Судья Исмаилов М.М.
Дело №33-3572/2014г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 11 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Османова Т.С. и Абдуллаева М.К.,
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.,
при секретаре Магомедовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Акушинского района РД на решение Акушинского районного суда от 17 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения начальника УСЗН Акушинского района ФИО1, просившего решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития РД ФИО2, просившего отменить решение суда, выступление прокурора Исмаиловой С.Г., полагавшей решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Акушинского района РД обратился в суд с исковым заявлением в интересах учителя МКОУ «Усишинская СОШ №3» ФИО3 к ответчикам Министерству труда и социального развития Республики Дагестан и УСЗН в МО «Акушинский район» о компенсации ФИО3 расходов за приобретенное твердое топливо на отопительный период 2012 – 2013 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Акушинского района рассмотрено заявление учителя МКОУ «Усишинская СОШ №3» ФИО3 о незаконном отказе УСЗН в МО «Акушинский район» в принятии квитанции на приобретенное печное топливо у ИП ФИО4 для получения компенсационных выплат.
ФИО3 с <дата> года работает в должности учителя Усишинской СОШ №3. Прописана и проживает в <...> на протяжении длительного времени в своем доме с мужем и детьми.
<дата> ФИО3 приобрела в с. Акуша у ИП ФИО4 6,7 тонн угля на сумму <.> рублей, 1 м3 дров на сумму <.> рублей, доставка - <.> рублей, всего потратила на приобретение печного топлива <.> рублей, о чем ей выдана квитанция №№
В марте 2013 года ФИО3 обратилась в УСЗН в МО «Акушинский район» с просьбой выплатить ей компенсацию за приобретенное ею печное топливо в 2012 году, как лицу, имеющему права на соответствующие льготы. В подтверждение произведенных расходов она предъявила квитанцию № от <дата>.
Управлением социальной защиты населения в МО «Акушинский район» в принятии данной квитанции и проведению компенсационных выплат отказано, на основании письма Министерства труда и социального развития РД от <дата> за исх. №№, согласно которому всем УСЗН республики предписано принимать квитанции в качестве подтверждения приобретенного топлива лишь от ООО «Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие». До настоящего времени ФИО3 компенсационные выплаты не получила.
Бездействие УСЗН в МО «Акушинский район», выразившееся в непринятии квитанции ИП ФИО4 для выплаты компенсации расходов на приобретение печного топлива ФИО3, нарушило социальные права учителя школы сельской местности ФИО3, незаконно не произвело компенсационные выплаты.
Решением Хасавюртовского районного суда от 15 августа 2014 года постановлено:
«Исковое заявление прокурора Акушинского района РД в интересах учителя МКОУ «Усишинская СОШ №3» ФИО3 к ответчикам Минстерству труда и социального развития РД и УСЗН в МО «Акушинский район» об осуществлении ФИО3 компенсации расходов за приобретенное твердое топливо на отопительный период 2012-2013 года -удовлетворить.
Признать незаконным бездействие УСЗН в МО «Акушинский район», выразившееся в непринятии от учителя МКОУ «Усишинская СОШ №2» ФИО3 квитанции № от <дата> о приобретенном ею печном топливе у ИП ФИО4
Обязать УСЗН в МО «Акушинский район» и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан назначить и произвести компенсационные выплаты учителю МКОУ «Усишинская СОШ №2» ФИО3 за приобретенное ею печное топливо у ИП ФИО4 по квитанции № от <дата>».
На указанное решение суда начальником Управления социальной защиты населения в МО «Акушинский район» ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он выражает свое не согласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение.
Согласно статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением: указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации: и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются: законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского тана» (в редакции Закона Республики Дагестан от 6 июня 2011 года № 30) педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа (далее педагогические работники образовательных учреждений), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы за приобретенное твердое топливо.
При этом: согласно пункту 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения: и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20 (далее - Порядок) педагогическим работникам образовательных учреждений компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
Что касается постановления Конституционного Суда РД от 25 апреля 2012 года № 1-П, то автор жалобы указывает следующее.
Конституционным Судом Республики Дагестан принято решение, что отдельные положения законодательства Республики Дагестан противоречат Конституции Республики Дагестан, мотивируя это тем:, что содержащиеся в законодательстве нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их. жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
В целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан 5 октября 2012 года принят Закон Республики Дагестан за № 56 «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным: категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа"», согласно которому из части 1 статьи 4 указанного Закона Республики Дагестан исключены слова «по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан».
Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан было принято постановление № 411 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан», в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в вышеуказанный Порядок, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года № 29 «О Порядке предоставления, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению» и от 14 июня 2011 г. № 184 «(3 розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан» были признаны утратившими силу.
Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 г. № 411) предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (далее также РСТ Дагестана) с учетом расходов на его доставку.
Таким образом, с учетом внесенных изменений компенсация расходов за приобретенное твердое топливо педагогическим работникам образовательных учреждений должна осуществляться исходя из экономически обоснованных цен, установленных РСТ Дагестана.
При этом: следует отметить, что согласно подпункту 7 пункта 3 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 года № 165, государственное регулирование розничных цен на топливо твердое относится к основным задачам РСТ Дагестана.
Вместе с тем, суд сделал вывод только на голословных заявлениях прокурора Акушинского района Республики Дагестан О.Г. Абдулкадырова о том:, что якобы ФИО3 обратилась в управление социальной защиты: населения в муниципальном образовании «Акушинский район» с представлением квитанции о приобретении твердого топлива (угля) у индивидуального предпринимателя ФИО4, несмотря на то, что документы, подтверждающие факт представления и отказ управления социальной защиты населения, истцом представлены в суд не были.
Согласно пункту 20 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением: Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. № 20, в случае обнаружения в документах, представляемых гражданами, неполных или вызывающих сомнения сведений, органы социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах осуществляют проверку их достоверности.
В соответствии с пунктом 23 Порядка органы социальной защиты населения, назначающие и выплачивающие ежемесячную денежную выплату по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае обнаружения неполных или недостоверных сведений осуществляют их дополнительную проверку, получают документы и информацию от органов и организаций, независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Так, во исполнение вышеуказанных пунктов 20 и 23 Порядка управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании «Акушинский район» направлен запрос в ООО «Дружба» с просьбой уточнить сведения, подтверждающие факт приобретения твердого топлива педагогическим работником ФИО3. Однако ООО «Дружба» не подтвердила факт приобретения ФИО3 твердого топлива, в связи с чем осуществить компенсацию расходов за приобретенное твердое топливо не представилось возможным.
Таким образом, осуществить указанную компенсацию ФИО3 не представляется возможным, поскольку она с представлением квитанции о приобретении твердого топлива (угля) у индивидуального предпринимателя ФИО4 в управление социальной защиты населения не обращалась, что сама ФИО3 и подтвердила в судебном заседании. Соответственно, Министерством и управлением социальной защиты населения права и законные интересы ее не нарушены.
На апелляционную жалобу начальника Управления социальной защиты населения в МО «Акушинский район» прокурором Акушинского района принесены возражения, согласно которым он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходи к следующему.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 (ред. от 05 марта 2014) «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004 года) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.
Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Статьей 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 (ред. от 18 ноября 2013) «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан» (вместе с «Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан») такой порядок определен.
Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлению ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Из материалов дела следует, что ФИО3 приобрела в с.Акуша Акушинского района у ИП ФИО4 6,7 тонн угля на сумму <.> рублей, 1 куб.м. дров на сумму <.> рублей, доставка - <.> рублей, всего потратила на приобретение печного топлива <.> рублей, о чем ей выдана квитанция № (л.д. 7).
В 2013 года ФИО3 обратилась в УСЗН в МО «Акушинский район» с просьбой выплатить ей компенсацию за приобретенное ею печное топливо в 2012 году, как лицу, имеющему права на соответствующие льготы. В подтверждение произведенных расходов она предъявила квитанцию о понесенных расходах на приобретение печного топлива. Однако УСЗН в МО «Акушинский район» в принятии квитанции и проведению компенсационных выплат отказано.
В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Пунктом 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» к документам такого рода предъявляются определенные требования, при несоблюдении которых они подвергаются сомнению и проверке.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники документ должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
В соответствии с п. 10 указанного Положения бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.
По смыслу указанных норм бланк документа должен содержать указанные реквизиты, заполнен четко и разборчиво без исправлений.
Следовательно, представляемые в подтверждение факта приобретения твердого топлива и оплаты за него документы должны соответствовать вышеуказанным требованиям.
Вместе с тем в имеющейся в материалах дела квитанции допущены исправления, а именно имеются исправления в дате ее составления. Кроме того, в квитанции отсутствует подпись самого ФИО3, приобретшей твердое топливо.
Таким образом, достаточных доказательств о приобретении ФИО3 угля у индивидуального предпринимателя ФИО4 в декабре месяце 2012 года, а именно – документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива, истцом суду не было представлено и материалами дела не подтверждается.
Кроме того, на сайте www.list-ip.com.man/1392195 опубликована информация об индивидуальном предпринимателе ФИО4, согласно которой основным видом его деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) является розничная торговля в палатках и на рынках, которой присвоен код 52.62 , тогда как оптовая торговля твердым топливом классифицируется кодом 51.51.1 .
Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО4 не имеет права на занятие таким видом экономической деятельности, как торговля твердым топливом.
В соответствии с положениями ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, в связи с чем судебная коллегия считает, что допустимых доказательств, а именно документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Акушинского районного суда от 17 сентября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Акушинского района в интересах ФИО3 о компенсации расходов за приобретенное твердое топливо отказать.
Председательствующий: Устаева Н.Х.
Судьи: Османов Т.С.
ФИО5