ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3519 от 21.06.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Савенкова Н.В. Дело № 33-3519

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Аршиновой Е.В.,

судей Саяпиной Е.Г., Щипуновой М.В.,

при секретаре Шутовой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района к ФИО1 о взыскании арендной платы за пользование земельным участком, пени за нарушение срока арендной платы по апелляционной жалобе ФИО1 на заочное решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя ответчика - ФИО2, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия

установила:

комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района обратился в суд с иском к ФИО1, в которой просил, с учетом уточнений, взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 22 апреля 2008 года площадью 988 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, за период с 17 октября 2007 года по 31 марта 2015 года в размере 555 руб. 02 коп., пени за период с 16 ноября 2007 года по 09 сентября 2015 года в сумме 42 447 руб. 40 коп.

В обоснование иска истец указал, что 22 апреля 2008 года между комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка . Предметом договора является пользование на правах аренды земельным участком площадью 988 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый , разрешенное использование - «под индивидуальную жилую застройку». Срок аренды с 17 октября 2007 года по 17 октября 2056 года. На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: жилая застройка на площади 45 кв.м., нежилые застройки на площади: 6 кв.м., 1 кв.м., 21 кв.м., 10 кв.м., 1 кв.м. Данный договор зарегистрирован в Энгелъсском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. Арендная плата составляет 4 144 руб. 26 коп. в год. С 20 апреля 2014 года арендная плата устанавливалась 481 руб. 71 коп. в квартал. Арендатор обязан уплачивать арендную плату не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Однако ответчиком указанная обязанность не исполняется, в связи с чем образовалась задолженность.

Заочным решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены. С ФИО1 в пользу комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области взыскана задолженность по арендной плате за период с 17 октября 2007 года по 31 марта 2015 года в сумме 555 руб. 02 коп., пени за период с 16 ноября 2007 года по 09 сентября 2015 года в сумме 42447 руб. 40 коп., а всего 43 002 руб. 42 коп.

С ФИО1 в бюджет Энгельсского муниципального района Саратовской области взыскана государственная пошлина в размере 1 490 руб.

ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об изменении решения суда в части размера арендных платежей и пени, поскольку судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Автор жалобы указывает, что ФИО1 не была надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, вследствие чего была лишена возможности заявить о применении срока исковой давности, представить суду доказательства в обосновании своих доводов, которые позволили бы всесторонне и полно установить фактические обстоятельства дела, что в итоге привело к вынесению неправильного решения суда. Указывает на необходимость применения положений ст. 333 ГК РФ и уменьшения размера неустойки, поскольку подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Кроме того, она не уведомлялась истцом о наличии задолженности.

Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о заседании судебной коллегии надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 ГК РФ).

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Статья 22 ЗК РФ также предусматривает возможность передачи гражданам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Размер арендной платы в таком случае определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

При этом земельное законодательство устанавливает платность использования земли. Так в силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Исходя из положений ст. 2 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области, а также установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области, относятся к полномочиям Правительства Саратовской области.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 22 апреля 2008 года между комитетом по управлению имуществом Саратовской области (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 988 кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> границах указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющийся его неотъемлемой частью. На участке расположены объекты недвижимого имущества: жилая застройка на площади 45 кв.м, нежилая застройка на площади 6 кв.м, нежилая застройка на площади 1 кв.м, нежилая застройка на площади 21 кв.м, нежилая застройка на площади 10 кв.м, нежилая застройка на площади 1 кв.м. Срок аренды участка устанавливается с 17 октября 2007 года по 17 октября 2056 год.

Договор аренды надлежащим образом зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 10 апреля 2007 года № 159-П «Об определении размера арендной платы сроков е внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области» установлено, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, может определяться уполномоченным органом как на основании действующих в соответствующем муниципальном образовании базовых размеров арендной платы и методики расчета арендной платы, так и в размере рыночной арендной платы, рассчитанной на основании отчета независимого оценщика, выполненного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

27 ноября 2007 года правительством Саратовской области было издано постановление № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения».

Текст постановления опубликован в газете «Саратовская областная газета» от 04 декабря 2007 года № 222.

Пунктом 1 данного постановления установлен размер арендной платы на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, предназначенные для иных целей, составляет 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Постановлением Правительства Саратовской области от 15 апреля 2008 года № 159-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П» установлен новый размер арендной платы за год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с их видами разрешенного использования: предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, хозблоков, погребов, а также для дачных, садоводческих и огороднических целей – 0,2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (вступило в законную силу 18 апреля 2008 года).

Постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 287-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П» установлен размер арендной платы за год за вышеуказанные земельные участки - в размере 0,1% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (вступило в законную силу 14 июля 2009 года).

В соответствии с п. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ и п. 3 ст. 614 ГК РФ).

В п. 3 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В силу положений абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.

В силу ч. 1 с. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Частью 5 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

В силу п. 3 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. На основании п. 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно п. 10 данных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 13 данных Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением Правительства Саратовской области от 24 января 2003 года № 6-11 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года № 423-П (ред. от 24 февраля 2014 года) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, данное постановление вступило в законную силу 01 января 2008 года.

Постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 03 августа 2009 года № 343-П и от 28 августа 2009 года № 411-П) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007 года.

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», вступившим в законную силу 11 января 2013 года, изменена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 02 июня 2012 года.

Анализ положений ЗК РФ приводит к выводу о том, что федеральный законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъекта РФ полномочиями по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и результатов государственной кадастровой оценки земель, вместе с тем специального порядка введения вступления в силу таких правовых актов не устанавливает.

Согласно ст.ст. 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действительно, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.

В силу ст. 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При этом в ст. 24.20 этого же Федерального закона законодателем весьма ясно и определенно указано, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области» от 17 июня 2015 года на запрос судебной коллегии, приобщенного с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ в качестве нового доказательства, так как судом первой инстанции кадастровая стоимость земельного участка как обстоятельство, имеющее значение для дела, не определялась, земельный участок площадью 988 кв.м с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 02 ноября 2006 года. Экономические характеристики по постановлению Правительства Саратовской области от 24 января 2003 года № 6-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» внесены 28 декабря 2006 года, удельный показатель кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка составляет 209,73 руб./кв. м, кадастровая стоимость – 207 213 руб. 24 коп.

Экономические характеристики по постановлению Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года № 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» внесены 15 февраля 2008 года, удельный показатель кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка составляет 862,30 руб./кв. м, кадастровая стоимость – 851 952 руб. 40 коп.

В 2012 году была произведена актуализация кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области, результаты кадастровой оценки были внесены в государственный кадастр недвижимости 31 января 2013 года. Согласно результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 1 926 827 руб. 24 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1 950,23 руб./кв. м. Удельный показатель кадастровой стоимости соответствует 2 группе видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки».

Разрешая и удовлетворяя требования истца, судом первой инстанции в основу решения был представленный комитетом расчет задолженности.

Вместе с тем судебная коллегия полагает, что комитетом был произведен неверный расчет задолженности арендной платы, так как не учитывалось изменение кадастровой стоимости земельного участка и внесение изменений в Постановление Правительства Саратовской области № 412-П относительно ставки, установленной в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Следовательно, расчет арендной платы должен быть следующим.

за период с 17 октября 2007 года по 03 декабря 2007 года - 112 руб. 45 коп. (988*0,7526*1,15*1/365*48);

за период с 04 декабря 2007 года по 31 декабря 2007 года - 317 руб. 92 коп. (988*209,73*2/100/365*28).

При этом судебная коллегия учитывает, что в ответе на запрос судебной коллегии комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района от 16 июня 2016 года указал, что при подготовке искового заявления при расчете задолженности допущена техническая ошибка и сумма начисленной арендной платы за период с 17 октября 2007 года по 03 декабря 2007 года и с 04 декабря 2007 года по 31 декабря 2007 года составляет 430 руб. 37 коп. расчет производился на основании Методики определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах Энгельсского муниципального образования, утвержденной постановлением главы Энгельсского муниципального образования от 25 октября 2004 года № 5377;

за период с 01 января 2008 года по 14 февраля 2008 года - 506 руб. 49 коп. (988*209,73*2/100/12/31*31 = 354 руб. 35 коп.; 988*209,73*2/100/4/90*1 = 11,51*14 = 161 руб. 14 коп.; 354 руб. 35 коп. + 161 руб. 14 коп. = 506 руб. 49 коп.);

за период с 15 февраля 2008 года по 17 апреля 2008 года - 1514 руб. 56 коп. (988*862,30*2/100/4/90*1=47,33*32);

за период с 18 апреля 2008 года по 30 апреля 2008 года - 61 руб. 49 коп. (988*862,30*0,2/100/4/90*1=4,73 *13);

за период с 01 мая 2008 года по 31 декабря 2008 года - 1135 руб. 93 коп. (988*862,30*0,2/100/12*8);

за период с 01 января 2009 года по 13 июля 2009 года - 913 руб. 43 коп. (988*862,30*0,2/100/12*6 = 851 руб.94 коп.; 988*862,30*0,2/100/4/90*1 = 4,73*13 = 61 руб. 49 коп.; 851 руб. 94 коп. + 61 руб. 49 коп.= 913 руб. 43 коп.);

за период с 14 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года - 397 руб. 45 коп. (988*862,30*0,1/100/4/90*1 = 2,36*18 = 42 руб. 48 коп.; 988*862,30*0,1/100/12*5 = 354 руб. 97 коп.; 42 руб. 48 коп. + 354 руб. 97 коп. = 397 руб. 45 коп.);

за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года - 851 руб. 94 коп. (988*862,30*0,1/100/12*12);

за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года - 851 руб. 94 коп. (988*862,30*0,1/100/12*12);

за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года - 851 руб. 94 коп. (988*862,30*0,1/100/12*12);

за период с 01 января 2013 года по 30 января 2013 года – 70 руб. 99 коп. (851,94/12/30*30);

за период -31 января 2013 года - 5 руб. 35 коп. (1950,23*988*0,1/100/4/90*1);

за период с 01 февраля 2013 года по 31 декабря 2013 года – 1766 руб. 25 коп. (1950,23*988*0,1/100/12*11);

за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года – 1926 руб. 81 коп. (1950,23*988*0,1/100/12*12);

за период с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года – 481 руб. 70 коп. (1950,23*988*0,1/100/12*3).

Итого: 112 руб. 45 коп. + 317 руб. 92 коп. + 506 руб. 49 коп. + 1514 руб. 56 коп. + 61 руб. 49 коп. + 1135 руб. 93 коп.+ 913 руб. 43 коп. + 397 руб. 45 коп. + 851 руб. 94 коп. + 851 руб. 94 коп. + 851 руб. 94 коп. +70 руб. 99 коп. + 5 руб. 35 коп. + 1766 руб. 25 коп. + 1926 руб. 81 коп. + 481 руб. 70 коп. = 11 766 руб. 64 коп.

Таким образом, арендная плата, подлежащая оплате ФИО1 по договору аренды от 22 апреля 2008 года за период с 17 октября 2007 года по 31 марта 2015 года, составляет 11 766 руб. 64 коп.

ФИО1 внесла в счет арендных платежей по вышеуказанному договору аренды 27 582 руб.

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с ФИО1 задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 22 апреля 2008 года .

На основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части взыскания с ФИО1 в пользу ответчика задолженности по арендной плате, общей суммы взыскания с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований о взыскании задолженности по арендной плате.

Неправильное определение судом первой инстанции размера задолженности по арендной плате повлекло и неправильный расчет взыскиваемой пени за нарушение выполнения ответчиком обязательств по договору аренды.

Определяя размер взыскиваемой по договору аренды суммы пени, судебная коллегия исходит из следующего.

В п. 3 постановления Правительства Саратовской области № 412-П предусмотрено, что арендная плата за земельные участки, указанные в п. 1 настоящего постановления, вносится физическими и юридическими лицами поквартально до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым кварталом.

Согласно п. 2.2 указанного договора аренды земельного участка от 22 апреля 2008 года , определено, что арендная плата вносится арендатором ежегодно не позднее 15 ноября текущего года.

В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательства может быть обеспечено неустойкой (пеней). Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ).

Пунктом 4.1 договора аренды установлено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает арендодателю пени из расчета 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.

Следовательно, по задолженности арендных платежей за период с 16 ноября 2007 года по 09 сентября 2015 года сумма пени по договору аренды рассчитывается по формуле: (сумма задолженности) * 0,1 % * количество дней.

Таким образом, расчет подлежащей взысканию с ФИО1 в пользу Комитета по управлению имуществом по Саратовской области суммы пени, должен быть следующим:

- за период с 16 ноября 2007 года по 09 сентября 2015 года размер пени составляет 1 228 руб. 71 коп. (430 руб. 37 коп. * 0,1%* 2855 дн.);

- за период с 18 ноября 2008 года по 09 сентября 2015 года – 8 011 руб. 80 коп. (509 руб. 49 коп. + 1 514 руб. 56 коп. + 61 руб. 49 коп. + 1 135 руб. 93 коп. + 3 221 руб. 47 коп. * 0,1%* 2487 дн.);

- за период с 17 ноября 2009 года по 09 сентября 2015 года – 2 783 руб. (913 руб. 43 коп. + 397 руб. 45 коп. + 1 310 руб. 88 коп. * 0,1%* 2123 дн.);

- за период с 16 ноября 2010 года по 09 сентября 2015 года – 1 498 руб. 56 коп. (851 руб. 94 коп. * 0,1%* 1759 дн.);

- за период с 16 ноября 2011 года по 09 сентября 2015 года – 1187 руб. 60 коп. (851 руб. 94 коп.* 0,1%* 1394 дн.);

- за период с 16 ноября 2012 года по 09 сентября 2015 года – 875 руб. 79 коп. (851 руб. 94 коп. * 0,1%* 1028 дн.);

- за период с 16 ноября 2013 года по 09 сентября 2015 года – 1 221 руб. 64 коп. (70 руб. 99 коп. + 5 руб. 35 коп. + 1 766 руб. 25 коп. * 0,1%* 663 дн.);

- за 1 квартал 2014 года – 249 руб. 04 коп. (481 руб. 70 коп. * 0,1%* 517 дн.);

- за 2 квартал 2014 года – 205 руб. 20 коп. (481 руб. 70 коп. * 0,1%* 426 дн.);

- за 3 квартал 2014 года – 160 руб. 89 коп. (481 руб. 70 коп. * 0,1%* 334 дн.);

- за 4 квартал 2014 года – 115 руб. 61 коп. (481 руб. 70 коп. * 0,1%* 240 дн.);

- за 1 квартал 2015 года – 73 руб. 22 коп. (481 руб. 70 коп. * 0,1%* 152 дн.).

Общая сумма пени за период с 16 ноября 2007 года по 03 июля 2015 года составляет: 1 228 руб. 71 коп. + 8 011 руб. 80 коп. + 2 783 руб. + 1 498 руб. 56 коп. + 1187 руб. 60 коп. + 875 руб. 79 коп. + 1 221 руб. 64 коп. + 249 руб. 04 коп. + 205 руб. 20 коп. + 160 руб. 89 коп. + 115 руб. 61 коп. + 73 руб. 22 коп. = 17 611 руб. 06 коп.

Ответчиком в апелляционной жалобе поставлен вопрос о снижении размера подлежащей взысканию пени.

В силу ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 2 Определения от 21 декабря 2000 года № 263-О, положения приведенной выше ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой размера ущерба, причиненного нарушением обязательства. Вопрос об установлении такого баланса относится к оценке фактических обстоятельств дела и разрешается судом первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела. Анализируя представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенных ответчиком нарушениях принятых на себя обязательств по договору, что влечет за собой обязанность выплатить неустойку, предусмотренную законом.

Ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Заявляя ходатайство об уменьшении размера подлежащей взысканию пени, ответчик в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств ее явной несоразмерности и необходимости ее снижения, исключительности данного случая.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для снижения взысканной судом пени и применения положений ст. 333 ГК РФ не имеется, поскольку, исходя из смысла данной правовой нормы, а также принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе размер неустойки может быть снижен судом в исключительных случаях с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера пени является допустимым.

Судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что ответчик, зная о наступлении срока внесения арендных платежей длительное время не исполнял свои обязательства, объективных причин несвоевременного исполнения условий договора аренды не имеется, что является безусловным нарушением прав истца, приходит к выводу о том, что исключительных обстоятельств для применения ст. 333 ГК РФ не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о неуведомлении ее истцом о наличии задолженности не влекут отмену решения суда, поскольку исходя из положений ст. 309 ГК РФ принятые на себя обязательства сторона должна исполнять надлежащим образом. Кроме того, из приобщенных к материалам дела с учетом ст. 327.1 ГПК РФ новых доказательств следует, что ФИО1 уведомлялась о наличии задолженности 30 марта 2015 года, 03 июля 2015 года, об изменении размера арендной платы 20 января 2014 года, что подтверждается реестрами и квитанциями отправленной корреспонденции по адресу, указанном ФИО1 при заключении договора аренды. Корреспонденция была возвращена отправителю за «истечением срока хранения».

Доводы апелляционной жалобы о неизвещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела являются необоснованными и противоречат материалам дела.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов.

Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Согласно ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки (ч. 1 ст. 116 ГПК РФ).

Согласно материалам дела, ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой, выданной ОАСР УФМС России по Саратовской области в г. Энгельсе (л.д. 46). О фактическом месте жительства ФИО1 истца не уведомляла.

Судом 16 сентября 2015 года (исх. ) по адресу: <адрес>, было направлено ФИО1 извещение о дате и времени рассмотрения гражданского дела – 24 сентября 2015 года в 11 часов 00 мин. (л.д. 47). 25 сентября 2015 года корреспонденция возвращена за «истечением срока хранения», что подтверждается данными с сайта «Почта России».

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 27 Конституции РФ гражданин вправе выбирать сам место своего жительства. Регистрационный учет согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания либо жительства.

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства РФ № 221 от 15 апреля 2005 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения неполученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.

25 сентября 2015 года корреспонденция, направленная ответчику, возвращена за «истечением срока хранения», что подтверждается данными с сайта «Почта России».

В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев гражданское дело в отсутствие ФИО1

Учитывая изменение размеры пени, с ФИО1 в доход местного бюджета на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 704 руб. 44 коп.

При таких обстоятельствах решение суда на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит изменению в части размера пени и государственной пошлины, с принятием в указанной части нового решения о взыскании с ФИО1 в пользу ответчика пени за период с 16 ноября 2007 года по 09 сентября 2015 года в размере 17 611 руб. 06 коп., в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 704 руб. 44 коп.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

заочное решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2015 года в части удовлетворения исковых требований о взыскании с ФИО1 задолженности по арендной плате, общей суммы взыскания отменить, в части размера пени и государственной пошлины изменить.

Принять в указанной части новое решение, которым взыскать с ФИО1 в пользу комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области пени за период с 16 ноября 2007 года по 09 сентября 2015 года в размере 17 611 руб. 06 коп.

В удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Энгельсского муниципального района государственную пошлину в размере 704 руб. 44 коп.

Председательствующий

Судьи