ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3536/2017 от 28.03.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Белущенко М.Ю. Дело № 33-3536/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Еремина В.А.,

судей Бусиной Н.В., Костогладовой О.Г.,

при секретаре Горской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по делу по иску ФИО1 к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» о возложении обязанности по установлению стимулирующих выплат.

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***», в котором просит возложить на ответчика: обязанность произвести оценку результативности профессиональной деятельности и качества выполнения ею работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности – заместитель директора по воспитательной работе; назначить стимулирующие выплаты ежемесячно с ДД.ММ.ГГ исходя из оценки результативности профессиональной деятельности и качества выполнения работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по должности заместителя директора по воспитательной работе.

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГ работала в школе-интернат *** в должности воспитателя. ДД.ММ.ГГ переведена на должность учителя социально-бытовой направленности. ДД.ММ.ГГ с ней заключено дополнительное соглашение *** к трудовому договору о работе по совместительству в должности – заместитель директора по воспитательной работе в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ на основании приказа ***-л от ДД.ММ.ГГ истец была переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе на период отсутствия основного работника и ей установлены стимулирующие выплаты в размере <данные изъяты>. Кроме того разрешено совместительство учительских часов.

Приказом ***а-л от ДД.ММ.ГГ в связи с окончанием срочного трудового договора истец была вновь переведена на должность учителя социально-бытовой ориентации, одновременно были отменены ежемесячные стимулирующие выплаты, как заместителю директора по воспитательной работе.

Решением заседания экспертной группы по оценке качества и результативности труда педагогических работников по назначению стимулирующей части оплаты труда работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***», протокол *** от ДД.ММ.ГГ, результативность работы оценивалась за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по занимаемой должности – учитель социально-бытовой ориентации. Стимулирующие выплаты не установлены.

Решением заседания экспертной группы по оценке качества и результативности труда по апелляционной жалобе истца, протоколом *** от ДД.ММ.ГГ. решение от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения. Предложено перенести свои достижения в оценочный лист учителя и заполнить его.

В связи с принятыми решениями истец не была включена в приказ от ДД.ММ.ГГ***-д «О стимулирующих выплатах с 01.09.2016».

Истец не согласна с принятыми решениями, считает их не соответствующими требованиям законодательства и внутренним регламентам образовательного учреждения.

В настоящее время она лишена установленных стимулирующих выплат в нарушение Положения об оплате труда. К истцу неправомерно были предъявлены критерии оценки качества и результативности труда учителей, так как в 2015-2016 годах она занимала должность заместителя директора по воспитательной работе. Ежемесячная выплата должна быть определена в твердой денежной сумме по занимаемой ранее должности.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала заместителем директора по воспитательной работе, что подтверждается записью в трудовой книжке, приказом о переводе, следовательно экспертная группа проверяющая результативность работы должна была проверять и оценить ее работу не как учителя социально-бытового ориентирования, а как заместителя директора, что предусмотрено п. 2.15 Положения об оценке качества и результативности труда работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» утвержденного Приказом от ДД.ММ.ГГ***а-д.

Судом не принято во внимание, что размер ежемесячной премии педагогическим работникам за высокую результативность определяется положением о стимулирующих надбавках работникам учреждения, однако такое положение не утверждено директором школы-интернат. Отказывая в удовлетворении иска, суд не учел, что стимулирующие выплаты являются частью заработной платы работника, в связи с чем на работодателя возлагается обязанность их устанавливать. Невыплата стимулирующих выплат нарушает права работника на получение заработной платы в полном объеме.

Кроме того, отменяя приказом от ДД.ММ.ГГ, ранее установленные ежемесячные стимулирующие выплаты в размере <данные изъяты> как заместителю директора по воспитательной работе не установил работнику размер заработной платы, районный коэффициент, размер компенсационных и стимулирующих выплат по должности учителя социально-бытовой ориентации с ДД.ММ.ГГ.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1, ее представитель ФИО2 просили удовлетворить апелляционную жалобу, ссылаясь на содержащиеся в ней доводы.

Представители ответчика КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании просили в удовлетворении жалобы отказать.

В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, обсудив данные доводы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением норм материального права

Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата и оплата труда работника - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав заработной платы входят комиссионные выплаты и стимулирующие выплаты. В состав понятия стимулирующие выплаты входит: доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

В силу абз. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены поощрения за труд, и указано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.11.1991 № 211 "О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений" организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании предоставлено право самостоятельно устанавливать выплаты стимулирующего характера.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии, поощрительные надбавки). Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагогам, являются критерии оценки результативности профессиональной деятельности учителей. Примерное положение об оценке результативности профессиональной деятельности учителей образовательных учреждений утверждается управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи (п. 8.1 Положения о порядке формирования и расходования фонда оплаты труда и системы оплаты труда работников краевых государственный общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.06.2008 N 223-далее Положение)

Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения, с учетом мнения профсоюзной организации (п.8.2 Положения)

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами (п.8.3 Положения)

В КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» ДД.ММ.ГГ утверждено Положение об оплате труда работников краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» ***а-д (л.д.85-93); Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» (л.д.94-102); Положение об оценке качества и результативности труда педагогических работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» (л.д. 103-112).

Разрешая спор суд установил, что истец ФИО1 работает в КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» с ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГФИО1 была переведена на должность учителя социально-бытовой ориентации.

Приказом ***-л от ДД.ММ.ГГФИО1 в порядке совмещения должностей поручено выполнение дополнительной работы по должности заместителя директора по воспитательной работе на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Установлена ежемесячная доплата за выполнение дополнительной работы в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГ заключено дополнительное соглашение *** к ранее заключенному трудовому договору *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому ФИО1 установлено совмещение должности заместителя директора по воспитательной работе на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Приказом ***-л от ДД.ММ.ГГ срок совмещения ФИО1 в должности заместителя директора по воспитательной работе продлен с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

С ДД.ММ.ГГ на основании приказа ***-л от ДД.ММ.ГГ истец переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе по срочному трудовому договору.

Данным приказом ФИО1 установлена стимулирующая выплата в размере <данные изъяты> по следующим показателям работы: качество и общедоступность образования в учреждении <данные изъяты>; качество методического руководства педагогического коллектива <данные изъяты>; управление воспитательным процессом <данные изъяты>; сохранение здоровья учащихся в учреждении <данные изъяты>. Разрешено совместительство учительских часов по СБО 12 часов в старших классах.

Согласно п. 5 Приказа ФИО1 разрешено совместительство учительских часов по СБО (л.д.52)

ДД.ММ.ГГ, в связи с выходом на работу основного работника, истец переведена в прежнюю должность учителя социально-бытовой ориентации на основании приказа ***-д от ДД.ММ.ГГ. Ежемесячная стимулирующая выплата в размере <данные изъяты> отменена.

Основанием исковых требований истца явилось то, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (учебный год) ее работа должна быть оценена по занимаемой ею должности заместителя директора по воспитательной работе по срочному трудовому договору.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истцу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона пришел к выводу, что стимулирующие выплаты определены работодателем в зависимости от занимаемой работником должности и выполняемой работе. Локальными нормативными актами работодателя при переводах на другую должность не предусмотрена возможность установления, либо сохранения установленной стимулирующей выплаты по ранее занимаемой должности.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не соглашается по следующим основаниям.

В соответствие с Положением об оплате труда работников краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» ***а-д (л.д.85-93) система оплаты труда работников включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного характера и стимулирующего характера.

Размеры, порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливаются коллективным договором, локальными актами образовательного учреждения в соответствие с настоящим Положением.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество выполняемой сотрудником работы.

Размер ежемесячной премии педагогическим работникам за высокую результативность профессиональной деятельности и качественное предоставление образовательных услуг устанавливается в зависимости от показателей оценки результативности их профессиональной деятельности, которые определяются в соответствии с положением о стимулирующих надбавках работникам учреждения, утвержденным приказом директора учреждения и согласованным с профсоюзной организацией (п.3.11.).

Согласно Положению о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» (л.д.94-102), основанием для стимулирования учителей, воспитателей педагогов, заместителя директора и др., является результативность труда работников, критерии которых определяются настоящим положением.

Стимулирующие выплаты работникам производятся на основании приказа директора учреждения.

Оценка результативности профессиональной деятельности осуществляется экспертной группой один раз в год (в августе) по итогам профессиональной деятельности, основанием которой является предоставление портфеля профессиональных достижений (портфолио) и составление оценочных листов. (Положение об оценке качества и результативности труда педагогических работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» л.д.103).

Портфолио заполняется педагогом самостоятельно в соответствии с логикой отражения результатов его профессиональной деятельности на основе утверждаемых настоящим положением критериев и содержит самооценку его труда (п.2.3. указанного Положения).

В соответствии с приложениями к данному Положению установлены разные критериальные значения показателей качества и результативности труда по должности учителя и по должности заместителя директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Также установлен разный подход к начислению надбавки: учителю - в зависимости от суммы установленных баллов и стоимости балла; заместителю директора - в твердой денежной сумме.

При оценке качества и результативности труда работников школы-интернат за учебный год с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основе изучения портфолио педагогов и оценочных листов педагогов экспертная группа школы установила, что ФИО1 было сдано два оценочных листа - заместителя директора по воспитательной работе и учителя социально-бытовой ориентировки.

Совет экспертной группы решил принять от ФИО1 оценочный лист учителя. Оценочный лист учителя не был заполнен, ФИО1 отказалась от его заполнения, полагая, что стимулирующие выплаты должны производиться из занимаемой должности заместителя директора.

Между тем, согласно п. 4.8 Положения о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа ***» (л.д.95) работники школы, совмещающие несколько должностей, стимулирующие выплаты получают по показателям деятельности по основной должности. Пункт 2.15 Положения об оценке качества и результативности труда педагогических работников школы (л.д.30 оборот) также предусматривает, что индивидуальная сумма баллов работника, который в силу совмещения двух или более должностей может быть отнесен к двум и более работникам, определяется только по показателям результативности труда, установленным для категории работников, соответствующей основной должности работника.

Премия за высокую результативность профессиональной деятельности и качественное предоставление образовательных услуг осуществляется ежемесячно.

Таким образом, на основе анализа вышеуказанных Положений, с учетом того обстоятельства, что истец в отчетный период времени для расчета стимулирующих выплат - с 01.09.21015 по ДД.ММ.ГГ состояла на временной должности заместителя директора по воспитательной работе по срочному трудовому договору, следовательно оценка результативности качества работы истца должна производиться по указанной должности.

В силу положений трудового законодательства занимаемая истцом должность заместителя директора по воспитательной работе на спорный период времени являлась ее основной должностью, а должность учителя социально-бытовой ориентации - совмещаемой, что следует из записи в трудовой книжке и Приказа ***-л от ДД.ММ.ГГ, которые ответчиком не оспорены.

Представленная ответчиком копия трудовой книжки с внесенными данными о признании недействительной записи под номером 16, где указано - работает в прежней должности учителя социально-бытовой ориентации, не свидетельствует о возникновении иных обстоятельств, которые бы повлияли на выводы судебной коллегии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, а решение суда -незаконным, в связи с чем подлежит отмене.

Отменяя решение суда, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу истца ФИО1 удовлетворить.

Решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» о возложении обязанности по установлению стимулирующих выплат удовлетворить частично.

Возложить на Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» обязанность произвести оценку результативности профессиональной деятельности и качества выполнения работ ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности – заместитель директора по воспитательной работе.

Возложить на Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат ***» обязанность рассмотреть вопрос о назначении стимулирующих выплат ФИО1 ежемесячно с ДД.ММ.ГГ исходя из оценки результативности профессиональной деятельности и качества выполнения работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по должности заместителя директора по воспитательной работе.

В остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий:

Судьи