ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3566 от 09.09.2015 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Номогоева З.К.

дело № 33- 3566 поступило <...> г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Куницыной Т.Н,

судейколлегии Булгытовой С.В., Ивановой В.А.

при секретаре Абзаевой В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по исковому заявлению Широковой Н.А. к ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы» Банк об истребовании документов по апелляционной жалобе Широковой Натальи Александровны на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 7 июля 2015 г., которым исковые требования Широковой Н.А.оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Широкова Н.А. просила обязать ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы» Банк (далее – Банк) предоставить копии документов по кредитному делу: кредитный договор с приложениями к нему, расширенную выписку по лицевому счету за весь период и график платежей.

В обоснование требований указала, что <...> г. между ней и Банком был заключен договор на выдачу кредитной карты. По условиям договора банк открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец, в свою очередь, обязалась возвратить полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, в сроки и на условиях, определенных соглашением. Направленная <...> г. в адрес Банка претензия об истребовании копий документов по кредитному договору оставлена без ответа. Считает, что недостаточность информации о кредите, порядке его возврата и списании средств с лицевого счета заемщика является нарушением ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебное заседание стороны не явились, выразив согласие на рассмотрение дела в их отсутствие.

От ответчика поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором представитель Банка указал, что все документы, содержащие информацию о предмете договора и предложенных Банком услугах, передавались Широковой Н.А. при заключении договора. Открытие текущего счета на имя истца договором не предусмотрено, соответственно, выписка со счета представлена быть не может. Претензию истца Банк не получал, но независимо от этого Банк ежемесячно направлял Широковой Н.А. счет-выписку, содержащую всю информацию о совершенных операциях, начисленных комиссиях, платах, годовой плате, процентах по кредиту, сумме минимального платежа и штрафах.

Районный суд оставил исковые требования Широковой Н.А. без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Широкова Н.А. просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении её требований. Считает, что к возникшим правоотношениям применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей», и Банк обязан своевременно предоставлять потребителю всю необходимую и достоверную информацию об услугах. Не согласна с выводом суда о нарушении Банком банковской тайны в случае направления запрашиваемой информации почтой. Тайна почтовой переписки гарантируется государством.

В заседание судебной коллегии Широкова Н.А., представитель Банка, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Подпунктом «д» п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемому физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Поскольку ответчиком по данному делу выступает банк, то к отношениям сторон, возникшим из кредитного договора, применимы положения Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В силу ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Как следует из приведенной нормы закона, предоставляя соответствующие сведения, Банк должен надлежащим образом идентифицировать лицо, имеющее право на их получение.

Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям.

Как следует из материалов дела, претензия в адрес Банка истицей направлена почтовым отправлением.

Судебная коллегия считает, что в ситуации, когда отсутствует возможность идентификации клиента, банк вправе не предоставлять клиенту сведения, составляющие банковскую тайну.

При почтовом отправлении Банк не может убедиться в личности получателя. Довод апелляционной жалобы о гарантированной государством тайне переписки в данном случае значения не имеет.

В связи с чем, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком каких-либо законных прав и интересов Широковой Н.А.; данный вывод суда, с учетом приведенных норм материального права является законным и обоснованным.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 7 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Куницына Т.Н.

Судьи Булгытова С.В.

Иванова В.А.