ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3560/2013 от 07.08.2013 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Юров А.Е.

№ 33-3560 /2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

07 августа 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Вахониной А.М.,

при секретаре Вариной С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сямженского районного суда Вологодской области от 14 июня 2013 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении заявления к комиссии по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года подпрограммы «Социальное развитие села в <адрес> на 2013-2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка <адрес> на 2013-2020 годы» Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли <адрес> о признании незаконным решения комиссии об отказе о включении в сводный список участников Программы.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., судебная коллегия

установила:

в соответствии с решением жилищной комиссии №... от <ДАТА> сельского поселения Коробицынское Сямженского муниципального района ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь под №... (л.д. 38).

<ДАТА> в соответствии с пунктом 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома.

<ДАТА> ФИО1 обратилась в отдел строительства, ЖКХ и архитектуры Сямженского района с заявлением на участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» подпрограммы «Социальное развитие села в Вологодской области на 2013-2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», предоставив все необходимые документы, <ДАТА> заявление удовлетворено.

Решением общественной жилищной комиссии по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», подпрограммы «Социальное развитие села в Вологодской области на 2013-2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, отраженном в протоколе №... от <ДАТА>, ФИО1 отказано во включении в сводный список участников мероприятий программы.

В качестве причины отказа указано на снятие ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии об отказе во включении в сводный список участников Программы.

В обоснование заявления указала, что <ДАТА> ею было подано заявление в отдел строительства, ЖКХ и архитектуры Сямженского муниципального района на участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» с предоставлением всех необходимых документов, претензий к которым не имелось. По требованию комиссии не имела возможности представить справку о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с получением земельного участка под строительство жилого дома.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 требования поддержали, дополнительно указали, что согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858,  ими были предоставлены достоверные сведения о том, что их семья не имеет жилья. Доводы комиссии о том, что им предоставлен земельный участок для строительства жилого дома считали не противоречащими закону, так как данного основания для отказа в предоставлении субсидии Типовое положение не содержит. Решение об отказе в их адрес не направлялось.

Заинтересованное лицо - Комиссия по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года подпрограммы «Социальное развитие села в Вологодской области на 2013-2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Администрация Сямженского муниципального района просила суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение по заявлению оставила на усмотрение суда, указав, что все необходимые документы для предоставлении субсидии ФИО1 были предоставлены.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие седа до 2013 года» основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Правила к Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением.

В соответствии с п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан , поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

При этом право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии сельского поселения Коробицынское Сямженского муниципального района №... от <ДАТА> ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь под №... с составом семьи: муж ФИО2, сыновья А.С. и А.С. (л.д.30-31, 38).

<ДАТА> семья ФИО1 включена в список участников мероприятий по обеспечению жильем граждан, молодых специалистов и молодых семей (л.д. 46).

В соответствии с постановлением Главы Сямженского района Вологодской области от <ДАТА> №..., договором аренды земельного участка от <ДАТА> мужу заявительницы ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок площадью ... кв. м, расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома сроком на ... месяцев. <ДАТА> Отделом архитектуры и градостроительства администрации Сямженского муниципального района ФИО3 выдано разрешение на строительство №... жилого дома на указанном земельном участке (л.д. 12).

Решением жилищной комиссии сельского поселения Коробицынское №... от <ДАТА> семья ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку мужу ФИО1 ФИО2 органом местного самоуправления в установленном порядке предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 37).

Согласно справке Администрации Сямженского муниципального района от <ДАТА> ФИО1 ведется строительство жилого дома по адресу: <адрес>, готовность дома составляет ... процентов (л.д.19).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из того обстоятельства, что после постановки семьи ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, она реализовала в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является одним из оснований для принятия органом местного самоуправления решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для реализации права на получение социальной выплаты у ФИО1 отсутствует необходимое условие, предусмотренное пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», а именно, признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, она не могла быть включена в сводный список граждан на получение субсидии.

Нарушений прав ФИО1 судебной коллегией не установлено.

Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ее исковых требований являются законными и обоснованными.

Судебная коллегия, проанализировав материалы дела в их совокупности, оснований для вмешательства в принятое судебное решение не находит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сямженского районного суда Вологодской области от 14 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: В.Н. Белякова

А.М. Вахонина