Судья Антипина Н.Н. | № 33-3523/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2017 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Никитиной А.В., Переплесниной Е.М.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу администрации Прионежского муниципального района на определение Прионежского районного суда Республики Карелия от 25 августа 2017 г. об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны правопреемником.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 04.09.2014 года на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: (...), принадлежащий на праве собственности Ершову В.В., от расположенного на нем линейного объекта - газопровода низкого давления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 07.11.2014 года решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 04.09.2014 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 25.08.2017 отказано в удовлетворении заявления администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о замене стороны правопреемником.
В частной жалобе администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее – администрация) просит определение суда отменить, заявление удовлетворить. Указывает, что в целях исполнения решения суда администрацией был направлен запрос в АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» с просьбой разработать возможные варианты переноса трассы газопровода низкого давления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (...), по адресу: (...). 13.10.2015 АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» подготовило два возможных варианта переноса газопровода низкого давления протяженностью 50 м, при этом указало на необходимость согласования с собственником соседнего земельного участка проведения указанных работ. В связи с тем, что планируемый к переносу газопровод низкого давления является подводящим к жилому дому, расположенному по адресу: (...), собственнику земельного участка, на котором расположен жилой дом, Пасечнику В.Л. неоднократно направлялись предложения для согласования одного из двух возможных вариантов переноса подводящего газопровода к жилому дому. Однако Пасечник В.Л. согласие на проведение данных работ на своем земельном участке не дал. Считает, что до настоящего момента решение суда от 04.09.2014 не исполнено не по вине администрации. 23.11.2016 администрация направила в адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее — комитет) акт приема-передачи имущества, передаваемого из муниципальной собственности Прионежского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия, и перечни к ним (газопроводы). Однако, письмом от 21.12.2016 Комитет вернул без подписания акты приема-передачи газопроводов. Письмом от 02.02.2017 администрация повторно направила в комитет акт приема-передачи имущества (газопроводы). В администрацию подписанный комитетом акт приема-передачи имущества (газопроводы) не поступил. 26.05.2017 администрация направила в комитет акт приема-передачи имущества (газопроводы) от 26.05.2017, а также уведомила комитет о том, что вышеуказанный акт приема-передачи имущества утвержден администрацией Прионежского муниципального района в одностороннем порядке в силу положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считает, что с 26.05.2017 объекты газопроводов, в том числе 2 газопровода распределительных, расположенных на ст. Шуйская (уличная сеть, I очередь, протяженность (...) м, (...) год постройки и уличная сеть, II очередь, протяженность (...) м, (...) год постройки), в отношении части из которых принят судебный акт о переносе, переданы в государственную собственность Республики Карелия. В настоящее время администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия не наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района по организации в границах сельских поселений газоснабжения и не является собственником объектов газопровода.
В возражениях на частную жалобу Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок просит в удовлетворении частной жалобы отказать, указывая, что акты приема-передачи газопровода, в отношении которого вынесено судебное решение, не подписаны со стороны комитета. Письмами от 04.03.2016 и от 21.12.2016 комитет уведомил администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия о необходимости исключения из акта приема-передачи имущества объектов газоснабжения под п. п. 5 и 6 в связи с неисполненным судебным актом. В реестре государственной собственности спорные объекты не числятся. Указывает, что предусмотренных законом оснований для возложения на комитет обязанности по исполнению решения Прионежского районного суда Республики Карелия от 04.09.2014 не имеется. Стороной контрактов по строительству газопровода комитет не является. Переход права собственности на имущество, по мнению представителя комитета, не влечет переход к новому собственнику возложенных судом на прежнего собственника обязанностей.
В силу ч. 3 ст. 333 ГПК РФ настоящая частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Законом Республики Карелия от 26.06.2015 № 1908-ЗРК «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», вступившим в законную силу с 01.01.2016, установлено, что в соответствии с п. 6.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения муниципальных районов в Республике Карелия по организации в границах сельских поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района, электро-, тепло- и газоснабжения населения; в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
В целях реализации указанного выше Закона Республики Карелия, в порядке п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 828р-П утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Прионежского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия. Указанным распоряжением на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность по подписанию передаточного акта. Право собственности на имущество, указанное в акте, возникает с момента его подписания (п. 3 распоряжения).
Решением Совета Прионежского муниципального района Републики Карелия от 06.10.2015 утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Прионежского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия, в который включены и объекты газоснабжения, в том числе два газопровода распределительных, расположенных на ст. (...) (уличная сеть, I очередь, протяженность (...) м., (...) года постройки, и уличная сеть, II очередь, протяженность (...) м., (...) года постройки).
Таким образом, в состав имущества, передаваемого из муниципальной собственности Прионежского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия, включен газопровод распределительный, являющийся предметом спора. Указанный газопровод до настоящего времени не числится в реестре государственной собственности Республики Карелия. В связи с неподписанием Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок передаточного акта указанный акт был утвержден администрацией Прионежского муниципального района в одностороннем порядке в соответствии с абз. 27 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание длительность неисполнения судебного решения в отсутствие объективных препятствий для этого, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны должника в исполнительном производстве его правопреемником.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, находит его соответствующим обстоятельствам дела и требованиям процессуального закона.
По общему правилу, предусмотренному положениями ч. 1 ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником (на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом). Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В абз. 31 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указано, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абз. 19, 20 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
По смыслу приведенных положений закона и в соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 828р-П право собственности Республики Карелия на спорный газопровод возникает с момента подписания передаточного акта. Как следует из материалов дела, такой акт Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок до настоящего времени не подписан, у администрации Прионежского национального муниципального района и комитета имеется судебный спор о правах на указанное имущество, доказательств, бесспорно подтверждающих переход права собственности на спорный газопровод к Республике Карелия, суду не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое определение законным, обоснованным, в связи с чем оснований к его отмене не имеется.
Доводы частной жалобы не подтверждают наличия правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта и указывают на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, в связи с чем, основанием для отмены обжалуемого определения не являются.
Руководствуясь ст.ст. 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Прионежского районного суда Республики Карелия от 25 августа 2017 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи