ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3553-2019 от 24.04.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Тайлакова Ю.А. Дело № 33-3553-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Цибиной Т.О.,

судей Дмитриевой О.С., Варнавского В.М.,

при секретаре Ахроменко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 января 2019 года по делу по иску

Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее – АКОО «Агенство по защите прав потребителей «Сутяжник» обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее - ООО «УК «Север») о защите прав потребителей, с учетом уточнения исковых требований просила признать бездействие ответчика ООО «УК «Север» в части не снижения размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность с ДД.ММ.ГГ как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде незаконным;

обязать ответчика ООО «УК Север» устранить допущенные нарушения прав потребителей, применить методику уменьшения оплаты за потребленный ресурс горячее водоснабжение как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде, тождественной изложенной в Письме Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.12.2014 года №23489-ОГ/04, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества; обязать ответчика ООО «УК «Север» производить уменьшение оплаты за горячее водоснабжение не надлежащего качества с использованием суммарного начисления денежных средств за ресурс и потребления горячего водоснабжения потребителями за расчетный период месяц, без предоставления потребителями посуточных и почасовых показаний квартирных приборов учета.

В обоснование исковых требований указано, что ответчик ООО «УК «Север» является компанией обслуживающей жилой фонд в городе Рубцовске. В силу закона на ответчика возложена обязанность по поставке горячей воды надлежащего качества жителям домов находящихся в управлении ООО «УК «Север».

Вместе с тем, в период с ДД.ММ.ГГ ООО «УК «Север» не производило уменьшения оплаты за горячее водоснабжение жителям жилого фонда обслуживаемых управляющей компанией, мотивируя это тем, что жители не подают почасовых показаний.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель АКОО ЗПП «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом дано неправильное толкование норм материального и процессуального права. Не учтено, что по закону о защите прав потребителей обязанность доказывания надлежащего качества услуги возлагается на ответчика.

В судебном заседании процессуальный истец АКОО ЗПП «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в лице директора - ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с п. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит решение не подлежащим отмене.

Обращаясь в суд за нарушением прав потребителя, АКОО «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» ссылалось на не осуществление перерасчета за горячее водоснабжение не надлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГ жителям жилого фонда обслуживаемых управляющей компанией.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что избранный истцом способ защиты прав потребителей не приведет к восстановлению их нарушенного права. Признание действий ответчика неправомерными может повлечь для потребителей только компенсацию морального вреда.

Как следует из пояснений самого представителя истца, на данный момент уже имеются судебные решения о возмещении морального вреда в пользу потребителей (более 40).

Таким образом, возникает спор о перерасчете за предоставленную коммунальную услугу индивидуально для каждого потребителя.

В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.ч. 2, 3 названной нормы при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 15 указанной нормы предусмотрено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «УК «Север» является компанией обслуживающей жилой фонд в <адрес> что не оспаривалось сторонами.

В силу закона на ответчика возложена обязанность по поставке горячей воды надлежащего качества жителям домов находящихся в управлении ООО «УК «Север».

В ДД.ММ.ГГ председатель совета дома <адрес> обратился с заявлением об уменьшении оплаты за потребленную горячую воду за период с ДД.ММ.ГГ по причине горячего водоснабжения не надлежащего качества.

ДД.ММ.ГГ в адрес председателя совета дома № <адрес> был направлен ответ, в котором ему было предложено представить почасовые показания индивидуальным приборов учета установленных в квартирах жилого дома №<адрес>

Согласно положений ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с которыми при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к вышеназванным Правилам.

Управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ председатель совета многоквартирного дома <адрес><ФИО 1> обратился с претензией об уменьшении оплаты за некачественное горячее водоснабжение в период с ДД.ММ.ГГ по методике, изложенной в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГ***

Как следует из ответа директора ООО «УК «Север» от ДД.ММ.ГГ***, управляющая компания не имеет возможности производить уменьшение оплаты, поскольку не предоставлены почасовые показания индивидуальных приборов учета для производства перерасчета, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГ*** не является официальным документом и носит частный характер.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам с пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011.

В соответствии с п.п. в, д, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 98 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Пунктом 101 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.

Пункт 5 приложения № 1 к Правилам № 354 содержит положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 % размера платы, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающих неправильные начисления за горячее водоснабжение.

Кроме того, требования о признании незаконным бездействия управляющей компании ответчика ООО «УК «Север» в части не снижения размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность являются основанием иска, но не способом защиты нарушенного права.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу указанной нормы право предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов возложено на истца.

Учитывая, что предъявление настоящего искового заявления не повлечет восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов потребителей, требования заявлены на будущее время и о предполагаемых нарушениях прав потребителей, то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы основаны на несогласии с выводами суда, при этом не содержат данных, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи