Судья Коткина О.П.
Судья-докладчик Николаева Т.В. по делу № 33-3519/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,
судей Коваленко В.А. и Ермоленко О.А.,
при секретаре Ситниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Иркутской области, ФМС России о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что она проходила службу в территориальном пункте УФМС России по Иркутской области в должности (данные изъяты). В связи с ликвидацией Управления, на основании Распоряжения ФМС России от 6 июня 2016 года, она была назначена председателем ликвидационной комиссии, 14 июня 2016 года указанное распоряжение было направлено в ее адрес.
23 декабря 2016 года приказом ФМС России (номер изъят) с ней был расторгнут контракт по п. 11 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с сокращением должности) и установлена дата увольнения 15 марта 2017 года. Выслуга лет составила 23 года 10 месяцев 21 день.
28 декабря 2016 года ФМС России издан приказ, в соответствии с которым, в связи с тем, что Правительством РФ рассматривается вопрос о переносе срока завершения мероприятий по упразднению ФМС России и ее территориальных органов, решено отменить приказы по увольнению председателей ликвидационных комиссий и лиц, имеющих право второй подписи, и иных членов ликвидационных комиссий.
30 декабря 2016 года приказом ФМС России (номер изъят) пункт приказа в части увольнения ФИО1 с 31 декабря 2016 года отменен для дальнейшего проведения ликвидационных мероприятий.
9 февраля 2017 года приказом (номер изъят) ФМС России (звание изъято) внутренней службы ФИО1 (должность изъята) УФМС России по Иркутской области предоставлен отпуск по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней с 1 февраля 2017 года по 2 марта 2017 года включительно, а также ею подан рапорт о выплате компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 79 календарных дней.
16 марта 2017 года ФМС России издан приказ (номер изъят) в соответствии с которым с ней расторгнут контракт по п.11 ч.2 ст.82 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с сокращением должности) и установлена дата увольнения 15 марта 2017 года. Выслуга лет составила 23 года 10 месяцев 21 день.
28 февраля 2017 года она направила в Комиссию письмо с приложением, в том числе расчетных листков, однако до настоящего времени оплата за период с 1 января 2017 года по 15 марта 2017 года ей не произведена. Задолженность по заработной плате составляет (данные изъяты).
Невыплата заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении из органов внутренних дел является нарушением ее трудовых прав.
С учетом уточнений ФИО1 просила суд взыскать с ГУ МВД России по Иркутской области, ФМС России в ее пользу задолженность в размере (данные изъяты), в том числе денежное довольствие (данные изъяты), материальную помощь (данные изъяты), компенсацию за неиспользованный отпуск (данные изъяты), компенсацию морального вреда в сумме (данные изъяты), расходы по оплате услуг адвоката (данные изъяты), компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленных сроков выплаты, а именно (данные изъяты), обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Иркутского районного суда от 17 октября 2017 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 13 февраля 2018 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
С ГУ МВД России по Иркутской области в пользу ФИО1 взыскана задолженность в размере 515 574,19 рубля, в том числе денежное довольствие 236 712,90 рубля, материальная помощь 36 000 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск 242 861,29 рубля, компенсация морального вреда в сумме 3 000 рублей, расходы по оплате услуг адвоката 8 000 рублей, компенсация за задержку выплат в размере 20 919,60 рубля.
Решение суда в части взыскания денежного довольствия за три месяца в размере 236 712,90 рубля (включая НДФЛ) обращено к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФМС России отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов к отмене решения указано, что взыскание задолженности с ГУ МВД России по Иркутской области по обязательствам ФМС России, не основаны на законе. ФМС России является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно отвечающим по своим обязательствам. Представленные документы подтверждают наличие трудовых отношений между ФИО1 и ФМС России.
Кроме того, не согласна с указанием в решении на то, что сумма задолженности, представленная истцом, не оспорена ответчиком. С момента ликвидации УФМС по Иркутской области у ликвидационной комиссии отсутствуют полномочия для осуществления дальнейшей деятельности, в связи чем, начисление денежного довольствия ФИО1 за период с 8 февраля 2017 года по 15 марта 2017 года неправомерно.
Возражает против решения суда в части обращения решения к немедленному исполнению в части взыскания денежного довольствия за три месяца в размере 236 712,90 рубля, тогда как ГУ МВД России по Иркутской области не является работодателем по отношению к ФИО1, и истцом не были представлены сведения о наличии особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение ФИО1 значительного ущерба или невозможности исполнения судебного акта.
В связи с тем, что ФИО1 не состояла в трудовых отношениях с ГУ МВД России по Иркутской области, полагает, что обязанности по выплате компенсации за задержку выплаты, а также компенсации морального вреда у ответчика не возникло.
Учитывая, что истцом на момент рассмотрения дела доказательства, подтверждающие размер расходов по оплате услуг адвоката не представлены, взыскание 8 000 рублей с ГУ МВД России по Иркутской области неправомерно.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда, пояснения представителя истца ФИО1 – ФИО3, представителя ответчика ГУ МВД России по Иркутской области - ФИО2, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В порядке части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что оспариваемым решением разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, судебной коллегией 17 мая 2018 года вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ и привлечении к рассмотрению настоящего гражданского дела в качестве в качестве соответчика Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, все лица участвующие в деле извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон по доводам иска и возражений на них, исследовав и оценив представленные по делу письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба. Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, а также передана штатная численность, упраздняемой Федеральной миграционной службы, которая сокращена на 30%.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, предписано завершить до 01.06.2016 (п. 5 Указа).
Правительству РФ поручено обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы (п. 6 Указа).
В соответствии с п. 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р установлено завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарат, по 31.12.2016 включительно.
Пунктом 5 Распоряжения на Минфин России возложена обязанность предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.
В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р, до 01.07.2018. Пунктом 2 Распоряжения определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России.
Из материалов дела следует, что ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, последняя занимаемая должность –(данные изъяты).
01.06.2016 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года (номер изъят) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1025-р издан приказ № 212 о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, на УФМС России по Иркутской области возложена обязанность в течение 3 рабочих дней после даты принятия указанного решения направить настоящий приказ в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Распоряжением ФМС России от 06.06.2016 (номер изъят) утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области, председателем ликвидационной комиссии назначена ФИО1
Приказом УФМС России по Иркутской области от 23 декабря 2016 г. (номер изъят) со ФИО1, (должность изъята) Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области – (должность изъята), расторгнут контракт и установлена дата её увольнения по п. 11 ч. 2 ст. 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 31 декабря 2016 года (подпункт 4.3 пункта 4 приказа).
На основании письма председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 28 декабря 2016 года (номер изъят) «Об отмене изданных приказов» в связи с рассмотрением Правительством Российской Федерации вопроса о переносе срока завершения мероприятий по упразднению ФМС России и ее территориальных органов УФМС России по Иркутской области, издан приказ от 29.12.2016 (номер изъят), которым отменен, в том числе пп. 4.3 п. 4 приказа УФМС России по Иркутской области от 15.12.2016 (номер изъят).
Учитывая, что ликвидационные мероприятия в установленный срок не были завершены, в соответствии с распоряжением от 29.12.2016 г. №2896-р Правительства Российской Федерации срок ликвидационных мероприятий был продлен до 01 июля 2017 г., в связи с чем, приказ (номер изъят) от 23.12.2016 г. в части увольнения истца ФИО1 был отменен.
Приказом УФМС России по Иркутской области от 16 марта 2017 года (номер изъят) со ФИО1, (должность изъята), расторгнут контракт и установлена дата увольнения по п. 11 ч. 2 ст. 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 15 марта 2017 года.
Из материалов дела также следует, что за период работы в составе ликвидационной комиссии с 01.01.2017 денежное довольствие ФИО1 не выплачено, окончательный расчет, в нарушение требований трудового законодательства с нею не произведен.
При этом надлежащим ответчиком по делу является МВД России, так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 156 от 05.04.2016 Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Кроме того, Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», утверждена система и структура органов исполнительной власти и создана Федеральная миграционная служба, которой передавались правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 13), при этом данный орган власти подчинен Министерству внутренних дел РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В силу ч. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р предусмотрено финансирование мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия и социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 07.02.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области.
Письмом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области от 09.02.2017 № 11/4-1254 в адрес ГУ МВД России по Иркутской области направлено уведомление о снятии с учета УФМС России по Иркутской области в налоговом органе от 07.02.2017 №353743583 и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, 07.02.2017 ликвидационные мероприятия завершены, следовательно, деятельность органов юридического лица, в данном случае ликвидационной комиссии, созданной для проведения ликвидационных мероприятий, и ее членов также завершена.
При этом материалы дела не содержат доказательств фактического осуществления истцом служебных обязанностей после завершения ликвидации УФМС России по Иркутской области, вплоть до 15.03.2017. Представленный в судебную коллегию акт приема передачи дел временного и постоянного хранения отдела финансового обеспечения, находящихся на инвентарном учете в УФМС России по Иркутской области от 28.02.2017 не свидетельствуют об исполнении истцом служебных обязанностей после ликвидации УФМС России по Иркутской области, учитывая также то, что в указанный период вплоть до 03 марта 2018 года она находилась в отпуске по личным обстоятельствам. Не свидетельствуют об исполнении истцом служебных обязанностей после ликвидации УФМС России по Иркутской области и представленные в судебную коллегию акты приема передачи дел членов ликвидационной комиссии от 15 марта 2017 года. Более того, 09.02.2017 председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области начальнику ГУ МВД по Иркутской области направлено уведомление о снятии с учета в налоговом органе и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.02.2017.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что основания для взыскания с МВД России в пользу ФИО1 денежного довольствия до 15 марта 2018 года отсутствуют.
Вместе с тем, учитывая, что ФИО1 с 1 февраля по 2 марта 2017 года находилась в отпуске по личным обстоятельствам, судебная коллегия полагает, что данный отпуск должен быть ей оплачен, в связи с этим удовлетворению подлежат исковые требования о взыскании денежного довольствия за период с 1 января 2017 года по 2 марта 2017 года, в остальной части иск о взыскании денежного довольствия за период с 3 марта по 15 марта 2017 года удовлетворению не подлежит.
Доводы представителя ответчика МВД России о неправомерном предоставлении ФИО1 отпуска по личным обстоятельствам судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку право ФИО1 на предоставление такого отпуска при увольнении по п. 11 ч. 2 ст. 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено ч.11 ст. 56 указанного закона.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы представителя МВД России о том, что право на компенсацию в размере 79 дней неиспользованного отпуска у ФИО1 отсутствует.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ № 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Виды отпусков с сохранением денежного довольствия, предоставляемых сотруднику органов внутренних дел, перечислены в ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ. К ним относятся основной отпуск, дополнительные отпуска, каникулярный отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: за стаж службы в органах внутренних дел; за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" При увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи (в том числе в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (п.3 ч.10), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Выплата денежной компенсации за неиспользованные сотрудниками органов внутренних дел отпуска регулируются Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы) (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием).
Пунктом 101 указанного Порядка предусмотрено, что при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск, в частности, в случае увольнения в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (подпункт 4 пункта 101.1 указанного Порядка).
Компенсация за не использованные в год увольнения дополнительные отпуска выплачивается пропорционально периоду службы (п. 101.2). Полностью выплачивается только компенсация за все неиспользованные дополнительные отпуска прошлых лет ( п. 101.3).
В соответствии с п. 102 Порядка размер денежной компенсации за каждый день неиспользованного отпуска определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.
Денежная компенсация выплачивается на основании приказа руководителя, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков (п. 103 Порядка).
Из указанного следует, что ФИО1 при увольнении со службы подлежала выплате денежная компенсация за неиспользованный в 2017 году основной отпуск, и денежная компенсация за не использованные в год увольнения дополнительные отпуска пропорционально отработанному времени, т.е. 45 дней - основного отпуска, 3 дня дополнительного отпуска - за стаж службы в органах внутренних дел (из расчета 15 календарных дней в год при наличии у ФИО1 более 20 лет соответствующего стажа) и 2 дня дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, всего 50 календарных дней.
Право на 9 дней дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день предусмотрено п.11 заключенного со ФИО1 контракта (номер изъят) о прохождении службы в органах внутренних дел от (дата изъята).
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами представителя истца о том, что ФИО1 должна быть выплачена материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания в год, установленного на день осуществления выплаты в размере 36 000 руб., выплата которой предусмотрена п. 135 указанного Порядка.
Так, в силу п. 135 Порядка установлено, что сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.
Пунктом 136 Порядка регламентировано, что решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. Если в течение календарного года сотрудник не обращался с рапортом о выплате ему материальной помощи за текущий год, то материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ему на основании приказа руководителя в декабре текущего года.
Доводы представителя ответчика МВД России о незаконности данного требования, ввиду отсутствия решения руководителя о выплате ФИО1 материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку, как следует из предоставленного в материалы дела расчетного листка за январь, материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год ФИО1 была начислена, а, учитывая, что в данных правоотношениях ФИО1 выступает как заведомо слабая сторона, и в связи с увольнением и ликвидацией Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области иных доказательств не может предоставить, принимает указанный расчетный листок в качестве достаточного и достоверного доказательства начисления ей материальной помощи на основании решения руководителя Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области.
Кроме того, судебная коллегия находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что выплате подлежит денежное довольствие только в размере оклада по занимаемой должности, оклада по званию, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, поскольку полагает, что за период с 1 января по 3 марта 2017 года в пользу ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в полном объеме, исходя из размера получаемого ею ранее денежного довольствия, так как Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р предусмотрено финансирование мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия и социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидации.
Согласно представленным расчетным листам (л.д. 21-23) ежемесячное денежное довольствие ФИО1 в размере (данные изъяты) состоит из:
- оклада по воинской должности - (данные изъяты),
- оклада по воинскому званию - (данные изъяты),
- надбавки за выслугу лет - (данные изъяты),
- надбавки за работу с секретными материалами - (данные изъяты),
- премии за выполнение служебных обязанностей ежемесячной - (данные изъяты),
- ежемес.поощрительной выплаты за особые достижения в службе – (данные изъяты)
- районного коэффициента - (данные изъяты),
- северной надбавки - (данные изъяты)
Кроме того, справкой о доходах физического лица за 2016 формы 2-НДФЛ от 28.08.2017, а также справкой ФМС России Управления федеральной миграционной службы по Иркутской области от 25.01.2016 подтверждается указанный размер получаемого ФИО1 ранее денежного довольствия.
При таких данных за период с 1 января по 2 марта 2017 года в пользу ФИО1 с МВД РФ подлежит взысканию денежное довольствие в размере 203011 руб., исходя из следующего расчета:
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
Денежное содержание в указанном размере и компенсация за неиспользованный отпуск подлежали выплате истцу ФИО1 не позднее дня увольнения, а применительно к данному делу не позднее 2 марта 2017 года.
Поскольку вопросы несвоевременной выплаты денежного довольствия и компенсации морального вреда законом не предусмотрены, подлежат применению ст.ст. 236, 237 ТК РФ.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других сумм, причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ в пользу ФИО1 с ответчика МВД России подлежит выплате компенсация за несвоевременную выплату 338288,12 руб. (203011 руб. +135277, 12 руб.).
При этом ФИО1 просила взыскать с ответчиков в её пользу денежную компенсацию в размере 20919,60 руб. за период с 16 марта 2017 года по 21 августа 2017 года. Размер денежной компенсации за указанный период составит 33 400,31 руб., исходя из следующего:
(данные изъяты)
Вместе с тем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, находит подлежащим удовлетворению иск в указанной части в рамках заявленных требований в сумме 20919,60 руб.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку факт нарушения работодателем трудовых прав ФИО1, выразившийся в несвоевременной выплате денежного довольствия при увольнении, установлен, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в её пользу в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, а именно, характер причиненных ФИО1 нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, и полагает возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для взыскания с МВД РФ в пользу ФИО1 компенсации морального вреда и процентов за несвоевременную выплату при увольнении всех причитающихся ей сумм, также несостоятельны, поскольку бюджетное финансирование ФМС России и УФМС России по Иркутской области на ликвидационные процедуры при продлении ликвидации на 2017 г. не производилось, Указом Президента России от 05.04.2016 N 156 МВД определено правопреемником упраздняемой ФМС России, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации ФМС России, необходимо произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете, этот же орган ответственен за проведение ликвидационных мероприятий ФМС России, соответственно, МВД России и обязано было своевременно произвести причитающиеся ФИО1 в связи с работой выплаты. При этом при продлении срока ликвидационных мероприятий на 2017 год утверждение штата УФМС России по Иркутской области и тарификация его сотрудников не предусматривались, финансирование всех мероприятий (оплата работы членов ликвидационной комиссии является частью расходов по проведению ликвидационных мероприятий) было возложено на МВД, при этом включаемые в состав ликвидационных комиссий члены продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым) должностям, а, следовательно, подлежали обеспечению МВД России денежным содержанием.
Частью 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку требования ФИО1 подлежат удовлетворению, в силу ч. 1 ст. 98, ст.ст. 94, 100 ГПК РФ, она имеет безусловное право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 понесла расходы на оплату услуг представителя ФИО3 в размере (данные изъяты).
Принимая во внимание продолжительность и сложность рассматриваемого дела, реально затраченного времени представителя на участие в деле, объема проделанной ею работы по делу судебная коллегия полагает возможным присудить Министерству внутренних дел Российской Федерации возместить ФИО1 расходы, понесенные на оплату услуг представителя ФИО3, в размере 10 000 руб.
При этом судебная коллегия не усматривает оснований для обращения апелляционного определения к немедленному исполнению.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Истцом ФИО1 не представлены сведения о наличии особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение для неё значительного ущерба или невозможности исполнения судебного акта.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ с Министерства внутренних дел Российской Федерации подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования города Иркутск в размере 6792,08 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, п. 4 ч.4 ч. 4 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда от 17 октября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 денежное довольствие в размере 203011 руб. (в том числе материальную помощь в размере 36 000 рублей), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере, 135277, 12 руб. компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки в размере 20919,60 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, расходы по оплате услуг адвоката 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по Иркутской области, ФМС России о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в бюджет г.Иркутска государственную пошлину в размере 6792,08 руб.
Судья-председательствующий | Т.В. Николаева |
Судьи | О.А. Е.В. Коваленко |