ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3519/16 от 08.08.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Городилова Д.Д. Дело №33-3519/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Пономаревой А.В., Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Сивенцевой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 8 августа 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики,

на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 мая 2016 года, которым постановлено следующее.

Исковые требования Л. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Л. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям <адрес> Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Ижевска Удмуртской Республики.

Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу Л. понесенные судебные расходы по оплате юридической помощи в размере <данные изъяты>, по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснение Л., ссылавшейся на необоснованность жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец – Л. обратилась в суд с иском к ответчику - Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет для получения жилья, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Считает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать ответчика – Министерство образования и науки УР предоставить в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Ижевск жилое помещение в виде жилого дома или квартиры площадью не менее 18 кв.м и не более 36 кв.м.

В судебном заседании истец - Л. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик - Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судом норм материального права. Указывает, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма). Истец Л. в 2013 году включена в республиканский список детей-сирот, в соответствии с которым ей должно быть предоставлено жилое помещение. Законом не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав других лиц указанной категории, состоящих в указанном списке. Истец имеет право на бесплатную юридическую помощь, в связи с чем расходы по оплате юридической помощи являются необоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Как следует из материалов дела, истец – Л.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Л. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес>.

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации МО «Игринский район», жилое помещение в <адрес> в <адрес><адрес> признано непригодным для постоянного проживания.

В 2015 году Л. окончила обучение в ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова» (бакалавр).

В настоящее время Л. является студенткой 1 курса магистратуры ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова» очной формы обучения.

В 2013 году Л. включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст.1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти УР, уполномоченным, по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и возложил обязанность по обеспечению жильем истца на данного ответчика.

Удовлетворяя исковые требования Л. к Министерству образования и науки УР, суд исходил из того, что Л. имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право ее не реализовано, жилое помещение ответчик в добровольном порядке не предоставил, в связи с чем, Л. подлежит обеспечению жильем на основании решения суда.

Судебная коллегия находит данные выводы правильными, поскольку в соответствии со ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. от 2 июля 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей на дату обращения за предоставлением жилого помещения - 1 июля 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме таких лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Материалами дела установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет, в установленном законом порядке обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако соответствующее решение об обеспечении ее жильем не принято, жилое помещение Л. не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Л. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., но не более 36 кв.м. Поскольку Л. окончила образовательное учреждение (ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова») в г. Ижевске, она имеет право на получение жилого помещения в г. Ижевске.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства образования и науки УР о том, что предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда УР истцу вне зависимости от ее очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, а также, что Законом Удмуртской Республики не установлен срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, являются несостоятельными.

Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста, установленного законом, либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.

По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона и не могут явиться основаниями для отмены решения суда.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение вынесено в пользу истца – Л. в связи с чем, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов на оплату юридической помощи.

Довод жалобы о том, что суд необоснованно взыскал расходы на оплату госпошлины, поскольку истец могла воспользоваться бесплатной юридической помощью на основании ст.20 ФЗ « О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», судебная коллегия находит несостоятельным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

В силу части 6 статьи 18 данного Закона адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Вместе с тем Закон не устанавливает запрет гражданам, имеющим право на получение в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, на обращение за получением юридической помощи на иных - возмездных условиях.

Поскольку юридическая помощь адвокатом Е. оказывалась вне рамок государственной системы бесплатной юридической помощи, установленной Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца расходов по оплате услуг представителя.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 мая 2016 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства образования и науки УР оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Копия верна.

Председательствующий судья: Копотев И.Л.