ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3573/2012 от 20.11.2012 Брянского областного суда (Брянская область)

  судья ФИО2                                                           дело №

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего        Мариной Ж.В.

судей областного суда           Апокиной Е.В., Сидоренковой Е.В.

с участием адвоката               Пахомовой Е.В.

при секретаре                          Рудаковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 ноября 2012 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 (ФИО5) на решение Володарского районного суда г. Брянска от 14 сентября 2012 года по делу по иску ФИО1 к администрации <адрес> о постановке на жилищный учет,

УСТАНОВИЛА:

ФИО10. обратилась в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает с 2002 года в доме, принадлежащем ее дочери, по адресу: <адрес>. Дочери истицы (ФИО5) принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля в домовладении, что составляет 102 кв.м. Истица в собственности жилья не имеет, в связи с чем, считает, что ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, положено отдельное жильё, исходя не из учетной нормы 14 кв.м., а из нормы предоставления жилья ветеранам не менее 36 кв. м. Членом семьи дочери истица себя не считает. 5 марта 2012 года истица обратилась в <адрес> администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на указанный учет ФИО11. отказано. Истица данный отказ считает незаконным, нарушающим ее жилищные права, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Истица просила признать незаконным отказ <адрес> администрации <адрес> в постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р незаконным в части отказа в постановке на жилищный учет, обязать ответчика поставить ее, как вдову участника ВОВ, на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Володарского районного суда г. Брянска от 14 сентября 2012 года в удовлетворении исковых требований ФИО12. отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО13 (ФИО5) просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель <адрес> администрации ФИО6 просит решение Володарского районного суда г. Брянска оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи облсуда Мариной Ж.В., объяснения представителей истицы ФИО5 и адвоката ФИО3, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны. Истица зарегистрирована и проживает с дочерью ФИО5, которая имеет на праве общей долевой собственности 1/2 долю в домовладении по адресу: <адрес>, площадью 102 кв.м. <адрес> домовладения составляет 204,7 кв.м. В <адрес> указанного дома зарегистрировано 7 человек.

5 марта 2012 года ФИО1 обратилась в <адрес> администрацию <адрес> с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку жильем не обеспечена.

Распоряжением главы администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на жилищный учет ФИО15 отказано.

Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации <адрес> в постановке ФИО16. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является правомерным, по следующим основаниям.

В соответствии п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Настоящий Указ вступил в законную силу со дня его подписания.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны… обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения….

ФИО1, являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, однако, для реализации указанной меры социальной поддержки истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях)… являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы…

В соответствии с п. 1 постановления Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска» установлена учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что в квартире по адресу: <адрес>, площадью 102 кв.м., где проживает истица, зарегистрировано 7 человек, обеспеченность жилой площадью на человека составляет 14,6 кв.м., что превышает учётную норму.

Довод заявителя жалобы о том, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения, не может являться основанием для отмены судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника…

Таким образом, истица в силу Закона является членом семьи собственника указанного жилого помещения (членом семьи дочери). Бесспорных доказательств, опровергающих данное обстоятельство истицей не представлено, также как и не представлено доказательств, что она проживает в указанном жилом помещении на ином праве, а не как члены семьи собственника жилья.

Ссылка представителя истицы в апелляционной жалобе на статью 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», где определена категория лиц, которые являются членами семьи военнослужащего, не может быть принята во внимание, так как специальными нормами (ЖК РФ) определено понятие члена семьи собственника жилого помещения. Вопрос о предоставлении жилья вдовам ветеранов (участников) Великой Отечественной войны регулируется в соответствии с Указом "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ФЗ «О ветеранах» и ЖК РФ, а не ФЗ «О статусе военнослужащих».

Содержащаяся в статье 23.2ФЗ "О ветеранах" норма общей площади жилья 36 кв. м является компенсационной, предусматривающей возмещение затрат субъекта Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2данного федерального закона мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

УказПрезидента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат каких-либо исключений из общего порядка принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и условий предоставления жилых помещений гражданам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому ссылка заявителя на данные положения обоснованно признана судом несостоятельной.

Довод о наличии у ФИО17 права на предоставление ей жилого помещения в размере 36 кв. м., не нашел своего подтверждения в суде первой инстанции, так как ФИО1 в соответствии с действующим законодательством и силу вышеизложенного, вообще не имела право на улучшение жилищных условий.

Другие доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку они направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств, а также основываются на неправильном толковании норм материального права.

Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Володарского районного суда г. Брянска от 14 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                  Марина Ж.В.

Судьи областного суда:                                              Апокина Е.В.

                                                                                      Сидоренкова Е.В.