ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3577/17 от 31.07.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Князев Д.М. Дело № 33-3577/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.И.,

судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,

при секретаре Корепановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 31 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе А на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования А к Управлению имущественных отношений города Сарапула, Администрации города Сарапула о возложении обязанности заключить договоры аренды земельных участков.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации г. Сарапула Б, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Управлению имущественных отношений г. Сарапула, начальнику Управления имущественных отношений города Сарапула М (далее по тексту - ответчики) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельных участков, о признании преимущественного права на заключение новых договоров аренды, мотивируя свои требования тем, что между Управлением имущественных отношений г.Сарапула и истицей заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1410 кв.м, для индивидуального жилищного строительства. Срок договора аренды установлен с 16 мая 2011 года по 16 мая 2016 года. Также Администрацией г.Сарапула истцу 23 января 2012 года выдано разрешение на строительство жилого дома. 14 июня 2013 года истец была признана победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 1391 кв.м., с категорией земель «земли населенных пунктов», разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, строительный , в связи с чем, между истцом и Управлением имущественных отношений г.Сарапула заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 26 июня 2013 года на срок с 14 июня 2013 года по 14 июня 2016 года. Также Администрацией г.Сарапула истцу выдано разрешение на строительство жилого дома. На земельном участке, представленном истице в аренду, начато строительство жилого дома. 25 мая 2016 года А обратилась в Сарапульский филиал ГУЛ «Удмурттехинвентаризация» для подготовки документов для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. Однако, при проведении межевания земельных участков с кадастровыми номерами и была выявлена кадастровая ошибка, в связи с чем, приостановлено осуществление государственного кадастрового учета. Наличие кадастровой ошибки является препятствием для оформления истцом права собственности ка объект незавершенного строительства, выстроенного на земельном участке, предоставленного истцу в аренду. Управлением имущественных отношений г.Сарапула истцу отказано в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами и в аренду, ввиду непредставления истцом свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства.

В ходе рассмотрения дела истица отказалась от исковых требований к начальнику Управления имущественных отношений г. Сарапула М Определением суда от 08 ноября 2016 года производство по делу в указанной части прекращено, в качестве соответчика по ходатайству истца привлечена Администрация г. Сарапула.

С учетом заявления, поданного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), А просила обязать Управление имущественных отношений г.Сарапула, Администрацию г.Сарапула заключить с ней договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами и строительные номера 12/9, 12/10, находящихся по адресу: <адрес> (почтовый адрес: <адрес>

В судебном заседании А исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Сарапула Б возражала против удовлетворения иска.

Ответчик Управление имущественных отношений г. Сарапула, третье лицо Управление Росреестра по УР, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц и постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе А просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе указывает, что ввиду преклонного возраста она была не в состоянии самостоятельно уточнить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить подлежащий применению закон. Суд не вручил истице определение о привлечении третьего лица, об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, об отказе в удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения в отношении ответчиков. Суд в решении не отразил информацию о позиции третьего лица по заявленному спору. Принятое судом решение не направлено на защиту прав истицы. Суд не дал правовую оценку неоднократным нарушениям ответчиками закона, условий договора аренды, добросовестности истицы, правомерности договоров аренды, заключенными с существенными недостатками в отношении границ и площади, правовой позиции Управления Росреестра по УР изложенной в письме от 17.08.2016 года, обстоятельствам принятия постановления об утверждении проекта планировки жилого района.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах её доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что 16 мая 2011 года между Управлением имущественных отношений г.Сарапула и А заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1410 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов» для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> строительный . Срок аренды установлен с 16 мая 2011 года до 16 мая 2016 года.

По результатам проведения аукциона 14 июня 2013 года между Управлением имущественных отношений г.Сарапула и А заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1391 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов» для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г<адрес> строительный . Срок аренды установлен с 14 июня 2013 года до 14 июня 2016 года.

Земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет.

На указанных земельных участках истицей возведен объект незавершенного строительства, право собственности на который не зарегистрировано.

А обратилась к ответчику - Управление имущественных отношений г.Сарапула, с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков и в аренду, письмами от 20 мая 2016 ,

В предоставлении в аренду спорных земельных участков и истице отказано ввиду непредставления свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства.

При формировании земельных участков допущена кадастровая ошибка, в связи с чем, сведения о границах земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют фактическим границам и площади данных земельных участков и подлежат уточнению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В настоящее время предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование осуществляется в порядке, предусмотренном гл. V.1 ЗК РФ, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ.

Согласно подпункту 10 пункта 2 и пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства. Указанная норма является императивной.

Подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 названного Кодекса предусмотрено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.

В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, право собственности истца на объект незавершенного строительства не зарегистрировано, что является самостоятельным основанием для отказа в заключении договора аренды без проведения торгов.

Кроме того, с 01 января 2017 года действует новая редакция пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ФЗ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со 02 января 2017 года кадастровая ошибка является реестровой ошибкой, а именно -воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что уникальные характеристики спорных земельных участков как граница и площадь подлежат уточнению в связи с выявленной кадастровой (реестровой) ошибкой, допущенной при их формировании, что препятствует предоставлению данных земельных участков истице в аренду без проведения торгов.

Решение суда является законным и обоснованным.

Что касается доводов жалобы А о том, что решение суда не направлено на защиту ее прав, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со статьей 196 ГПК РФ субъективное право определять предмет и основание иска принадлежит именно истцу.

В данном случае, поскольку истицей заявлены требования о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельных участков, а предметом оценки являлось наличие у нее права на получение земли в аренду, постольку в силу статьи 196 ГПК РФ суд принял решение по заявленным истцом требованиям.

Принимая во внимание наличие реестровой ошибки в определении местоположения объектов недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, которая на момент принятия решения не устранена, судебная коллегия отмечает, что истица А не лишена возможности выбора иного способа защиты права.

Доводы истицы о том, что суд не вручил истице определение о привлечении третьего лица, об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, об отказе в удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения в отношении ответчиков, не отразил информацию о позиции третьего лица по заявленному спору не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не влекут отмену решения, а потому судебная коллегия оставляет их без оценки.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в силу положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности обладают исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Пунктами 1, 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Учитывая, что факт наличия ошибки, допущенной при выполнении кадастровых работ при формировании участков, сторонами не оспаривался, однако до настоящего времени ответчик Администрация г. Сарапула, являясь собственником спорных земельных участков, процедуру уточнения их границ и площади не инициировала, что препятствует истице в осуществлении ее прав по регистрации объекта незавершенного строительства и заключению договора аренды, судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 226 ГПК РФ усматривает основания для вынесения в адрес ответчика частного определения и полагает доводы истицы в указанной части заслуживающими внимания.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в любом случае, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А – без удовлетворения.

Вынести частное определение в адрес Администрации г. Сарапула.

Председательствующий Анисимова В.И.

Судьи Глухова И.Л.

Рогозин А.А.