ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3530/2015 от 30.04.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Тимофеева А.М.

 Судья-докладчик Орлова Е.Ю. По делу № 33-3530/2015

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 апреля 2015 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Орловой Е.Ю.,

 судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,

 при секретаре Курсовой С.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на семью из двух человек,

 по апелляционной жалобе истицы ФИО1

 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 02 февраля 2015 года

 У С Т А Н О В И Л А:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, указав в обоснование, что в Дата изъята  она вынужденно выехала в г. Иркутск из п. Колотовка Мамско-Чуйского района Иркутской области в связи с отсутствием рабочих мест и закрытием предприятий. Район относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Ведомственную квартиру, в которой она проживала, сдала Администрации пос. Витимский Мамско-Чуйского района. С Дата изъята  она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Комитете по управлению Ленинским округом г.Иркутска. Дата изъята  истица обратилась с заявлением к мэру г.Иркутска о постановке на учет для предоставления безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья для семьи, состоящей из двух человек, ее и ее дочери ФИО2 Дата изъята  она включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации программы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище» на 2002-2010 годы». Дата изъята  она обращалась с заявлениями к Министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение сертификата в Дата изъята  соответственно, ежегодно проходила перерегистрацию. Выезжая из районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, принимая решение о переселении в другие регионы России и планируя свое будущее, она исходила из условий предоставления жилищных субсидий, закрепленных в действовавших в тот период нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. Принадлежащую по договору найма служебную квартиру она передала местным органам самоуправления Дата изъята , денежную компенсацию за нее не получала. Рассчитывала на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагала, что сможет реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени жилищную субсидию не получила.

 На основании изложенного, со ссылкой на Федеральный закон от 25.10.2002 №125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, просила суд возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность выдать государственный жилищный сертификат на семью из двух человек.

 В судебном заседании истица ФИО1, ее представитель ФИО3 заявленные требования поддержали, пояснив, что ответчик должен выдать ГЖС независимо от номера очереди, во внеочередном порядке.

 Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.

 Третье лицо на стороне истца ФИО2 в суд не явилась.

 Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 02 февраля 2015 года в удовлетворении иска отказано.

 В апелляционной жалобе истица ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

 В обоснование жалобы указывает, что суд не учел вынужденный характер ее выезда из п. Колотовка, связанный с отсутствием рабочих мест и закрытием предприятий, а также факт сдачи ею ведомственной квартиры администрации пос. Витимский Мамско-Чуйского района.

 Полагает, что она поставлена в неравное положение по сравнению с другими гражданами, включенными в списки, поскольку в очереди состоят граждане, имеющие право на получение ГЖС независимо от того, выехали они из районов севера или нет и без условия сдачи ими жилья.

 Считает, что судом не приняты во внимание положения Указа Президента РФ №757 от 23.05.1996 «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым пенсионеры и другие граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и потерявшие работу в связи с прекращением деятельности предприятий и ликвидацией поселков, расположенных в этих регионах, пользуются правом первоочередного получения жилья на территории Российской Федерации независимо от места их проживания на дату издания данного Указа.

 В связи с изложенным полагает, что невыдача ей жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) в течение (данные изъяты) лет после сдачи ею жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность при наличии права на получение такого сертификата является следствием неправомерного бездействия ответчика и нарушает ее жилищные права.

 Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.07.1998 № 131-ФЗ, действовавшим до 01.01.2003, а также Положением о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 09.07.2001 №335-п, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления по месту жительства граждан.

 В соответствии с «Порядком предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992», утвержденным Постановлением Правительства № 1163 от 07.10.1998 составлялись отдельные списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилищных субсидий. Данные списки представлялись в Министерство региональной политики РФ, которое направляло их для уточнения органам исполнительной власти субъектов РФ территорий, с которых выехали эти граждане. После получения уточненных списков Министерство региональной политики РФ направляло в Министерство экономики РФ заявку на распределение средств из федерального бюджета в объеме до 5% сумм, согласно ст. 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.07.1998г. № 131-ФЗ. Указанные списки составлялись для определения финансовой потребности субъекта РФ для предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

 С 01.01.2003 действует Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ, который устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

 Указанным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

 - инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

 - инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

 Статьей 2 ФЗ РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, установлено, что если иное не предусмотрено настоящим законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

 - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

 - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

 - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

 - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

 Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

 Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

 Согласно ст. 3 указанного ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

 Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

 Согласно ст. 4 ФЗ РФ от 25.10.2002 №125-ФЗ, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

 Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

 Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

 В соответствии с подпунктом "з" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

 В соответствии с п.п. 17, 19, 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002г. основанием для предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, являются единые списки, сформированные органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании списков, сформированных органами местного самоуправления.

 На момент рассмотрения гражданского дела действует Порядок организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Правительства Иркутской области «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 18.12.2008 N 115-пп, согласно которому органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

 В соответствии с п. 4 Порядка, регистрация и учет граждан, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат производятся министерством, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству и включенные в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства.

 Предоставление социальных выплат гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством (п. 8 Порядка).

 В силу положений ст. 2 ФЗ РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, предоставление жилищного сертификата лицу, состоящему во второй очереди, осуществляется в порядке очередности и только после обеспечения в полном объеме жилищными сертификатами лиц первой очереди.

 Судебной коллегией установлено и подтверждается представленными в материалы дела учетным делом ФИО1, категория «пенсионеры», Списками граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья «пенсионеры», утвержденными Дата изъята  Сводными Списками граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Иркутской области категория «пенсионеры», утвержденными на Дата изъята  что истец ФИО1, как гражданин, приобретший в соответствии с ранее действовавшим законодательством право на получение жилищной субсидии состоит в очереди на получение жилищного сертификата с Дата изъята  по категории «пенсионеры». В Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья «пенсионеры», утвержденном на Дата изъята  – ФИО1 зарегистрирована под Номер изъят по дате постановки на учет – Дата изъята . В Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья «пенсионеры», утвержденном на Дата изъята  – ФИО1 зарегистрирована под Номер изъят по дате постановки на учет – Дата изъята . В соответствии с п. 24 раздела 2 Правил (утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153) в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Согласно абз. 2 п. 36 Раздела 3 Правил, оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы. Участие в подпрограмме добровольное (абз. 4 п. 2 Правил). Таким образом, участвовать в подпрограмме могут граждане, изъявившие такое желание. Дата изъята  изъявили желание получить ГЖС (данные изъяты) человек (Сводный список Иркутской области на Дата изъята ). В данном Сводном списке граждан – ФИО1 зарегистрирована под Номер изъят по дате постановки на учет с Дата изъята , категория «пенсионеры». В Сводном списке граждан категория «пенсионеры», утвержденном на Дата изъята  – ФИО1 зарегистрирована под Номер изъят по дате постановки на учет с Дата изъята . Из вышеуказанного следует, что номер очередности ФИО1 уменьшается как по общему, так и по сводному списку граждан Иркутской области.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что ФИО1 в установленном порядке поставлена на учет, включена как в общий Список так и в Сводный список на получение ГЖС, право истицы на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры» ответчиком не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет. При установленных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо нарушений прав ФИО1 ответчиком не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

 Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку судом правильно определен характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, собранным по делу доказательствам дана оценка в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.

 Принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, полагает, что истицей доказательств того, что ее права нарушены неправильным или незаконным формированием очередности, суду первой инстанции не представлено, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.

 Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

 Соответственно, положения Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусматривающие как в первоначальной, так и в действующей редакции социально-значимые категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий (статьи 1, 2 и 5), сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права истца, которая состоит в настоящее время на учете во второй группе очередности.

 Согласно как действующей, так и ранее действующей редакции пункта 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты подачи/регистрации заявления о постановке на учет. Указанный порядок определения очередности - исходя из времени обращения за социальной выплатой, соответствующий также требованиям части второй статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ), обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости и сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права истца.

 Приведенное выше свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы. Обстоятельства дела судом установлены полно, все доводы, на которые ссылались стороны в обоснование иска и возражений на него, судом проверены. Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, и на основании установленных по делу доказательств.

 Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

 Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Кировского районного суда г. Иркутска от 02 февраля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий Е.Ю. Орлова

 Судьи М.А. Александрова

 А.Л. Малиновская