Судья Камзенов Е.Б. Дело № 33-3517/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 27 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Метелёвой А.М.,
при секретаре Зыбельт Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июля 2017 года по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, в обоснование требований указав следующее. Постановлением главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 13 от 30 января 2015 года ФИО1, исходя из стажа муниципальной службы 14 лет 1 месяц 15 дней, и с учетом размера государственной пенсии по старости, с 17 января 2015 года была установлена пенсия в размере 13831,96 рублей, которая выплачивалась на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 2-л от 15 января 2015 года.
Начиная с 1 января 2017 года, выплаты прекращены.
В соответствии с Законом Астраханской области № 35/2016-03 от 17 июня 2016 года муниципальное образование «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области упразднено с 1 октября 2016 года, и его территория отнесена к территории муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области. В силу пункта 2 статьи 4 указанного Закона Астраханской области вопросы местного значения, решение которых до дня вступления в силу настоящего Закона осуществлялось органами местного самоуправления упраздняемого муниципального образования, со дня вступления в силу настоящего Закона решаются органами местного самоуправления муниципального образования «Джанайский сельсовет», входящего в состав муниципального образования «Красноярский район», в связи с чем с учетом заявлений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просит суд обязать ответчика возобновить выплату им пенсии за выслугу лет в установленном ранее размере и взыскать невыплаченную пенсию с 1 января 2017 года по 19 июля 2017 года в размере 89907,74 рублей.
В судебном заседании ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, участия не принимала, направив в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители Администрации МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области ФИО2 и ФИО3 исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ликвидационной комиссии АМО «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принимал.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июля 2017 года истцу отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что решение вынесено с нарушением норм материального права, поскольку у администрации «Джанайского сельсовета» Красноярского района Астраханской области в связи с передачей ответчику территории муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области возникла обязанность по пенсионному обеспечению истцов в силу действующего законодательства о муниципальной службе в прежнем объеме.
ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, просила суд апелляционной инстанции рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Заслушав докладчика, объяснения представителей Администрации МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области ФИО2 и ФИО3, представителя ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями статьи 13 Закона Астраханской области от 4 сентября 2007 года N 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливают пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств соответствующего местного бюджета.
Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 39 от 23 июля 2013 года утверждено Положение о пенсионном обеспечении лиц, осуществлявших полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления, и лиц, замещавших должности муниципальной службы муниципального образования «Аксарайский сельсовет».
Согласно пункту 3 указанного Положения лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 13 от 30 января 2015 года ФИО1, исходя из стажа муниципальной службы 14 лет 1 месяц 15 дней, и с учетом размера государственной пенсии по старости, с 17 января 2015 года была установлена пенсия в размере 13831 рубль 96 копеек, которая выплачивалась на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 2-л от 15 января 2015 года
В силу статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Таким образом, судом установлено, что в соответствии с действующим законодательством, администрация МО «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, действуя в пределах своих полномочий и за счет средств местного бюджета, выплачивала истцам доплаты к пенсии в соответствии с нормативными актами муниципального образования.
В силу пунктов 2, 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории муниципальных образований, границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
При изменении границ между субъектами Российской Федерации требования статей 12 и 13 настоящего Федерального закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 1, 2 Закона Астраханской области от 17 июня 2016 года № 35/2016-ОЗ «Об упразднении отдельных административно-территориальных единиц Астраханской области, муниципального образования «Аксарайский сельсовет» и внесении изменений в закон Астраханской области «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района» и закон Астраханской области «Об административно-территориальном устройстве Астраханской области» упразднена административно-территориальная единица – поселок Аксарайский Аксарайского сельсовета Красноярского района Астраханской области.
Упразднено муниципальное образование «Аксарайский сельсовет» и административно-территориальная единица «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области.
Пунктом 3 статьи 1 указанного закона территория упраздняемого муниципального образования отнесена к территории муниципального образования «Джанайский сельсовет», входящий в состав муниципального образования «Красноярский район» и имеющий общую границу с упраздняемым муниципальным образованием.
Статьей 4 пунктами 1 - 3 настоящего закона предусмотрено, что закон вступает в силу с 1 октября 2016 года. Вопросы местного значения, решение которых до дня вступления в силу настоящего Закона осуществлялось органами местного самоуправления упраздняемого муниципального образования, со дня вступления в силу настоящего Закона решаются органами местного самоуправления муниципального образования «Джанайский сельсовет», входящего в состав муниципального образования «Красноярский район».
Органам местного самоуправления муниципального образования «Джанайский сельсовет», входящего в состав муниципального образования «Красноярский район», предписано обеспечить проведение ликвидационных мероприятий в отношении органов местного самоуправления упраздняемого муниципального образования в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Решением Совета муниципального образования «Джанайский сельсовет» от 3 октября 2016 года № 54 «О ликвидации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» и Решением Совета муниципального образования «Джанайский сельсовет» от 16 декабря 2016 года № 67 «О проведении ликвидационных мероприятий по упразднению муниципального образования «Аксарайский сельсовет» ликвидация муниципального образования завершена. С момента упразднения муниципального образования выплата пенсии за выслугу лет прекратилась.
Таким образом, правильно применив действующего законодательство, и отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно указал, что поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществлялось за счет собственных доходов муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, то при упразднении муниципального образования и утрате источника финансирования данных выплат, выплата пенсии ФИО1 была правомерно прекращена.
Указанные выше нормативно-правовые акты не содержат указаний о возложении на муниципальное образование «Джанайский сельсовет» обязанностей по исполнению решений муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области по выплате истцам пенсии за выслугу лет. Доводы апелляционных жалоб о том, что передача территории поселка Аксарайский МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области повлекла за собой увеличение доходов МО «Джанайский сельсовет» вследствие чего ответчик обязан в прежнем размере выплачивать истцам пенсию за выслугу лет судебная коллегия отклоняет как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм права, так как в соответствии с действующим законодательством, приведенным выше, все доходы, полученные муниципальным образованием «Джанайский сельсовет» в том числе и с учетом присоединенной территории упраздненного муниципального образования, являются средствами местного бюджета «Джанайский сельсовет», полномочия по распоряжению которым отнесены к исключительной компетенции муниципального образования. Ответчик вправе самостоятельно принимать решения относительно порядка расходования средств местного бюджета, в том числе принимать решения о выплате истцам пенсии за выслугу лет и устанавливаться порядок и размер этих выплат в соответствии с нормативными актами муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области.
Установление выплат к пенсиям муниципальным служащим в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения. Эти вопросы касаются социальных льгот и гарантий граждан, проходящих муниципальную службу в органах местного самоуправления.
При этом необходимо учитывать, что поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение, отмена органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение. Вследствие чего суд апелляционной инстанции считает доводы истцов о нарушении гарантированных им государством социальных прав и гарантий необоснованными и не нашедшими подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, законных оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу пенсии в прежнем размере не имеется, так как муниципальное образование «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в соответствии с действующим законодательством является самостоятельным и независимым субъектом права и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации вправе самостоятельно распоряжаться своими доходами, в том числе и устанавливая, уменьшая, увеличивая либо прекращая выплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Так, Решением Совета МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области от 22 мая 2017 года № 85 Решение Совета МО «Аксарайский сельсовет» № 39 от 23 июля 2013 года «Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления и лиц, замещавших должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» и Положение о порядке установления и выплате за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замечающим и замещавшим муниципальные должности муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Джанайский сельсовет», утвержденное решением Совета муниципального образования «Джанайский сельсовет» № 95 от 20 ноября 2008 года, признаны утратившими силу.
Решением Совета муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 85 от 22 мая 2017 года «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области» утверждено новое Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области (далее Положение).
Пунктом 2.1.2 Положения предусмотрено, что право на выплату пенсии за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет при увольнении имеют лица, замещавшие выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области и уволенные в связи с прекращением муниципальной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и при наличии соответствующего заявления от данных лиц.
Исходя из нормативно-правового регулирования настоящих правоотношений, истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным выше Положением, однако ФИО1 к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет не обращалась.
Пунктом 3.5 Положения размер выплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, определенный в соответствии с пунктом 3.1. настоящего Положения, должен составлять не менее 3000 рублей и не может превышать 5000 рублей, а в соответствии с пунктом 3.6 Положения размер выплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, определенный в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Положения, должен составлять не менее 5000 рублей и не превышать 7000 рублей, что значительно меньше по сравнению с пенсией, назначенной ФИО1 ранее на основании решений МО «Аксарайский сельсовет».
Однако, судебная коллегия считает, что это не свидетельствует об ухудшении положение истца и не влечет за собой отмену решения районного суда, так как пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, и само по себе изменение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что доводы апелляционных жалоб о незаконности решения суда первой инстанции являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм права. Доказательств передачи ответчику денежных средств в целях обеспечения уставленных ранее истцам пенсий за выслугу лет суду не представлено.
Судебная коллегия в полном объеме соглашается с выводами районного суда, так как выводы суда первой инстанции полно и всесторонне мотивированы, сделаны на объективной оценке всех представленных доказательств по делу в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену решения суда не допущено.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: