ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3523 от 03.12.2014 Мурманского областного суда (Мурманская область)

      Судья Кис В.Е.

  № 33-3523-2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Мурманск

  03 декабря 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

     председательствующего

  ФИО1

   судей

  Малич Р.Б.

    ФИО2

      при секретаре

  ФИО3

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к военному комиссариату Мурманской области о признании права на включение периодов работы в стаж государственной гражданской службы, понуждении установить размер ежемесячной процентной надбавки с учетом указанных периодов и произвести перерасчет пенсии

 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 июля 2014 года,   по которому постановлено:

 «Иск ФИО4 к Военному комиссариату Мурманской области о признании права на включение периодов работы в стаж государственной гражданской службы, понуждении установить размер ежемесячной процентной надбавки в установленном размере, произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.

 Обязать военный комиссариат Мурманской области зачесть в стаж государственной гражданской службы для начисления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет период службы ФИО4 в Казахской Советской Социалистической Республике с _ _  1985 года по _ _  1991 года.

 Обязать военный комиссариат Мурманской области установить размер ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет ФИО4 для начисления пенсии по состоянию на _ _ .2013 года с учетом периода его службы в органах прокуратуры в Казахской Советской Социалистической Республики с _ _  1985 года по _ _  1991 года, произвести перерасчёт и выплатить доначисленную часть пенсии за период с _ _  2013 года по _ _  2014 года.

 В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 отказать.».

 Заслушав доклад судьи Малич Р.Б., объяснения представителя Военного комиссариата Мурманской области - ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы истца ФИО4 и его представителя ФИО6, полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

 установила:

 ФИО4 обратился в суд с иском к военному комиссариату Мурманской области о признании права на включение периодов работы в стаж государственной гражданской службы, понуждении установить размер ежемесячной процентной надбавки с учетом указанных периодов и произвести перерасчет пенсии.

 В обоснование заявленных требований указал, что в период с _ _  1985года по _ _  1991 года он проходил службу в органах прокуратуры в должностях *** в прокуратуре, *** и *** отдела в прокуратуре Нуринского района Карагандинской области Казахской Советской Социалистической Республики, а затем в должности прокурора района в прокуратуре Ульяновского района Карагандинской области Казахской Советской Социалистической Республики.

 В период с _ _  1991года по _ _  1993года проходил службу в должности *** района в прокуратуре Ульяновского района Карагандинской области Республики Казахстан.

 С _ _  1993года по _ _  1995 года проходил действительную военную службу в различных должностях в военных прокуратурах Карагандинского гарнизона и Костанайского гарнизона Республики Казахстан. С _ _  1995 года по _ _  2012 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в различных должностях в военной прокуратуре Нижне-Тагильского гарнизона, военной прокуратуре Курганского гарнизона, военной прокуратуре Северного флота.

 Приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу № * от _ _  2012 года он уволен с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста. Ему назначена пенсия за *** лет *** месяцев общей выслуги, в том числе календарной *** лет.

 С _ _  2013 года в связи с вступлением в силу изменений в статью 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ответчиком произведён перерасчёт ежемесячной надбавки за выслугу лет, которая установлена в размере *** % должностного оклада.

 Полагал, что размер его ежемесячной надбавки за выслугу лет должен составлять ***%. Однако ответчиком из расчёта надбавки неправомерно исключены периоды его службы с _ _  1985 года по _ _  1991года в органах прокуратуры Казахской Советской Социалистической Республики и с _ _  1991года по _ _  1993года - в органах прокуратуры Республики Казахстан.

 Просил обязать Военный комиссариат Мурманской области зачесть в стаж государственной гражданской службы для начисления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет период его службы в Казахской Советской Социалистической Республике с _ _  1985года по _ _  1991года и период службы в Республике Казахстан с _ _  1991года по _ _  1993года; установить размер ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет для начисления пенсии по состоянию на _ _  2013 года с учетом спорных периодов, то есть в размере *** % оклада денежного содержания; обязать ответчика произвести перерасчёт и выплатить спорную часть пенсии за период с _ _  2013 года по _ _  2014года.

 В судебное заседание истец ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Представитель истца ФИО6 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

 Представитель Военного комиссариата Мурманской области ФИО5 в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых с исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Мурманской области ФИО5, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

 В обоснование жалобы указывает, что с _ _  2013 года процентная надбавка за выслугу лет, учитываемая при исчислении пенсии, установлена ФИО4 в размере ***% с учетом его выслуги *** лет *** месяцев *** дня в календарном исчислении на день увольнения с военной службы.

 Обращает внимание суда на то обстоятельство, что подпункт «р» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслуг лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от _ _  2011 года №* не содержит ссылку о зачете службы в учреждениях и органах прокуратуры республик бывшего Союза ССР, в том числе Республики Казахстан, в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет.

 Считает, что суд необоснованно допустил расширительное толкование указанной нормы Правил, а ссылки на Указы Президента Российской Федерации от _ _  2010 года №... и от _ _  2007 года №* при разрешении дела не относятся к существу спорных отношений.

 С учетом изложенного полагает, что у Военного комиссариата Мурманской области отсутствуют основания для зачета периода службы истца с _ _  1985 года по _ _  1991 года в прокуратуре Нуринского и Ульяновского районов Карагандинской области Казахской ССР в выслугу лет для установления процентной надбавки в размере ***% вместо применяемых при исчислении пенсии ***% и осуществления перерасчета.

 Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 Поскольку в части отказа в удовлетворении требования ФИО4 о включении в выслугу лет для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в прокуратуре Республики Казахстан с _ _  1991 года по _ _  1993 года лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в указанной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации №* от _ _  2012 года *** ФИО4, помощник военного прокурора *** Северного флота, уволен с военной службы с зачислением в запас. Его календарная выслуга составила *** лет *** месяцев, в льготном исчислении - *** года *** месяцев, выслуга лет для назначения пенсии - *** лет *** месяца.

 С _ _  2012 года военным комиссариатом Мурманской области ФИО4 назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет. Размер пенсии исчислен из его денежного содержания, а также ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, которая первоначально была установлена в размере ***% оклада денежного содержания, исходя из выслуги лет на день увольнения с военной службы *** лет *** месяцев *** дня в календарном исчислении.

 С _ _  2013 года процентная надбавка за выслугу лет, учитываемая при исчислении пенсии, установлена ФИО4 в размере ***% при указанной выслуге лет.

 Из материалов личного дела №* следует, что ФИО4 в период с _ _  1985 года по _ _  1991года проходил службу в качестве прокурорского работника в Казахской Советской Социалистической Республики, а в период с _ _  1991года по _ _  1993года проходил службу в должности прокурора района в прокуратуре Ульяновского района Карагандинской области Республики Казахстан.

 С _ _  1993года по _ _  1995 года ФИО4 проходил действительную военную службу в различных должностях в военной прокуратуре Республики Казахстан, а с _ _  1995года по _ _  2012года – военную службу в военной прокуратуре в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 Полагая, что указанные периоды подлежат зачету в выслугу лет для начисления процентной надбавки за выслугу лет, в связи с чем данная надбавка должна быть установлена в размере ***% оклада денежного содержания, _ _ .2012 и _ _ .2013 ФИО4 обращался с заявлениями в военный комиссариат Мурманской области об исчислении ежемесячной надбавки за выслугу лет с _ _ .2013 с учетом указанных периодов. Однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

 Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что период службы ФИО4 в органах прокуратуры Казахской ССР с 28.09.1985 по _ _ 1991 подлежит зачету в стаж государственной гражданской службы для исчисления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет. При этом суд сослался на подпункты «р» и «т» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 1074 от 21декабря 2011года, а также «Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим», утвержденный Указом Президента Российской Федерации №1141 от 20.09.2010, и «Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», утвержденный Указом Президента Российской Федерации №1532 от 19.11.2007.

 Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, а доводы апелляционной жалобы ответчика - обоснованными.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 48 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 №22-02-1 «О прокуратуре Российской Федерации» офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и настоящим Федеральным законом.

 Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действующей с 01 января 2012 года) на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

 В силу части 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

 Пунктом 2 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что денежное довольствие военных прокуроров состоит, в том числе, из процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона).

 В соответствии с абзацами 22 - 23 пункта 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах: от 15 до 20 лет - 55 процентов; свыше 20 лет - 70 процентов.

 Из имеющегося в материалах личного дела расчета выслуги лет военнослужащего ФИО4 на пенсию от _ _ .2011, составленного ВРИО начальника УФО Министерства обороны РФ по Мурманской области Д.., следует, что его календарный срок службы составляет *** лет *** месяцев *** дня. С данным расчетом ФИО4 ознакомлен _ _  2011 года.

 Из расчета выслуги лет видно, что в выслугу лет ФИО4 не включены периоды службы с _ _  1985 года по _ _  1991 года в органах прокуратуры Казахской ССР и период службы с _ _  1991 года по _ _  1993 года в органах прокуратуры Республики Казахстан.

 С учетом имеющейся у истца выслуги лет в календарном исчислении ответчиком ему установлена ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет, учитываемая при исчислении размера пенсии за выслугу лет, в размере ***% оклада денежного содержания.

 Как пояснил ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции, спорный период службы в органах прокуратуры Казахской ССР не учитывался в выслугу лет при назначении ему ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет и в период прохождения военной службы, однако в связи с тем, что в законодательство внесены изменения, предусматривающие зачет в выслугу лет военнослужащим периодов службы в органах прокуратуры Российской Федерации, полагает, что подлежат зачету и периоды службы в органах прокуратуры республик бывшего Союза ССР.

 Данные доводы истца не могут быть признаны обоснованными.

 Правила, определяющие порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, установленной частью 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 №1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».

 Периоды, подлежащие зачету в указанную выслугу лет военнослужащих, определены в пункте 2 Правил.

 В соответствии с подпунктом «р» пункта 2 Правил в выслугу лет для назначения указанной надбавки засчитываются в календарном исчислении периоды службы в учреждениях и органах прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в качестве прокурорских работников или сотрудников, имеющих классные чины или специальные звания.

 При этом названные Правила не предусматривают зачета в выслугу лет для назначения военнослужащим надбавки за выслугу лет периодов службы в учреждениях и органах прокуратуры республик бывшего Союза ССР, в том числе, Казахской ССР.

 Ранее действовавшие Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 №524, не предусматривали возможность зачета в выслугу лет военнослужащим для назначения надбавки за выслугу лет периодов службы в учреждениях и органах прокуратуры как Российской Федерации, так и республик бывшего Союза ССР.

 Не предусмотрен зачет указанных периодов в выслугу лет для назначения пенсий лицам, проходившим военную службу, и Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

 Из анализа приведенных норм законодательства следует, что установленный ими порядок исчисления выслуги лет военнослужащим для назначения процентной надбавки за выслугу лет не предусматривает возможность зачета в выслугу лет военнослужащих периодов службы в органах прокуратуры республик бывшего Союза ССР.

 В связи с этим то обстоятельство, что действующее с 01.01.2012 правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих предусматривает возможность зачета в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет периодов службы в учреждениях и органах прокуратуры Российской Федерации в качестве прокурорских работников или сотрудников, имеющих классные чины или специальные звания, не свидетельствует о том, что подлежат зачету в выслугу лет и периоды службы в органах прокуратуры республик бывшего Союза ССР.

 Ссылки истца на «Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим», утвержденный Указом Президента Российской Федерации №1141 от 20.09.2010, и «Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», утвержденный Указом Президента Российской Федерации №1532 от 19.11.2007, с которыми согласился суд первой инстанции, ошибочны, поскольку военнослужащие проходят не государственную гражданскую службу, а военную службу, и их пенсионное обеспечение, порядок исчисления выслуги лет регулируются специальными правовыми нормами в области военной службы и статуса военнослужащих, а не нормами законодательства о государственной гражданской службе.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная гражданская служба и военная служба являются отдельными видами государственной службы.

 В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы. При этом правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации (статья 3 названного Закона).

 При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требования ФИО7 о включении в выслугу лет для назначения ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет периода его службы в органах прокуратуры в Казахской ССР с _ _  1885 года по _ _  1991 года у суда не имелось. В связи с этим не имелось оснований для удовлетворения и остальных требований ФИО4, производных от данного требования.

 Поскольку неправильное применение судом норм материального права привело к неправильному разрешению спора, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований ФИО4 подлежит отмене.

 В соответствии с положениями статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия в этой части принимает новое решение об отказе в удовлетворении иска.

 Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

 определила:

 решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 июля 2014  года в части удовлетворения исковых требований ФИО4 к военному комиссариату Мурманской области отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО4 к военному комиссариату Мурманской области о зачете в стаж государственной гражданской службы для начисления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет периода службы в Казахской ССР с _ _  1985 года по _ _  1991 года, установлении размера ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет с учетом указанного периода и перерасчете пенсии отказать.

 В остальной части решение суда оставить без изменения.

 Председательствующий:

 Судьи: