ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3548 от 02.07.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 33-3548

Буйнаский районный суд

судья Хайбулаев О.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июля 2019 года г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Абдуллаева М.К.,

судей Османова Т.С., Хираева Ш.М.,

при секретаре Курбановой П.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Асельдерова К.М. – Абдуллаева А.С. гражданское дело по иску администрации МР «Буйнакский район» к Асельдерову К.М., администрации МО «село Атланаул» Буйнакского района о признании недействительными постановлений, свидетельства о праве на наследство, записи в ЕГРН о государственной регистрации права на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав объяснения Асельдерова К.М. и его представителя Абдуллаева А.С., просивших апелляционную жалобу удовлетворить, представителя администрации МО «Буйнакский район» Аджиева Т.Н., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Администрация МР «Буйнакский район» обратилась в суд с иском, в последующем уточненным, к Асельдерову К.М., администрации МО «село Атланаул» Буйнакского района о признании недействительными:

- постановления главы администрации с. Атланаул <№> от <дата>, в части выделения земельного участка площадью 0,3 га Асельдерову М.Б.;

- свидетельства <№> без даты о праве бессрочного (постоянного) пользования Асельдерова М.Б. на земельный участок площадью 0,3 га;

- государственного акта <№> на право бессрочного (постоянного) пользования Асельдерова М.Б. на земельный участок площадью 0,3 га;

- постановления администрации с.Атланаул Буйнакского района <№> от 27 октября 2003 г. о предоставлении Асельдерову М.Б. земельного участка площадью 0,3 га для ведения подсобного хозяйства в собственность бесплатно;

- свидетельства № <№> от 3 октября 2017 г. о праве на наследство по закону Асельдерова К.М. на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 3.000 кв.м, расположенный в районе <адрес>;

- записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности Асельдерова М.Б. на вышеуказанный земельный участок;

- записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности Асельдерова К.М. на вышеуказанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля установлено, что Асельдерову К.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 3.000 кв.м, расположенный в районе нефтебазы <адрес>

Данный участок ответчику принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону № <№> от 3 октября 2017 г., в соответствии с которым ответчик является наследником своего отца Асельдерова М.Б.

Отец ответчика зарегистрировал право собственности на указанный участок 14 декабря 2011 г. на основании постановления администрации с.Атланаул Буйнакского района <№> от 27 октября 2003 г., которым ему предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно. Однако ст.28 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в октябре 2003 года, предусматривала предоставление земель гражданам только за плату. Закон Республики Дагестан «О земле», предусматривающий однократное бесплатное предоставление земельного участка гражданам был принят после предоставления земельного участка Асельдерову М.Б., т.е. 29 декабря 2013 г.

Свидетельство и государственный акт на право бессрочного и постоянного пользования также были выданы наследодателю Асельдерову М.Б. с нарушениями действовавшего в тот период законодательства. Так, согласно ст.15 Закона ДССР от 16 мая 1991 г. «О земле», сельские Советы народных депутатов были вправе предоставлять земельные участки, находящиеся в пределах черты сельских населенных пунктов, а также переданные в их ведение решением районного совета народных депутатов. В силу ст.48 названного Закона, к землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах черты, установленной проектами землеустройства. Из постановления администрации с.Атланаул <№> от 28 ноября 1997 г. усматривается, что земельный участок, неиспользуемый совхозом и неудобный для сельхозиспользования, закреплен за Асельдеровым М.Б. Из чертежа свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования без даты, и государственного акта <№> без даты, следует, что что спорный участок по меже граничит с землями совхоза Атланаульский, является участком сельскохозяйственного назначения, находился в составе земель совхоза Атланаульский за пределами черты населенного пункта, потому администрация с.Атланаул была не вправе распоряжаться им и предоставлять Асельдерову М.Б.

Только в последующем, постановлением администрации Буйнакского района от 10 декабря 2001 г. <№> с баланса совхоза Атланаульский было передано на баланс администрации с.Атланаул 12 га пашни в данной местности, о чем имеется приказ директора совхоза «Атланаульский» <№> от 4 января 2001 г., акт обмера передаваемого участка от 16 октября 2001 г. и акт по предварительному выбору с картой-схемой местоположения отводимого земельного участка из земель совхоза.

Однако, как усматривается из выписки ЕГРН, при регистрации земельного участка за Асельдеровым М.Б., категория земельного участка указана как земли населенных пунктов, хотя в свидетельстве и государственном акте спорный участок отнесен к категории земель с/х. назначения.

Как усматривается из похозяйственной книги администрации с.Атланаул, за ответчиком и его отцом земельный участок площадью 0,3 га не числится.

Помимо прочего, согласно книге постановлений и распоряжений администрации с.Атланаул значится постановление <№> от 11 апреля 2001 г. об отмене ранее принятого постановления <№> от 28 ноября 1997 г. о выделении земельного участка Салихову и Асельдерову.

На основании изложенного, просили удовлетворить исковые требования.

Решением Буйнакского районного суда от 19 февраля 2019 г. постановлено:

«Исковые требования администрации МР «Буйнакский район» к Асельдерову К.М. о признании недействительными правоустанавливающих документов на земельный участок удовлетворить.

Признать недействительными:

- постановление главы администрации с.Атланаул <№> от 28 ноября 1997 г., в части выделения земельного участка площадью 0,3 га Асельдерову М.;

- свидетельство № <№> без даты о праве бессрочного (постоянного) пользования Асельдерова М.Б. на земельный участок площадью 0,3 га;

- государственный акт № <№> на право бессрочного (постоянного) пользования Асельдерова М.Б. на земельный участок площадью 0,3 га;

- постановление администрации с.Атланаул Буйнакского района <№> от 27 октября 2003 г. о предоставлении Асельдерову М.Б. земельного участка площадью 0,3 га для ведения подсобного хозяйства в собственность бесплатно;

- запись в ЕГРН о государственной регистрации права собственности Асельдерова М.Б. на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 3.000 кв.м, расположенный в районе нефтебазы <адрес>

- свидетельство № <№> от 3 октября 2017 г. о праве на наследство по закону Асельдерова К.М. на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 3.000 кв.м, расположенный в районе нефтебазы <адрес>;

- запись в ЕГРН о государственной регистрации права собственности Асельдерова К.М. на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 3.000 кв.м, расположенный в районе нефтебазы <адрес>».

В апелляционной жалобе представитель Асельдерова К.М. – Абдуллаев А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование требований жалобы указано, что истцом пропущен срок исковой давности по предъявленным в суд требованиям. Каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших истцу узнать о нарушении их права еще в 2011 году, когда право на участок было зарегистрировано за Асельдеровым М.Б., суду не приведено. Кроме того, суд не учёл, что спорный участок земли отцу доверителя первоначально был предоставлен в 1997 году, когда ему выданы свидетельство и Госакт на землю. Тогда же спорная земля выбыла из владения органов местного самоуправления, которые могли и должны были принимать меры для осуществления контрольных функций по вопросу законности или незаконности его предоставления Асельдерову М.Б.

Иск мотивирован ссылками на то, что об обстоятельствах дела истцу стало известно в ходе муниципального контроля в 2018 году, хотя суду материалы муниципального контроля не предоставлены, и истец не сообщил, почему администрация района не осуществляла контроль в течении прошедших 20 лет.

Согласно п.6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, с учетом положений ГрК РФ в части соответствующих требований.

Таким образом, истец должен был с 2011 года знать, что спорная земля отнесена к землям населённых пунктов, так как проводились публичные слушания, но бездействовал и не осуществлял муниципальный контроль.

Из иска администрации района видно, что она не говорит о своём праве собственности на спорную землю. Фактически истцом, не являющимся собственником спорной земли, по сути, заявлен виндикационный иск об истребовании спорной земли, которой он никогда не владел, и не пользовался более 20 лет.

В 2001 году спорный участок земли в составе 12 га по акту предварительного выбора земли с установлением границ всего массива площадью 12 га, в комиссионном порядке отведён под индивидуальное жилищное строительство. Следовательно, ещё в 2001 году истец распорядился массивом земли, куда входит и земля Асельдерова М.Б., а в настоящее время ещё раз пытается убедить суд, что у администрации района нарушено право.

Истец в своём иске апеллирует тем, что до разграничения земель МО «Атланаул» только администрация района вправе распоряжаться землями. Но истец этим самым пытается ввести суд в заблуждение, поскольку массив земель в районе расположения спорной земли разграничен, ввиду образования земель населённого пункта - Атланаул. Именно поэтому земли в этом массиве имеют категорию «земли населённого пункта». Доказательства обратного суду не представлены.

Отсутствие записей в похозяйственных книгах администрации с.Атланаул о наличии земли за Асельдеровым М.Б., объясняется тем, что записи до 1998 года уничтожены при пожаре. За отсутствие этих записей в похозяйственных книгах Асельдеров ответственности не несет. В суде достоверно подтверждено, что в книге регистрации изданных постановлений администрации с.Атланаул за 2003 год имеется запись о самом постановлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации с.Атланаул Буйнакского района от 28 ноября 1997 г. <№> за Асельдеровым М.Б. закреплен земельный участок мелкоконтурный, неиспользуемый совхозом, площадью 0,3 га, расположенный между <адрес>, отсеченный от массива газопроводом, неудобный под с/х. пользование из-за уклона.

На основании данного постановления председателем Буйнакского райкомзема отцу ответчика выдано свидетельство на право владения, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <№> без даты, а также государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей <№> без даты.

В последующем, постановлением администрации с.Атланаул Буйнакского района <№> от 27 октября 2003 г. спорный земельный участок Асельдерову М.Б. предоставлен в собственность для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно.

На основании указанного постановления Асельдеровым М.Б. в органах Росреестра по РД зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 3.000 кв.м, расположенный в районе нефтебазы <адрес>, о чем в ЕГРН <дата> сделана соответствующая запись регистрации <№> и выдано свидетельство № <№>

В последующем, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 3 октября 2017 г., выданного нотариусом Суваковым М.Х., спорный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за ответчиком Асельдеровым К.М., о чем в ЕГРН <дата> сделана запись регистрации <№>.

Порядок предоставления земельных участков и возникновения прав на них в 1997 году регулировался Законом Республики Дагестан «О земле», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 г. «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного, наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», указанием Госкомзема ДССР от 23 января 1992 года № 07-5-4 «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно статьям 14 и 15 Закона Республики Дагестан «О земле» от 1991 года, действовавшего с 1991 года до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и совокупности приведенных выше нормативных актов, предоставление земель в 1999 году производилось путем отвода участка на местности и установления границ земельного участка на местности, т.е. путем проведения специальных землеустроительных работ.

Согласно статьям 113 и 114 Земельного кодекса РСФСР, который действовал с 1991 года, землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, составления проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований, перенесения проектов в натуру (на местность), отвода земельных участков в натуре, оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» (пункты 6, 8, 10, 14), данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, проведении землеустройства, сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, а владение, пользование и аренду участков после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.

Согласно статье 14 Закона Республики Дагестан «О земле», приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется Государственным актом, который регистрируется и выдается соответствующим Советом народных депутатов.

Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 г. «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года № 1 «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 г., предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (на практике - акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Совокупность приведенных нормативных актов позволяет установить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в 1999 году должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.

Для установления законности изданных главой администрации с.Атланаул постановлений о выделении земельного участка Асельдерову М.Б., необходимо подтвердить принадлежность земельного участка на момент его предоставления администрации села, полномочия должностного лица на предоставление земли и подписание документов о выделении земельного участка.

Вместе с тем, как следует из текста оспариваемого постановления <№> от 28 ноября 1997 г. о выделении земельного участка площадью 0,3 га Асельдерову М.Б., за последним закреплен на постоянное пользование земельный участок сельскохозяйственного использования, неиспользуемый совхозом, расположенный за пределами черты населенного пункта.

Согласно выписке из приказа <№> по совхозу Атланаульский от 4 января 2001 г., совхозом принято решение о передаче земельного участка в размере 12 га, расположенного напротив местности «Собачий хутор», вдоль трассы, с баланса совхоза на баланс администрации <адрес>.

Из акта по совхозу «Атланаульский» от 16 октября 2001 г. следует, что комиссией в составе агронома совхоза, главного архитектора Буйнакского района, специалиста райкомзема, главы администрации с.Атланаул осуществлен прием-передача пашни совхоза на участке собачий хутор около трассы Буйнакск - Махачкала, площадью 12 га.

Другим актом от 3 декабря 2001 г. определены и согласованы границы передаваемого земельного участка совхоза на баланс администрации с. Атланаул.

Постановлением администрации Буйнакского района от 10 декабря 2001 г. <№> земельный участок площадью 12 га пашни, в состав которого входил и спорный земельный участок 0,3 га, передан с баланса совхоза «Атланаульский» на баланс администрации с. Атланаул.

Таким образом, спорный земельный участок в момент его закрепления за Асельдеровым М.Б. в ноябре 1997 года принадлежал совхозу Атланаульский, хоть и им не использовался как труднодоступный, потому у главы администрации с.Атланаул отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком.

Об отсутствии у главы администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком свидетельствует и то, что в соответствии со ст.15 Закона ДССР от 16 мая 1991 г. «О земле», сельские Советы народных депутатов были вправе предоставлять земельные участки, находящиеся в пределах черты сельских населенных пунктов, а также переданные в их ведение решением районного совета народных депутатов. В силу ст.48 названного Закона, к землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах черты, установленной проектами землеустройства.

Однако спорный земельный участок в момент его выделения в 1997 году был расположен за пределами черты населенного пункта.

Предоставление земельных участков гражданам в 1997 году, согласно Закону ДССР от 16 мая 1991 г. «О земле», осуществлялось для целей, указанных в ст.28-29 Закона, т.е. для огородничества, сенокошения, выпаса скота, для посева. Понятия «под иные цели», действовавшее в то время земельное законодательство не предусматривало. Вместе с тем Асельдерову М.Б. земельный участок был предоставлен под иные цели.

Кроме того, сам подлинник постановления в материалы дела ответчиком не представлен, в архиве сведения о нем отсутствуют.

В силу п.7 ст.67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Ответчиком в материалы дела также не представлен подлинник свидетельства на право постоянного бессрочного пользования.

Согласно письму Госкомитета по земельной реформе РСФСР от 13 января 1992 г. № 3-14/60 установлена форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей. Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районным (городским) комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах - руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов. При этом свидетельства, выдаваемые исполнительными органами сельских (поселковых) Советов народных депутатов, должны быть завизированы председателем (представителем) районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

В выданном ответчику свидетельстве № <№> без даты отсутствует подпись должностного лица органа местного самоуправления, т.е. главы администрации, выдавшего свидетельство.

Поскольку постановление администрации с.Атланаул от 28 ноября 1997 г. <№> является незаконным, то и выданные на его основе свидетельство и государственный акт № <№> также являются незаконными, недействительными.

Кроме того, истец ссылается на то, что оспариваемое постановление от 28 ноября 1997 г. <№> было отменено.

Согласно исследованной книги постановлений и распоряжений с.Атланаул с 1999 по 2009 годы, в ней имеется запись № <№> за 2001 год о вынесении постановления <№> от 11 апреля 2001 г. об отмене ранее принятого постановления <№> от 28 ноября 1997 г. о выделении земельных участков Асельдерову М.Б. и Сахаватову К.

После отмены данного постановления, спорный участок на основании постановления администрации с.Атланаул от 16 мая 2001 г. <№> предоставлен Мамаевой Г.А.

Что касается постановления <№> от 22 октября 2003 г. о предоставлении Асельдерову М.Б. земельного участка в собственность бесплатно, для ведения подсобного хозяйства и дачного строительства на основании ст.20, 28 ЗК РФ, ранее используемый им на основании постановления администрации <№> от 28 ноября 1997 г., оно также является незаконным по следующим основаниям.

Согласно п.5 ст.20 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного участка) граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатное предоставление земельных участков гражданам предусматривалось Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. <№> «О земле».

Однако спорный земельный участок постановлением администрации с.Атланаул предоставлен до принятия и введения в действие Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. <№> «О земле», т.е. в период действия Закона ДССР от 16 мая 1991 г. «О земле», который в свою очередь не предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность.

Согласно п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации прав собственности на них, если Федеральным законом не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации прав собственности на земельные участки, государственная собственность на которых не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков расположенных на межселенных территориях муниципального района.

На момент принятия постановления администрации от 27 октября 2003 г. <№>, муниципальная собственность администрации с.Атланаул на землю сельского поселения не была разграничена.

Таким образом, у главы администрации с.Атланаул в 2003 году отсутствовали полномочия для издания указанного ненормативного правового акта.

Кроме того, в похозяйственных книгах администрации с.Атланаул отсутствуют сведения о наличии у Асельдерова М.Б. земельного участка площадью 0,3 га. Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена Законом РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» (п.7 ст.11). Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах, в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе, сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.

Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. № 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

На основании п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ № 345 от 11 октября 2010 г., ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.

Исходя из п. 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в п.2 Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.

В соответствии с п.24 указанного Порядка, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.

Таким образом, как ранее, так и в настоящее время похозяйственные книги являлись документами первичного учета личных подсобных хозяйств.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска администрации МР «Буйнакский район», что судебная коллегия считает правильным и обоснованным.

Относительно доводов апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п.1 ст.196, п.1 ст.200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Заявляя о пропуске истцом срока исковой давности ответчик в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе указывал, что о наличии у Асельдерова М.Б. права на спорный земельный участок истец должен был узнать в 1997 году, когда свидетельство о праве на землю и государственный акт на него были завизированы руководителем Буйнакского Райкомзема.

Согласно Положения о Государственном комитете по земельным ресурсам и землеустройству Республики Дагестан и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 октября 1995 г. № 214 комитеты по земельным ресурсам и землеустройству районов не являлись структурными подразделениями районных администраций, им не подчинялись, а потому о наличии свидетельств и государственных актов, выданных гражданам Буйнакским райкомземом, администрации Буйнакского района не должно было быть известно.

Доказательств того, что истцу было известно о нарушении его права за три года до обращения в суд с иском, суду стороной ответчика не представлено.

Судебная коллегия считает, что все доводы апелляционной жалобы опровергнуты вышеизложенными обстоятельствами, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда и принятия по делу иного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Буйнакского районного суда от 19 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Асельдерова К.М. – Абдуллаева А.С. – без удовлетворения.


Председательствующий

Судьи