ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-352 от 18.03.2015 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33- 352 судья Маликова Т.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 марта 2015 года г. Рязань

 Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

 председательствующего Платоновой И.В.,

 судей Косенко Л.А., Максимкиной Н.В.,

 при секретаре Важине Я.Н.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 15 декабря 2015 года, которым постановлено:

 Исковые требования межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области к Козлову А.В.   о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем удовлетворить частично.

 Взыскать с Козлова А.В.  , 1972 года рождения, уроженца <>  , зарегистрированного и проживающего по адресу: <>  , задолженность по транспортному налогу в сумме <>  рубля, КБК <>  , код ОКТМО <>  и пени в сумме <>  рублей <>  копеек, КБК <>  , код ОКТМО <>  , пени по земельному налогу в сумме <>  рублей <>  копеек,  КБК <>  , код ОКТМО <>  .

 Получатель: ИНН <>  , КПП <>  УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области), код налогового органа <>  . Расчетный счет   в отделение Рязань, БИК <>  .

 В удовлетворении остальной части иска отказать.

 Взыскать с Козлова А.В.   государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <>  рублей.

 Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Максимкиной Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 Межрайонная ИФНС России № 9 по Рязанской области обратилась в суд с иском к Козлову А.В. о взыскании в доход государства задолженности по земельному налогу в размере <>  руб. <>  коп., в том числе пени <>  руб. <>  коп., по транспортному налогу в размере <>  руб. <>  коп., в том числе налог <>  руб., пени <>  руб. <>  коп.

 В обосновании иска указала, что согласно сведениям представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на землю и транспорт, ответчик имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами    и   , и транспортные средства <1>  и <2>  . Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление   , с указанием суммы налога подлежащей уплате по итогу налогового периода. Данное налоговое уведомление налогоплательщиком оставлено без исполнения. На основании статей 69, 70 НК РФ налоговым органом должнику направлено требование    с указанием на числящуюся задолженность по налогам и начисленные пени. В связи с тем, что налогоплательщиком была погашена задолженность по налогу на имущество физических лиц и частично погашена задолженность по земельному налогу общая сумма, подлежащая взысканию, составляет <>  руб. <>  коп., из них по земельному налогу пени в сумме <>  руб. <>  коп., по транспортному налогу сумма налога - <>  руб. и пени <>  руб. <>  коп.

 До настоящего времени должник не исполнил в добровольном порядке требование, тем самым не выполнил в установленный срок обязанности, возложенные на него действующим законодательством. МИФНС России № 9 по Рязанской области обращалась к мировому судье судебного участка № 28 по Касимовскому району Рязанской области с заявлением о взыскании с Козлова А.В. задолженности по налогам. Вынесенный мировым судьей судебный приказ, в связи с поступившими от Козлова А.В. возражениями относительно его исполнения, определением от 18.04.2014 г. был отменен.

 Просили взыскать с ответчика в доход государства пени по земельному налогу за период с 01.11.2012 года по 31.10.2013 года в размере <>  рублей, задолженность по транспортному налогу в размере <>  рублей, в том числе налог - <>  рублей, пени - <>  руб. <>  коп.

 В ходе судебного разбирательства истец заявленные им требования уточнил и просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2010-2012 годы в размере <>  руб. <>  коп., в том числе налог <>  руб. <>  коп., пени <>  руб. <>  коп., а также пени по земельному налогу в размере <>  руб. <>  коп. В обоснование уточненных исковых требований указал, что согласно поступивших данных УГИБДД УМВД России по Рязанской области мощность двигателя автомобиля <1>  составляет 75 л/с, а не 104 л/с, соответственно налоговая база для данного автомобиля будет составлять 75. Расчет налога за автомобиль <2>  следует исчислять из расчета <>  рублей за каждую лошадиную силу, как с грузового транспортного средства. Общая сумма, подлежащая взысканию в судебном порядке, составит <>  руб. <>  коп.

 Касимовский районный суд Рязанской области исковые требования МИФНС России № 9 по Рязанской области удовлетворил частично, постановив указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе МИФНС России № 9 по Рязанской области просит решение суда отменить в части исчисления размера транспортного налога за автомобиль <2>  . Считают, что суд первой инстанции неверно исчислил налог за указанный автомобиль за 2011-2012 г.г., применив ставку налога в 8 рублей за 1 л.с. из расчета отнесения данного автомобиля к легковым, тогда как подлежала применению ставка в 19 рублей за 1 л.с., поскольку автомобиль <2>  является грузовым фургоном, что бесспорно следует из сведений МРЭО ГИБДД УВД Рязанской области, а также типа указанного транспортного средства, определенного в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, Одобрения типа транспортного средства (сертификате соответствия) и Отраслевой нормалью ОН 025 270-66. Просят решение суда в данной части отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в данной части.

 Возражения на апелляционную жалобу не представлены.

 Участники судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещались, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

 В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражений относительно жалобы, представления.

 В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

 Учитывая, что решение Касимовского районного суда Рязанской области обжалуется только в части правильности применения налоговой ставки при исчислении размера транспортного налога за автомобиль <2>  , судебной коллегией проверено решение именно данной части. В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось и судебной коллегией не проверялось.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу положений ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

 В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ ).

 Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3).

 Принятое судом первой инстанции решение в обжалуемой части подлежит изменению, так как постановлено с нарушением норм материального права.

 В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

 Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.

 В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

 Судом первой инстанции установлено и следует из материалов гражданского дела, что ФИО1 является собственником автомобиля <2>  .

 Установлено, что транспортный налог за указанный выше автомобиль за 2011-2012 г.г. ответчиком ФИО1 не уплачен.

 31.07.2013 года ответчику было направлено налоговое уведомление   , в котором общая сумма налога на принадлежащие ответчику автомобили <1>  и <2>  исчислена в сумме <>  руб., при этом налог на автомобиль <2>  рассчитан из налоговой ставки для грузовых автомобилей <>  рублей.

 Отказывая МИФНС России № 9 по Рязанской области в удовлетворении ее исковых требований в части взыскания транспортного налога на автомобиль <2>  исходя из налоговой ставки для грузовых автомобилей в сумме 19 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что автомобиль <2>  относится к типу специальный, а потому, в случае невозможности отнесения его к легковому, либо грузовому, подлежат применению положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, вследствие чего спорный автомобиль необходимо относить к легковым автомобилям, категории "В", а транспортный налог надлежит исчислять с применением налоговой ставки как для легкового автомобиля в 8 рублей.

 Судебная коллегия не может согласиться с изложенными выше выводами суда первой инстанции, поскольку указанные выводы противоречат действующему законодательству и не основаны на материалах дела.

 Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

 Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.

 Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства и определяет конструктивные особенности транспортного средства, в том числе тип транспортного средства.

 В паспорте транспортного средства    на спорный автомобиль <2>  указано, что ФИО1 принадлежит автомобиль <2>  , категория ТС "В", тип ТС - специальный, одобрение типа транспортного средства N   от 26.12.2001 г., выданное РОСС RU. МТО2.

 Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые) - категории М1, так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые) - категории N1.

 Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым либо грузовым.

 Таким образом, при определении категории транспортного средства в целях налогообложения следует исходить не только из категории транспортного средства, но и из его типа (назначения), указанных в карточке учета ГИБДД, паспорте транспортного средства и одобрении типа транспортного средства.

 Что касается автомобиля ответчика, согласно одобрения типа транспортного средства № ЕО3167 от 26.12.2001 г., на основании которого был выдан паспорт рассматриваемого транспортного средства, то автомобиль <2>  относится к грузовым автомобилям по категории N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

 Согласно сведениям МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области от 14 ноября 2014 года   следует, что принадлежащий ответчику ФИО1 автомобиль <2>  относится к грузовым автомобилям, так как сертифицирован по категории N1 "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн".

 Указанное свидетельствует о том, что ФИО1 принадлежит грузовой автомобиль, о чем и были предоставлены в налоговый орган соответствующие сведения органами МРЭО ГИБДД УВД Рязанской области.

 Поскольку принадлежащее ФИО1 транспортное средство – автомобиль <2>  по своим конструкторским особенностям и назначению относится к грузовым автомобилям, то при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для грузовых автомобилей, то есть из расчета 19 рублей за 1.л.с.

 Таким образом, ФИО1 в 2011 и 2012 году за автомобиль <2>  надлежало уплатить транспортный налог в сумме <>  рубля из следующего расчета: <>  рубля.

 Учитывая вышеизложенное, перерасчету и изменению подлежит сумма пени за просрочку обязанности по уплате транспортного налога за автомобиль <2>  , которая должна составлять <>  рублей <>  копеек.

 При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение в обжалуемой части подлежит изменению в части суммы транспортного налога, подлежащей взысканию с ФИО1 за автомобиль <2>  , как принятое с нарушением норм материального права.

 При этом с ФИО1 подлежит взысканию транспортный налог за автомобиль <2>  за 2011 и 2012 г.г в сумме <>  рубля. Всего с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу с учетом задолженности за принадлежащий ему автомобиль <1>  (в сумме <>  рублей) – <>  рубля, а также пени всего <>  рублей <>  копеек, с учетом пени за автомобиль <2>  (<>  рубля <>  коп.).

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Касимовского районного суда Рязанской области от 15 декабря 2014 года изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:

 Взыскать с ФИО1  , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <>  , задолженность по транспортному налогу в сумме <>  рубля, КБК <>  , код ОКТМО <>  и пени в сумме <>  рублей <>  копеек, КБК <>  , код ОКТМО <>  , пени по земельному налогу в сумме <>  рублей <>  копеек,  КБК <>  , код ОКТМО <>  .

 Получатель: ИНН <>  , КПП <>  УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области), код налогового органа <>  . Расчетный счет    в отделение Рязань, БИК <>  .

 В остальной части решение Касимовского районного суда Рязанской области от 15 декабря 2014 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи