Судья: Буланков Р.В.
Дело №33-3566 г. Пермь
15.04.2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре Цыганковой Е.С.,
рассмотрев 15 апреля 2015 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Пермского районного суда Пермского края от 02 февраля 2015 года, которым постановлено: исковые требования открытого акционерного общества «МРСК Урала» к ФИО1 о признании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям недействительным (ничтожным) - удовлетворить. Признать недействительным (ничтожным) договор №** от 21.02.2013 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный между ОАО «МРСК Урала» и ФИО1 Взыскать с ФИО1 в пользу открытого акционерного общества «МРСК Урала» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ** рублей.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения представителя ОАО «МРСК Урала» - ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, ФИО1, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО «МРСК Урала» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям недействительным (ничтожным). В обоснование иска указано на то, что 21.02.2013 года между истцом и ответчиком заключен договор №**, в соответствии с которым сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для объекта: объект для садоводства по адресу: ****, в ** км по направлению на юго-запад от п.****, кадастровый номер **. Пунктом 10 договора общий размер платы за технологическое присоединение в соответствии с Постановление РЭК Пермского края от 27.12.2013 года №77-тп составил 550 рублей. При этом, после заключения договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение в Договоре рассчитан с нарушением установленного законодателем порядка определения платы за технологическое присоединение. Расстояние от объекта технологического присоединения ФИО1 до ближайшего электросетевого объекта ОАО «МРСК Урала», превышает установленные для сельской местности 500 метров и составляет порядка 1240 метров. В этой связи, установленный пунктом 10 Договора размер платы за технологическое присоединение не соответствует положениям действующего законодательства и определен с нарушение требований действующего законодательства о ценообразовании в области электроэнергетики. 05.11.2014 года истец сообщил ответчику о несоответствии установленного в Договоре размера платы за технологическое присоединение положениям действующего законодательства о ценообразовании и предложил подписать дополнительное соглашение к Договору об оплате мероприятий технологического присоединения в размере ** рублей. В ответе от 03.12.2014 года ответчик сообщил об отказе от подписания указанного дополнительного соглашения. Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 сентября 2013 года (статьи 166-168 ГК РФ), полагает, что спорный договор соответствует признакам ничтожной сделки в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка определения размера платы за технологическое присоединение.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик и представитель ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит ФИО1, указывая в апелляционной жалобе на то, что истцом пропущен срок исковой давности. ОАО «МРСК Урала» является субъектом естественной монополии, осуществляет передачу электрической энергии в Пермской районе. Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами. «МРСК Урала» в силу п.3 Правил обязано выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Постановлением РЭК Пермского края от 28.12.2010г. №97-э установлен размер платы, который составляет 550р. Истцу, до заключения вышеуказанного договора было известно о расстоянии от границ ее участка до объекта электросетевого хозяйства. Спорный земельный участок используется ею для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно спорному договору объект для присоединения не превышает мощность 15 кВт. Таким образом, порядок технологического присоединения по индивидуальному проекту не применим к ней и размер такой платы не должен превышать ** рублей. Размер платы в 550 рублей определен сторонами не в нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Просит отменить решение Пермского районного суда Пермского края от 02.02.2015г., в удовлетворении иска ОАО «МРСК Урала» отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОАО «МРСК Урала» опровергает доводы апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно договору №** об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.02.2013 года, заключенному между ОАО «МРСК Урала» и ФИО1, стороной истца - ОАО «МРСК Урала» принято на себя обязательство в течение 6 месяцев со дня заключения договора осуществить технологическое присоединения энергопринимающих устройств на объекте: объект для садоводства, расположенного по адресу: ****, в ** км по направлению на юго-запад от п.****, кадастровый номер **, принадлежащем истцу, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт (п.п.1, 2, 5 договора). Размер платы по договору за технологическое присоединение определено пунктом 10 Договора в размере 550 рублей (л.д.22-23,29-32). На предложение ОАО «МРСК Урала» от 05.11.2014 года о внесении изменений в указанный договор технологического присоединения к электрическим сетям, в части размера платы за осуществление технологического присоединения, ФИО1 уведомила ОАО «МРСК Урала» о нежелании вносить изменения в вышеуказанный договор, в том числе в части изменения размера платы (л.д.24-28).
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что размер платы в договоре (как существенное условие) определен сторонами с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, суд пришел к верному выводу, что при разрешении требований, следует руководствоваться действующим законодательством Российской
Федерации в редакции по состоянию на февраль 2013 года.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 года) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспаримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 года) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно статьям 23.1, 24 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулирования и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требованиям к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004 года (далее Правила № 861).
В силу пункта 8 Правил № 861 (в редакции от 05.10.2012 года) для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно пункту 15 Правил № 861 в адрес заявителя сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил №861 договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Пунктом 17 Правил №861 предусмотрено, что плата за технологическое присоединение энергонринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения -энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно статье 24 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России).
В соответствии с пунктами 1 и 5.2 указанного Постановления, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и уполномочена самостоятельно принимать методические указания по расчету регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптово и розничных рынках электрической энергии, с использование установленных методов регулирования.
Приказом ФСТ России от 11.09.2012 года №209-Э/1 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно пункту 18 Методических указаний (в редакции от 11.09.2012 года), плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В случае если с учетом последующего увеличения максимальной мощности ранее присоединенного Устройства максимальная мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с Главой III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему максимальной мощности, заявленной потребителем.
Судебная коллегия считает, что не влекут отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что «МРСК Урала» в силу п.3 Правил обязано выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности.
Указанные доводы правомерны, однако не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку условия присоединения ответчика к электросетям, определенные оспариваемым договором противоречат законодательству Российской Федерации в сфере энергетики, Правилам №861, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г.
Оспариваемый договор по своей природе является публичным договором.
Из приведенных ранее правовых норм следует, что устанавливаемая в договорах технологического присоединения плата за осуществление технологического присоединения подлежит государственному регулированию и не может определяться по соглашению сторон договора.
Для оценки соответствия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №** от 21.02.2013 года, требованиям действующего законодательства, суду требовалось установить наличие совокупности условий, при которых плата за технологическое присоединение для ответчика подлежала определению в размере 550р. в том числе, обстоятельства соблюдения условия о расстоянии от объектов электросетевого хозяйства истца до границ земельного участка ответчика.
Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям №** от 20.02.2013 года, выданным ФИО1, основным источником питания определена высоковольтная линия ВЛ-10 кВ «****». Пунктом 10.12 Технических условий указано примечание о минимальном расстоянии от существующей ВЛ-0,4 кВ до границы земельного участка заявителя, более 500 метров (л.д.31).
Картографическими схемами подтверждены доводы истца о превышении расстояния (500 метров) от существующих высоковольтных линий до границы земельного участка ответчика ФИО1 фактически такое расстояние составляет 1240 метров. При этом, указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства стороной ответчика не оспорены.
Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствовали предусмотренные правовыми актами основания для установления в договоре № ** от 21.02.2013 года платы за технологическое присоединение для ФИО1 в размере 550 рублей. Размер платы в договоре (как существенное условие) определен сторонами с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Несостоятельна ссылка ответчика в апелляционной жалобе, в качестве подтверждения доводов о правомерности установления платы в размере 550р. на Постановление РЭК Пермского края от 28.12.2010г. №97-э, поскольку оно утратило силу с 01 января 2013г., т.е. не действовало на день совершения спорной сделки.
С 01 января 2013 года введено в действие Постановление региональной энергетической комиссии Пермского края от 27.12.2012г. №77-тп, которое дублирует положения Правила №861 и Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 года №209-Э/1.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 27.12.2012 года № 77-тп плата за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» для физического лица, подавшего заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществление предпринимательской деятельности, максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощностью, установлена в размере 550 рублей (с учетом НДС). При условии, что расстояние от границ участка заявителя, электроснабжение энергопринимающего устройства которого предусматривается по одному источнику, до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что размер платы для ответчика не должен превышать 550 рублей, размер платы в 550 рублей определен сторонами не в нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Указанные доводы основаны на неверном толковании законодательства Российской Федерации в сфере энергетики, поскольку Правилами №861 (методическими указаниями ФСТ России) прямо предусмотрены условия определения «льготного платежа» в размере 550 рублей, в том числе в зависимости от соблюдения условия по минимальным расстояниям от электросетевого хозяйства истца до границ земельного участка ответчика, что не противоречит положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по признанию недействительной оспоримой сделки.
Анализируя указанный довод ответчика, суд первой инстанции правомерно указал на то, что ответчиком не учтены требования Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на день заключения договора.
При этом, статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на день заключения сделки предусмотрено, что сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, признается ничтожной.
Срок исковой давности по ничтожной сделке составляет 3 года со дня, когда началось исполнение сделки (часть 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на день заключения договора).
Учитывая, что договор заключен 21.02.2013г., исполнение сделки не началось, обратившись в суд с иском в декабре 2014 года истец не пропустил срок исковой давности.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность принятого судом решения либо опровергающих выводы суда в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи