Судья Кузнецова О.В. Дело № 33-3520/2015
А-52
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Щуровой А.Н.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу МВД России по Эвенкийскому району Красноярского края, Главному управлению МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 февраля 2015 года, которым постановлено:
«ФИО1, в удовлетворении иска к Отделу МВД России по Эвенкийскому району Красноярского края и Главному управлению МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Эвенкийскому району Красноярского края о возложении обязанности зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период его военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, возложении обязанности засчитать на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы по призыву за полтора месяца службы в органах внутренних дел.
Свои требования мотивировал тем, что в период с 28.05.1990 года по 14.05.1992 года проходил военную службу по призыву в пограничных войсках <данные изъяты>. Руководствуясь п. 3 ст. 10 Федеральным законом от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 1 Федерального закона «О полиции», ст. 2,7 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» он 10.10.2014 года направил рапорт на имя начальника ОМВД России по Эвенкийскому району с целью решения вопроса о включении периода его военной службы с 28.05.1990 года по 14.05.1992 года по призыву в стаж государственной службы в органах внутренних дел из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, а также с просьбой засчитать на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы по призыву за полтора месяца службы в органах внутренних дел. Вместе с тем ответ на указанный рапорт им до настоящего времени не получен.
Определением от 30.12.2014 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Определением суда от 18.02.2015 года производство по делу в части требований о возложении обязанности засчитать на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы по призыву за полтора месяца службы в органах внутренних дел прекращено в связи с отказом истца от иска.
В остальной части судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права и неправильным установлением фактических обстоятельств дела. Считает, что в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» период его военной службы по призыву с 26.05.1990 года по 13.05.1992 года подлежит включению в стаж государственной службы в органах внутренних дел из расчета один день за два дня службы.
В судебное заседание истец ФИО1, представитель Отдела МВД России по Эвенкийскому району Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ МВД России по Красноярскому Краю – ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 года №9/14-14), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период с 11.09.1995 года по 11.10.1999 года, а также с 18.04.2003 года по настоящее время, замещая должность <данные изъяты>
В период с 28.05.1990 года по 13.05.1992 года истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР по призыву.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При этом указанный нормативный акт не содержит такого понятия как «стаж государственной службы в органах внутренних дел», поскольку пенсия лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, устанавливается при наличии специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован «выслуга лет».
Статьей 13 указанного Закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ
Данный порядок определен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление).
Пунктом 1 Постановления перечислены виды службы, которые включаются в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
При этом установлено, что в выслугу лет засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
Пунктом 5 данного Постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеназванных норм права, всем сотрудникам органов внутренних дел, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.
Как следует из материалов дела, истец отказался от своих требований о возложении на ответчика обязанности засчитать период его военной службы с 28.05.1990 года по 13.05.1992 года на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы по призыву за полтора месяца службы в органах внутренних дел в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941, указанный отказ принят судом, и производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о возложении на ответчиков обязанности зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» не подлежит применению к указанным правоотношениям сторон, поскольку не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел.
Так, согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ «О системе государственной службы РФ», стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
При этом положения Федерального Закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на истца не распространяются, поскольку настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, к числу которых истец в настоящее время не относится. На момент службы истца в Вооруженных силах СССР указанный федеральный закон не был принят, в связи с чем, как правильно указано судом, его нормы не распространяются на правоотношения, возникшие до его принятия и вступления его в силу.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении его требований о возложении на ответчиков обязанности зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период его военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, основанным на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: