Дело № 33 – 3528 судья Михайлова Г.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2016 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Ходаковой Л.А., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Орловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Тульской области на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 12 июля 2016 года по иску Министерства экономического развития Тульской области к ФИО1 об освобождении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ходаковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Министерство экономического развития Тульской области обратилось к ФИО1 с указанными требованиями, которые мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, прилегающем с северо - восточной стороны к земельному участку с К№, расположенному по адресу: <адрес>, на основании распоряжения заместителя министра министерства экономического развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ФИО1, по вопросу законности размещения ограждения ФИО1
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено, что на обследуемом земельном участке с северо - восточной стороны имеется ограждение из металлического профилированного листа зеленого цвета. Через участок с западной стороны осуществляется доступ к части жилого дома по адресу: <адрес>, собственником которой является ФИО1
В результате измерений, проведенных с использованием специальных технических средств, установлено, что площадь используемого ФИО1 земельного участка составляет 60 кв.м.
Данный земельный участок ответчику в установленном законом порядке не предоставлялся, самовольно занят ФИО1 В его действиях усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена <данные изъяты> -самовольное занятие земельного участка. Ранее Управлением по административно - техническому надзору администрации <адрес> в ходе проверки законности размещения ограждения по указанному адресу было установлено, что данное ограждение самовольно возведено ФИО1 В отношении последнего ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по <данные изъяты> - самовольная установка объектов хозяйственно - бытового и иного назначения в населенных пунктах, Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ФЗ "Об административных правонарушениях". В протоколе имеется объяснение ФИО1, который признал факт самовольной установки им ограждения. Административная комиссия муниципального образования <адрес> признала, что ответчик виновен в совершении административного правонарушения, назначила административное наказание в виде штрафа.
Таким образом, ФИО1 самовольно, без законных оснований, использует земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.
Просило суд обязать ФИО1 за свой счет в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок (землю), площадью 60 кв.м, прилегающий с северо - восточной стороны к земельному участку с К№, расположенному по адресу: <адрес>. Координаты поворотных точек земельного участка: <данные изъяты>.
Представитель истца Министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно указал, что земельный участок, находящийся в пользовании ФИО1, пересекает красную линию, что не допустимо в силу действующего законодательства.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, считая их необоснованными, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что возведением забора на земельном участке ничьих прав не нарушал.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы своего доверителя поддержала, просила в удовлетворении исковых требований Министерству экономического развития Тульской области отказать. Полагала, что
ФИО1 занимает земельный участок на законных основаниях, права иных лиц не нарушены.
Суд решил в удовлетворении исковых требования Министерству экономического развития Тульской области отказать.
В апелляционной жалобе Министерство экономического развития Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО2, возражения представителя ФИО1 по доверенности ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 209, 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу положения ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
20 ноября 2014 года Тульской областной Думой принят Закон №2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области", согласно п.1 ч.1, п. 2 ст.5 Закона №2218-ЗТО с 1 января 2015 года Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В свою очередь, в соответствии с п.1, подпунктом 33 п.4 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
В соответствии с п.3 Положения о министерстве экономического развития Тульской области утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 9 июля 2013 года №324 Министерство экономического развития Тульской области является правопреемником Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в связи с реорганизацией Министерства экономического развития Тульской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области путем присоединения Министерства имущественных и земельных отношений к Министерству экономического развития Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 2 ноября 2015 года №317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области». Самовольно занятый и используемый ответчиком земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Полномочия по распоряжению такими земельными участками наделено Министерство в соответствии с подпунктом 93 п.4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником части жилого дома, состоящей из: жилой комнаты № S=4 кв.м, жилой комнаты № S=5,4 кв.м, жилой комнаты № S=17,1 кв.м, кухни № S=8 кв.м, ванной № S=2,3 кв.м, общая площадь 36,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 71-АГ №, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ№.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 656 кв.м, с видом разрешенного использования: индивидуальный жилой дом, с категорией земель – земли населенных пунктов, находится в пользовании ФИО1 на праве бессрочного пользования.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 659 +/- 9 кв.м, имеет кадастровый №, расположен по адресу: <адрес>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенного использования: индивидуальный жилой дом. Границы установлены. Сведения о правообладателях отсутствуют. Права на указанный земельный участок в установленном законом порядке в ЕГРП не зарегистрированы.
Согласно архивной справке на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленной Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», домовладение, расположенное по вышеуказанному адресу было принято на первичный технический учет ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке площадью 692,0 кв.м, адрес при первичной постановке на технический учет: <адрес>. В материалах инвентарного дела имеется заключение инвентаризационного бюро от ДД.ММ.ГГГГ о праве владения строениями, расположенными по адресу <адрес>, из которого следует, что домовладение расположено на земельном участке площадью 692,0 кв.м. Владельцем указан <данные изъяты>. Согласно инстр. НККХ РСФСР от 25.12.1945I параграф 15 в деле ИТБ имеется запись основ, инв. от ДД.ММ.ГГГГ, предъявлены платежные извещения за 1942г. 1944-45 по 1955г. Так же, по материалам инвентарного дела по данным текущих инвентаризаций зафиксированы следующие изменения адреса и площади земельного участка: ДД.ММ.ГГГГ адрес домовладения указан: <адрес>, площадь земельного участка указана равной 692,0 кв.м, кроме того самовольно занятый земельный участок площадью 98,6 кв.м; ДД.ММ.ГГГГ, адрес домовладения указан: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка указана по документам площадью 692 кв.м, по фактическому пользованию площадью 729 кв.м, в том числе самовольно занятый земельный участок площадью 37 кв.м. По данным последней технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке по фактическому пользованию площадью 710 кв.м. Иных документов, содержащих сведения о вышеуказанном земельном участке в материалах инвентарного дела не имеется.
На основании распоряжения заместителя министра министерства экономического развития Тульской области <данные изъяты>В. от ДД.ММ.ГГГГ№ проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ФИО1, с целью контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования <адрес>.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ), что земельный участок, прилегающий с северо-восточной стороны к земельному участку К№, расположенному по адресу: <адрес>, имеет ограждение из металлического профилированного листа зеленого цвета. Через участок с западной стороны осуществляется доступ к части жилого дома по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1
Ранее Управлением по административно - техническому надзору администрации <адрес>, в ходе проверки законности размещения ограждения по указанному адресу было установлено, что обозначенное ограждение самовольно возведено ФИО1, в связи с чем, в отношении названного лица ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ст. <данные изъяты> -самовольная установка объектов хозяйственно - бытового и иного назначения в населенных пунктах, Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ФЗ "Об административных правонарушениях".
В указанном протоколе имеется объяснение ФИО1, который факт самовольной установки ограждения признал.
Административная комиссия муниципального образования <адрес>, рассмотрев в отношении ФИО1 административное дело по факту самовольной установки ограждения на земельном участке, прилегающем с северо-восточной стороны к земельному участку К№, расположенному по адрес: <адрес>, признала, что указанное лицо виновно в совершений административного правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты> Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ФЗ "Об административных правонарушениях" и назначила административное наказание, в виде штрафа.
Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы Министерства экономического развития Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.
В результате, проведенных измерений установлено, что площадь используемого ФИО1 земельного участка, прилегающего с северо - восточной стороны к земельному участку К№, расположенному по адресу: <адрес>, составляет 60 кв.м.
Сведения о предоставлении заинтересованным лицам земельного участка по указанному адресу в министерстве экономического развития Тульской области отсутствуют.
В ходе проведения мероприятий по контролю установлено, что земельный участок площадью 60 кв.м, прилегающий с северо - восточной стороны к земельному участку с К№, самовольно занят ФИО1, в связи с чем в действиях названного лица усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст. <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – самовольное занятие земельного участка.
Из сведений ИСОГД МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-Х-ДД.ММ.ГГГГ. и №-IV-2.03. следует, что используемый ФИО1 земельный участок по адресу <адрес> пересекает границу красной линии, установленной проектом градостроительного регулирования в городе Туле, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) и расположен в зоне застройки малоэтажными домами №.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором в Тульской области по использованию и охране земель - специалистом 1 разряда отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес><данные изъяты>., следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное мероприятие по контролю в отношении ФИО1 зарегистрированного пол адресу: <адрес>. Из материалов мероприятия по контролю, проведенного в рамках муниципального земельного контроля, следует, что земельный участок, прилегающий с северо-восточной стороны к земельному участку К№, расположенному по адресу: <адрес>, имеет ограждение из металлического профилированного листа зеленого цвета. Через участок с западной стороны осуществляется доступ к части жилого дома по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1
Административная комиссия муниципального образования <адрес>, рассмотрев в отношении ФИО1 административное дело по факту самовольной установки ограждения на земельном участке, прилегающем с северо-восточной стороны к земельному участку К№, расположенному по адресу: <адрес>, признала, что указанное лицо виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей <данные изъяты> Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» и назначила административное наказание в виде штрафа.
Согласно ч.1, 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Как установлено положениями ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.3.4, 3.9 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 года № 18-30 красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
За нарушение красных линий устанавливается административная ответственность в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 за границами своего земельного участка самовольно в отсутствие разрешительных документов использует земельный участок площадью 60 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. Спорный земельный участок находится в зоне красных линий, которые обозначают границы территории общего поселения, на землях общего пользования. Сведения о предоставлении участка в установленном законом порядке на каком-либо права ответчику в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. Изложенное ответчиком, его представителем в суде первой инстанции, по сути, не оспаривалось.
Суд указанные обстоятельства не принял во внимание, не дал им надлежащей правовой оценки.
Между тем, действиями ответчика ФИО4 нарушены положения земельного законодательства, действующего на момент спорных правоотношений. Кроме того, наличие ограждения на земельном участке, распоряжение которым относится к компетенции министерства нарушает права уполномоченного органа в свободном и беспрепятственном распоряжении земельном участком.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и при разрешении спора нарушены нормы материального и процессуального права, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда от 3.03.2016 года.
Отменяя решение суда, судебная коллегия в силу в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает новое решение об удовлетворении заявленных Министерством экономического развития Тульской области требований. При этом считает возможным установить срок для исполнения решения суда – 30 дней, поскольку срок, указанный истцом в исковом заявлении, явно недостаточный для выполнения работ по освобождению земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Привокзального районного суда г. Тулы от 12 июля 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Министерства экономического развития Тульской области к ФИО1 об освобождении земельного участка удовлетворить.
Обязать ФИО1, за свой счет в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью 60 кв.м, прилегающий с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с координатами: <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи