовском, Сонковском районах, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель отдела судебных приставов по Максатихинскому и Лесному районам УФССП по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе администрация Максатихинского района Тверской области ставит вопрос об отмене судебного постановления и просит рассмотреть вопрос по существу, ссылаясь на доводы, приводимые в заявлении о предоставлении рассрочки (отсрочки) исполнения судебного решения.

В жалобе также указывается на нереальность сроков для исполнения судебного постановления. Не учитывается обеспеченность бюджета муниципального образования и наличие других вопросов местного значения, разрешение которых также требует финансовых затрат. Восстановление прав граждан в одной сфере (водоснабжение) за счет ущемления других прав населения является недопустимым. В соответствии с положениями статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.

В силу положений ст. 333 ГПК РФ частная жалобы администрации Максатихинского района Тверской области рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, заслушав докладчика по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу определения.

Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и предоставление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 ГПК РФ.

В силу ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

По смыслу приведенных норм права основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Решением Максатихинского районного суда Тверской области от 17 апреля 2012 года действия муниципального унитарного предприятия «Максатихинские коммунальные системы» и администрации городского поселения – пос.Максатиха, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, признаны противоправными в отношении населения п.Максатиха Тверской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На муниципальное унитарное предприятие «Максатихинские коммунальные системы» и администрацию городского поселения – пос. Максатиха возложена обязанность поставлять населению пос.Максатиха Тверской области питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», и в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу довести его до потребителей через средства массовой информации.

В соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 июня 2012 года решение суде перовой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Максатихинского районного отдела УФССП России по Тверской области от 09.08.2012 возбуждено исполнительное производство № , срок для добровольного исполнения установлен 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Определением суда от 14.09.2012 должникам МУП «Максатихинские коммунальные системы» и администрации городского поселения поселок Максатиха была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 января 2013 года.

Определением суда от 25 июля 2013 года была произведена замена должника на правопреемника администрацию Максатихинского района, исполнительное производство в отношении МУП «Максатихинские коммунальные системы» было прекращено.

Отказывая в удовлетворении заявления администрации Максатихинского района Тверской области, суд исходил из того, что с учетом даты вступления решения суда в законную силу (21 июня 2012 года) отсутствуют основания полагать, что должником по исполнительному производству были приняты своевременные меры, направленные на исполнение решения суда, и что, на момент разрешения вопроса о рассрочке (отсрочке), срок для исполнения судебного постановления является недостаточным.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Кроме того, отсутствие денежных средств у должника, достаточных для исполнения судебного акта, а также ссылка заявителя на положения законодательства, отражающие особенности проведения мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Также суд правомерно учел то обстоятельство, что ранее по делу уже представлялась отсрочка исполнения решения, однако надлежащих мер к исполнению решения суда принято не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствие оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда является верным.

Согласно ст.6 Европейской конвенции по правам человека и последующей судебной практики Европейского суда по правам человека, исполнение судебных решений является частью судебного разбирательства с соблюдением процессуальных гарантий. В связи с чем, длительное неисполнение судебных решений следует рассматривать как нарушение права на справедливое судебное разбирательство.

Предоставление отсрочки исполнения решения суда при таких обстоятельствах повлечет нарушение баланса интересов сторон в пользу должника за счет взыскателя, а также необоснованное затягивание исполнения судебного акта, вступившего в законную силу, что, в свою очередь, является нарушением одного из принципов исполнительного производства - своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, предусмотренного п.2 ст.4 Закона об исполнительном производстве.

Доводы, изложенные в частной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Максатихинского районного суда Тверской области от 10 июля 2014 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Максатихинского района Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий В.С.Малич

Судьи областного суда М.В.Гудкова

К.И.Лепская