Судья Остольская Л.Б. Дело № 33-3558/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кребеля М.В.,
судей: Небера Ю.А., Черных О.Г.,
при секретаре Волкове А.В.,
помощник судьи К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 16 августа 2021 по делу № 2-2531/2021 по иску ООО «Томскводоканал» к ФИО1 об определении решением суда разногласий при заключении договора на холодное водоснабжение и водоотведение в редакции истца.
Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., объяснения представителя ответчика ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ООО «Томскводоканал» ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ООО «Томскводоканал» обратился в суд с иском к ФИО1 об определении решением суда разногласий при заключении договора на холодное водоснабжение и водоотведение в редакции истца, указывая, что при заключении договора на водоснабжение и водоотведение от 22.01.2021 № 8-12867 между сторонами возникли разногласия в части включения в договор пункта 2.2.6 о необходимости внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы воодотведения, поскольку Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 презюмируется превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах от объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил, в связи с чем начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для таких абонентов является обоснованным и проведение отбора сточных вод не требуется.
С учетом изложенного, ставит перед судом вопрос о необходимости принятия разногласий, возникших при заключении договора на водоснабжение и водоотведение в следующей редакции: «вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке согласно действующему законодательству. В случаях предусмотренных пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 для потребителей расчет размера платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения осуществляется с применением коэффициента компенсации, равным 0, 5 при наличии любого из условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов водоснабжения и водоотведения составляет менее 30м3; объекты с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые и общесплавные системы водоотведения; с объектов, расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; при отсутствии у потребителя контрольного канализационного колодца, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод потребителя может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных потребителей».
В судебном заседании представитель истца ООО «Томсководоканал» ФИО3 поддержала заявленные исковые требования.
Ответчик ФИО1 полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Обжалуемым судебным решением иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене судебного решения, указывая следующее.
Пункт 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 не устанавливает обязанность абонентов внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Данное постановление принято во исполнение Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которым определен перечень вопросов, регулируемых правительством РФ, в число которых не входит установление абонентов, обязанных вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения.
Более того, суд не учел, что договор не соответствует типовым договорам, утв. указанным постановлением Правительства РФ, и заключение договора на иных условия свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением со стороны истца, а также не определил ряд его существенных условий, предусмотренных ст. 13, 14 ФЗ № 416-Фз «О водоснабжении и водоотведении».
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из дела, ответчик ФИО1 является собственником нежилых помещений № /__/, расположенных в многоквартирном доме по адресу: /__/.
21.12.2020 ФИО1 обратился в ООО «Томский расчетный центр» с заявлением о заключении с ней договора на водоснабжение и водоотведение на указанные выше помещения (офисы) (л.д. 19).
29.01.2021 в адрес ФИО1 направлено предложение о заключении договора на холодное водоснабжение и водоотведение, которое она отклонила предоставив протокол разногласий.
Фактически в настоящем споре между сторонами выявлены разногласия по включению в содержание договора № 8-12867 от 22.01.2021 пункта 2.2.6 следующего содержания:
«Потребитель обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке согласно действующему законодательству. В случаях предусмотренных пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 для потребителей расчет размера платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения осуществляется с применением коэффициента компенсации, равным 0, 5 при наличии любого из условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов водоснабжения и водоотведения составляет менее 30м3; объекты с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые и общесплавные системы водоотведения; с объектов, расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; при отсутствии у потребителя контрольного канализационного колодца, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод потребителя может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных потребителей».
Разрешая заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для их удовлетворения, с чем соглашается судебная коллегия, исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами № 644, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданский кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Из пункта 4 Правил № 644 следует, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 18 Правил № 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Закон № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, включая обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 12-П).
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
Частью 1 статьи 30.2 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами № 644.
Аналогичное положение содержится и в пункте 194 Правил № 644.
Статьей 29 Закона № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, их абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме. Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде.
Таким образом, законодатель установил два вида негативного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах абонентов: негативное воздействие загрязняющих веществ в сточных водах абонента на работу централизованной системы водоотведения (сети); негативное воздействие загрязняющих веществ в сточных водах абонента на окружающую среду (водный объект).
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил № 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать Нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 118 Правил № 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами № 644.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ.
В силу статьи 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Подпунктом "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728, пункт 123 (4) Правил N 644, изложен в новой редакции, согласно которой законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах загрязняющих веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Для осуществления расчетов по приведенной в пункте 123 (4) Правил N 644 формуле, абонент должен одновременно соответствовать нескольким критериям, приведенным в пункте 203 и 123 (4) Правил:
осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности: осуществлять гостиничную деятельность, являться предприятием общественного питания, или осуществлять производство готовых пищевых продуктов и блюд, деятельность по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению обще гигиенических услуг;
объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Таким образом, абоненты, объекты которых соответствуют любому из условий, перечисленных в пункте 123 (4) и в пункте 203 Правил N 644, обязаны производить оплату за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Расчет платы осуществляется по формулам, приведенным в данных пунктах, с применением постоянного коэффициента компенсации.
Как следует из материалов дела, ответчик относится к одному из указанных категории абонентов, поскольку ей принадлежат объекты, расположенные во встроенном нежилом помещении в многоквартирном доме по адресу: /__/, что следует из представленных в дело выписок из ЕГРН (л.д. 7-18), а следовательно для нее установлен порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен пунктом 123 (4) Правил № 644.
При расчете указанной платы, Правила № 644 не налагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснять содержат ли в действительности стоки абонента загрязняющие вещества, превышающее допустимые значения, в т.ч. путем отбора лабораторных проб.
В соответствии с разъяснениями, данными Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 38180-СН/04 от 25.09.2020, в отношении абонентов, указанных в пунктах 123 (4) и в пункте 203 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов состава сточных вод, в связи с тем, что отбор проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728 в отношении таких абонентов либо невозможен, либо отбор проб сточных вод таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод в данном случае может превышать размер начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Все абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно Приложению N 1 (1) к Правилам N 644.
При подаче деклараций расчет платы за превышение норматива состава сточных вод будет осуществляться по пунктам 197 и 198 Правил N 644 исходя из фактических показателей и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Таким образом, из системного толкования указанных норм Правил следует, что законодателем презюмируется превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах от объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил, в связи с чем начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для таких абонентов является обоснованным, и проведение отбора проб сточных вод не требуется.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, где в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 изложен правовой подход в отношении изменений, внесенных в Правила N 644, следуя которому указанные положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ.
При этом, если абонент сам представит результаты лабораторных анализов, свидетельствующих об отсутствии в его стоках, превышающих нормы загрязняющих веществ, то организация водопроводно-канализационного хозяйства должна будет прекратить предъявление такой платы.
Указанное согласуется с правовой позицией ВС РФ, изложенной в Апелляционном определении от 16.03.2021 № АПЛ21-41.
Принимая во внимание изложенное, доводы жалобы, оспаривающие состоятельность выводов суда об удовлетворении иска, подлежат отклонению.
Доводы жалобы, касающиеся того, что в данном случае иск надлежало оставить без рассмотрения, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они не касаются существа рассмотренного спора, равно как и доводы жалобы о злоупотреблении доминирующим положением со стороны истца, поскольку исследование данных вопросов, осуществляется в ином, предусмотренном законом порядке.
Настоящий спор между сторонами возник относительно конкретных пунктов договора и соответственно в предмет настоящего судебного исследования вопросы несогласованности иных его условий, включен не был, и соответственно судом обоснованно оставлен без внимания.
В случае несогласия ответчика с условиями договора, не являющимися предметом настоящего судебного исследования, они не лишена возможности защитить свои права в предусмотренном законом порядке.
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статье1329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 16.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: