ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3539/2017 от 03.05.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-3539/2017 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Шиловой О.М.,

судей Лукьянченко Р.В., Романовой И.А.,

при секретаре Лыткиной А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 мая 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску ФИО2 к администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании перехода права собственности в пределах фактически установленных границ, возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 – ФИО3 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 февраля 2017 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителя ФИО2 – ФИО3, представителя администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района – ФИО4, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчикам. В обоснование указал, что с 30 марта 2016 года является собственником земельного участка площадью 621 кв.м., расположенного в СДТ «Дальневосточное» на территории села Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края. Ранее указанный участок формировался с учетом свидетельства о праве собственности на землю от 26 января 1993 года, выданного Некрасовским сельским советом на имя предыдущего собственника ФИО1. Согласно акту согласования границ, площадь земельного участка увеличилась до 675 кв.м, спора с собственниками соседних участков по границам участка нет. ООО «Геоземизыскания» подготовлен межевой план от 22 августа 2016 года и заключение кадастрового инженера от 17 июля 2016 года на спорный земельный участок. При обращении в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю», был получен отказ в уточнении границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, в связи с тем, что был разработан и утверждён другой проект планировки СДТ «Дальневосточное» администрацией муниципального образования «Некрасовское сельское поселение». Истец лишен возможности зарегистрировать сведения об уточненных фактических границах вышеуказанного земельного участка в установленном законом порядке. Просит признать за ним право собственности на земельный участок в пределах фактически установленных границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, обязать ФГБУ «ФКУ Росреестра» по Хабаровскому краю внести сведения об участке в государственный кадастр недвижимости в соответствии с межевым планом от 22.08.2016 года, подготовленным ООО «Геоземизыскания».

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 февраля 2017 года в удовлетворении требований ФИО2 отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе ФИО2 просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование указал, что при обращении в специализированную организацию ООО «Геоземизыскания» было установлено, что при уточнении границ земельного участка, принадлежащего истцу, формирование границ проводилось по фактически существующим границам, на участке длительное время существует забор, имеются насаждения, произведено согласование границ со смежными землепользователями, о чем составлен акт. Согласно уточнений, площадь земельного участка увеличилась до 675 кв.м., что составляет не более 10% от содержащейся в ГКН площади в 621 кв.м. Проект планировки СДТ «Дальневосточное» был утвержден в установленном порядке на момент предоставления земельных участков в собственность, фактически границы земельного участка с данного периода времени не изменились. Объекты существуют на местности более 15 лет. Согласно новому плану происходит наложение земельных участков как с дорогой общего пользования, так и со смежными земельными участками. О дате и месте публичных слушаний 22.12.2014 г. собственники земельных участков не уведомлялись.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы гражданского дела в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и возражениях на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

По смыслу закона, фактическое расположение земельного участка на местности может быть установлено только по результатам проведения землеустроительных работ по его межеванию, определения границ земельного участка и их согласования со смежными землепользователями.

На основании статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью 621 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>. Право собственности на участок за истцом зарегистрировано 11.04.2016 года.

Основанием государственной регистрации права является договор купли-продажи земельного участка от 30.03.2016 г.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 26.01.1993 года, земельный участок по <адрес> садоводческого товарищества «Дальневосточное», площадь земельного участка, принадлежащего ФИО1 - 621 кв.м. Длины сторон участка - 27 х 23 метра.

Между ФИО1.(продавец) и ФИО2(покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 30.03.2016 г., согласно которому продавец передает в собственность покупателю земельный участок, площадью 621 кв.м., расположенный по <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>.

Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 30.01.2015 года № 85-24 утвержден проект «Планировка территорий жилой перспективной застройки сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края в районе улиц: <данные изъяты>».

В соответствии с заключением кадастрового инженера ООО «Геоземизыскания» от 15.07.2016 года, формирование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> проводилось по фактически существующим границам, с учетом приватизационного свидетельства о праве собственности на землю от 26.01.1993 года на предыдущего собственника ФИО1., где показаны границы, размеры земельного участка и проекта планировки садоводческого товарищества «Дальневосточное», который был утвержден на момент предоставления земельного участка в собственность.

ФИО2 отказано в уточнении границ земельного участка по фактическому местоположению, в связи с тем, что разработан и утвержден другой проект планировки снт «Дальневосточное» администрацией сельского поселения «Село Некрасовка».

При выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка <данные изъяты>, установлено, что фактическая площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с действующим законодательством требований, составила 675 кв.м., площадь, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости – 621 кв.м.

Решением от 2 сентября 2016 года Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю о приостановлении осуществления кадастрового учета, выявлено, что в представленном межевом плане отсутствуют сведения о проекте планировки территории, утвержденном в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на территории садоводческого товарищества «Дальневосточное».

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (действовавший в период возникновения спорных правоотношений и на момент подачи иска), ст. 11.10, п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что местоположение границ спорного земельного участка должно было определяться исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, в межевом плане не указано, за счет каких земель увеличена площадь земельного участка, проект сдт «Дальневосточное» (старый или новый), на основании которого составлен межевой план спорного земельного участка, также отсутствует, уточнение границ спорного земельного участка должно происходить в соответствии с утверждённым проектом «Планировка территорий жилой перспективной застройки сельского поселения «Село Некрасовка», отказал в удовлетворении требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( далее ГРК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 ГрК РФ).

Следовательно, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), с учетом результатов публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ).

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся специально созданной комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 указанного кодекса (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).

Частью 2 статьи 33 ГрК РФ установлены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

В качестве таких оснований установлены: - несоответствие правил документам территориального планирования (генеральному плану городского округа) в результате внесения в такие документы изменений; - поступление предложений об изменении границ территориальных зон, градостроительных регламентов.

В соответствии с частью 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию. При этом физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Таким образом, по смыслу указанных норм, предложения о внесении изменений могут направляться при определенных частью 3 статьи 33 ГрК РФ условиях, а публичные слушания должны выявлять мнение заинтересованных правообладателей земельных участков, в данном случае, по вопросу изменения границ территориальных зон, градостроительных регламентов, которые органы местного самоуправления обязаны учитывать.

Поскольку 22.12.2014 г. были проведены публичные слушания, в результате которых разработанный проект планировки утверждён решением Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовска» Хабаровского муниципального района Хабаровского каря от 30.01.29015 г. № 85-24, постановлением администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.07.2015 г № 122 территории перспективной жилой застройки сельского поселения в районе садоводческих товариществ «Дальневосточное» и «Заболотное» присвоено наименование квартал «Дальневосточный», границы земельного участка по фактическому местоположению и согласно сведений ГКН не совпадают, оснований для признания права собственности на земельный участок в пределах фактически установленных границ и возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости, без учета проекта «Планировка территорий жилой перспективной застройки сельского поселения «Село Некрасовское», не имеется.

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.

При этом частями 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ предусмотрены меры по согласованию интересов общества и лиц, чьи права, основанные на существующем землепользовании, могут быть затронуты изменением правового режима земельных участков вследствие ведения градостроительной деятельности. В частности, допускается при соблюдении определенных условий эксплуатация земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании перехода права собственности в пределах фактически установленных границ, возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 – ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий О.М.Шилова

Судьи Р.В.Лукьянченко

И.А.Романова