Дело № 33-3514/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 22 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Г.Ю.,
судей Рогачевой В.В., Алексеевой Е.Д.
при секретаре Прядко А.Е.
с участием прокурора Капсамун И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым прокурору было отказано в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФИО1, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО25, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО26 и ФИО27, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, администрации Новосветского поселения о признании миграционного учета граждан по месту пребывания недействительным, обязании снять с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения прокурора Капсамун И.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила :
Гатчинский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, ФИО1, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, администрации Новосветского поселения, с учетом последних уточнений просил признать миграционный учет ответчиков по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительным, обязать снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование заявленных требований указано, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в ходе которой по адресу: <адрес>, выявлены нарушения закона. ДД.ММ.ГГГГ собственник жилого помещения по адресу: <адрес> - ФИО1 зарегистрировал по указанному адресу пять граждан Республики Таджикистан: ФИО4, ФИО7, ФИО11, ФИО5, ФИО6 В дальнейшем, из полученных по данному факту у ФИО1 объяснений установлено, что данные граждане зарегистрированы в указанном жилом помещении без цели проживания. Таким образом, ФИО1 допущена фиктивная постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. По данному факту Гатчинским городским прокурором в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, которое направлено в ОД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области. По результатам рассмотрения материалов органом дознания ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Фиктивная постановка иностранных граждан на миграционный учет в жилом помещении по месту пребывания является прямым нарушением интересов Российской Федерации и целей миграционного законодательства, предусмотренных ст. 4 закона № 109-ФЗ. Па основании вышеуказанного, Г атчинский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, просит признать миграционный учет ФИО4, ФИО7, ФИО11, ФИО5, ФИО6 по месту пребывания по адресу: <адрес>, недействительным, обязать снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
Представитель истца - помощник прокурора Волницкая О.И., в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил суду, что зарегистрировал ответчиков в указанном жилом помещении для того, чтобы несовершеннолетние дети могли посещать детский сад и школу, в настоящее время они сняты с регистрационного учета.
Ответчик ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что с ДД.ММ.ГГГГ она и её дочь сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Ответчик ФИО7, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что с ДД.ММ.ГГГГ она и её дети сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Представители ответчиков - ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, администрации Новосветского поселения в судебное заседание не явились,; дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 3.04.2017 Гатчинскому городскому прокурору в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении старший помощник Гатчинского городского прокурора Волницкая О.И. просит решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании миграционного учета граждан по месту пребывания недействительным отменить в части, принять новое решение об удовлетворении исковых требований о признании миграционного учета недействительным.
Проверив дело, выслушав объяснения прокурора и определив о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.З Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебном решении).
Постановленное судом решение в части отказа в удовлетворении заявленного прокурором требования о признании недействительным миграционного учета ответчиков по месту пребывания указанным требованиям не отвечает.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 годаИ 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч.2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 годаИ 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года (далее - Правила).
Согласно п.37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе: г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по; месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п.40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено ФИО8 на неё и членов её семьи: ФИО9, ФИО1 и ФИО10.
В настоящее время ответственным квартиросъемщиком данного жилого помещения является ФИО1, который по спорному жилому помещению площадью <данные изъяты> зарегистрирован вместе с дочерью ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в ходе которой по адресу: <адрес> выявлены нарушения закона.
По данному факту Гатчинским городским прокурором в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
По результатам рассмотрения материалов органом дознания ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ.
В ходе проверки установлено, что с согласия ФИО1 в указанной квартире ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы пять граждан Республики Таджикистан: ФИО4, ФИО7, ФИО28
ФИО28.,ФИО5, ФИО6
В дальнейшем, из полученных по данному факту у ФИО1 объяснений установлено, что граждане Таджикистана зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении без цели проживания.
Правильно установив на основании представленных по делу доказательств, что ФИО1 была допущена фиктивная постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении, нанимателем которого он является, суд тем не менее, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания миграционного учета указанных граждан недействительным, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания в квартире ФИО1 имела место, указанное обстоятельство само по себе является нарушением миграционного законодательства, а потому подлежит устранению путем признания миграционного учета ответчиков по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительным.
С учетом изложенного, решение суда в данной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения в удовлетворении иска.
В части отказа в удовлетворении заявленного прокурором требования об обязании снять ответчиков с регистрационного учета, решение суда сторонами не оспаривается, а потому его законность и обоснованность в данной части не подлежит проверке судебной коллегией.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, п.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 3 апреля 2017 года в части отказа в удовлетворении требования Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФИО1, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, администрации Новосветского поселения о признании миграционного учета граждан по месту пребывания недействительным отменить. Принять новое решение.
Признать миграционный учет по месту пребывания ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО5 и ФИО6 по адресу: ленинградская область, <адрес> недействительным.
В остальной части решение cудa оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Б.