Дело № 33-3580 судья Королькова Г.И. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Варицкой С.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре Гарибмамадовой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
07 сентября 2017 года
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 18 мая 2017 года, которым постановлено:
«ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Нелидовском районе (межрайонному) Тверской области об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включении периодов работы в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, периода учебы в институте, периода работы в среднем профессиональном техническом училище № в должности <данные изъяты>, периода учебы в аспирантуре, периода работы <данные изъяты> в профессиональном техническом училище №, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж периода обучения, периода работы <данные изъяты>, периода работы <данные изъяты>, возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При определении продолжительности педагогического стажа пенсионным органом из подсчета были исключены следующие периоды ее работы: <данные изъяты>.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии продолжительность педагогического стажа ФИО1 составила <данные изъяты>, при требуемом – 25 лет, в связи с чем истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Период работы в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в льготный стаж со ссылкой на то, что данное учреждение не предусмотрено пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Вместе с тем, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, который действовал в спорный период <данные изъяты> и согласно которому в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Справкой РОО ФСО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что данный период ФИО1 работала в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>. Данная должность предусмотрена Списком, следовательно, спорный период, по мнению истца, подлежит включению в льготный стаж.
Период работы истца в среднем профтехучилище № в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в льготный стаж, поскольку названная должность не поименована Списком.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть установлено тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных названными статьями Федерального закона, а также Списками работ, профессий, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, тем же должностям, профессиям и организациям, имевшим ранее иные наименования.
Комиссия не учла, что содержание должностных инструкций <данные изъяты> и <данные изъяты> является идентичным, что, по мнению истца, свидетельствует и о тождестве должностей.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, что и имело место в трудовой деятельности ФИО1
В пункте 1.10 списка указаны «образовательные учреждения среднего профессионального образования», к числу которых относится и среднее профтехучилище №.
Справкой профессионального техникума № подтверждается, что в данном образовательном учреждении ФИО1 работала в разные периоды: <данные изъяты>.
При этом, ФИО1 выполняла одну и ту же работу, проводя занятия, внеурочные мероприятия с учащимися одного и того же образовательного учреждения, поэтому различие в записях о занимаемой должности: в первом случае - <данные изъяты> в остальных случаях – <данные изъяты>, не должно было учитываться при подсчете льготного стажа, некорректная запись в трудовой книжке не может лишать ее права на льготную пенсию.
В связи с тем, что комиссия не засчитала период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в среднем профтехучилище № в качестве <данные изъяты>, не был засчитан в льготный стаж и период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, ФИО1 просила суд первой инстанции признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика пересмотреть представленные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период учебы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в среднем профтехучилище № в качестве <данные изъяты> и включить спорные периоды в педагогический стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 дополнила исковые требования, просила также обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) пересмотреть периоды и включить эти периоды в педагогический стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период учебы в очной аспирантуре; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы <данные изъяты> в профтехучилище №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорные периоды правомерно исключены из льготного стажа по следующим основаниям.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>. Между тем, учреждение «республиканский совет <данные изъяты> не предусмотрено ни одним из разделов «Наименования учреждения» Списка, поэтому период работы в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> не может быть включен в специальный стаж для назначения ФИО3 пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в среднем профтехучилище № в качестве <данные изъяты>. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также ранее действовавшими Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, такая должность, как <данные изъяты>, не предусмотрена, поэтому ФИО3 данный период работы не может быть включен в специальный стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В связи с изложенным, не представляется возможным засчитать в стаж педагогической работы ФИО1 период ее учебы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не соблюдено условие о том, что времени обучения в педагогическом заведении должна непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ним педагогическая деятельность (Постановление № 1397 от 17 декабря 1959 года).
Отпуск по уходу за ребенком предоставлялся ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми, предоставленные после 06 октября 1992 года, не подлежат включению в педагогический стаж.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению апеллянта, судом не учтены все обстоятельства, установленные в судебном заседании, не приняты во внимание характер и специфика работы, направления деятельности учреждений, организаций, в которых она работала.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в льготный стаж периода работы истца во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе <данные изъяты>, в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции не учел, что данная организация до <данные изъяты> года находилась под юрисдикцией Всесоюзного ордена Ленина физкультурно-спортивного общества <данные изъяты>, а с <данные изъяты> года по настоящее время - под юрисдикцией Всероссийского общества <данные изъяты>.
В силу пункта 20 Устава при совете первичной, районной, городской, областной, краевой, республиканской организации общества для проведения физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками создаются детско-юношеские физкультурно-спортивные организации <данные изъяты>. Одной из обязанностей республиканских организаций является проведение физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы в ДЮФСО <данные изъяты>, участие в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками по месту жительства.
В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о коллективе <данные изъяты> Всесоюзного физкультурно-спортивного ордена Ленина общества <данные изъяты>, утвержденного Президиумом ЦС <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с ЦК ВЛКСМ, Комитетом по физической культуре и спорту при СМ СССР и Министерством просвещения СССР, членами <данные изъяты> являются дети и подростки, занимающиеся в спортивных школах, секциях и командах, специализированных классах в возрасте до 17 лет.
Вся учебно-спортивная работа коллектива <данные изъяты> проводится в детско-юношеских спортивных школах, секциях и специализированных классах под руководством учебно-спортивных отделов советов, по учебным программам и планам, утвержденным Спорткомитетом СССР для детских спортивных и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (пункт 18).
Работник, осуществляющий учебно-воспитательный процесс с учащимися, поименован как тренер-преподаватель. Аттестация работников физической культуры и спорта осуществляется на основе требований тарифно-квалификационных характеристик по должностям. Согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников физической культуры и спорта от 20 декабря 1976 года время работы в качестве тренера-преподавателя в физкультурных и спортивных организациях включается в стаж тренерско-преподавательской работы.
Действовавшее до 01 октября 1993 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в абзаце втором пункта 2 предусматривало возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В силу приказа Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 года № 227 «Об утверждении номенклатуры внешкольных учреждений» в номенклатуру внешкольных учреждений входили детский и подростковый клуб, созданный профсоюзными, общественными организациями, органами жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта.
Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 года № 280 был утвержден перечень внешкольных учреждений и примерное Положение о внешкольном учреждении, в названном перечне к внешкольным учреждениям отнесены дворец спорта для детей и юношества, детско-юношеская спортивная школа (спортивно-техническая) школа всех типов и видов, детско-юношеский клуб физической подготовки, детский и подростковый клуб.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (ред. от 22 сентября 1993 года) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в соответствии со статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Совета Министров РСФСР установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Списком предусмотрена должность: <данные изъяты>, следовательно, период работы истца во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе <данные изъяты>, в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготный стаж.
Также необоснованно исключен из льготного стажа период с работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пенсионный Фонд вправе устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных выше названными статьями Федерального закона, а также списками работ, профессий, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, тем же должностям, профессиям и организациям, имевшим ранее иные наименования. Суд, однако, не учел того обстоятельства, что должностные обязанности <данные изъяты> и <данные изъяты> идентичны, а следовательно, идентичны выполняемые ими функции, что свидетельствует о тождестве должностей.
Вывод суда о различии уровня профессиональных навыков и умений вышеуказанных должностей, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку на протяжении <данные изъяты> лет ФИО1 выполняла одну и ту же работу. Показания свидетелей ФИО., подтвердивших указанный факт, необоснованно оставлены судом без внимания.
По тем же обстоятельствам необоснованным является отказ суда в удовлетворении требований о зачете в льготный стаж периода работы истца в качестве <данные изъяты> в ПТУ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом свидетели ФИО. подтвердили факт проведения уроков, внеклассных занятий, секций с воспитанниками ПТУ №.
В связи с исключением из льготного стажа вышеуказанных спорных периодов, не был учтен в педагогический стаж период обучения истца в институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период учебы в очной аспирантуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В дополнениях к апелляционной жалобе ФИО1 указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в ненадлежащей оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
По мнению апеллянта, в оспариваемом решении не приведены мотивы, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, необоснованно оставлены без внимания показания свидетелей, подтвердивших, что в спорные периоды ФИО1 осуществляла преподавательскую деятельность, работая с детьми.
Судом при разрешении спора не применен нормативный акт, подлежащий применению, а именно, Приказ Министерства образования от 25 января 1993 года № 21, которым должности <данные изъяты> переименованы в должность <данные изъяты>, которая включена в Список № 781, что, по мнению апеллянта, указывает на тождественность должностей <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Также в дополнениях к апелляционной жалобе приводится судебная практика по аналогичным спорам, свидетельствующая, по мнению апеллянта, о неправомерности решения, принятого по настоящему гражданскому делу.
ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на отсутствие оснований для назначения ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец ФИО1, ее представитель по ордеру адвокат Яникурис Д.Ю., представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) по доверенности ФИО4
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца ФИО1, ее представителя адвоката Яникуриса Д.Ю., поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, возражения, изучив документы, принятые в качестве новых доказательств, в связи с недоказанностью в суде первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно: Постановление Всесоюзного физкультурно-спортивного ордена Ленина общества <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждении Детско-юношеской физкультурно-спортивной организации <данные изъяты>; Положение о детско-юношеской физкультурно-спортивной организации <данные изъяты> Всесоюзного физкультурно-спортивного ордена Ленина общества <данные изъяты>; спортивные грамоты на имя ФИО1; зачетную книжку спортсмена; приказы по <данные изъяты> совету <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; справки Региональной общественной организации Физкультурно-спортивное общество <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999года по 31 декабря 2001года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992года по 31 октября 1999года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992года.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нелидовском районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из протокола № заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ, в педагогический стаж ФИО1 рекомендовано не засчитывать периоды работы: <данные изъяты> период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Полагая решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в льготный стаж периода работы истца в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что наименование учреждения, в котором ФИО1 осуществляла преподавательскую деятельность в указанный период, не предусмотрено Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вопреки доводам жалобы, вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пункт 2 названного Списка предусматривает должность <данные изъяты> и учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Аналогичные должности и учреждения поименованы в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 года, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Действовавшее до 1 октября 1993 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в абзаце втором пункта 2 предусматривало возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В силу приказа Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 года № 227 «Об утверждении номенклатуры внешкольных учреждений» в номенклатуру внешкольных учреждений входили детский и подростковый клуб, созданный профсоюзными, общественными организациями, органами жилищно-коммунального хозяйства, культуры, спорта.
Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 года № 280 был утвержден перечень внешкольных учреждений и примерное положение о внешкольном учреждении; в названном перечне к внешкольным учреждениями отнесены дворец спорта для детей и юношества; детско-юношеская спортивная (спортивно - техническая) школа всех типов и видов; детско-юношеский клуб физической подготовки; детский и подростковый клуб.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> в <данные изъяты> совете <данные изъяты>.
Согласно исторической справке от ДД.ММ.ГГГГ Общественная организация Физкультурно-спортивное общество <данные изъяты> (далее по тексту ОО ФСО <данные изъяты>) входит в состав Всероссийского Физкультурно-спортивного общества <данные изъяты>.
Предшественником ОО ФСО <данные изъяты> является Физкультурно-спортивное общество <данные изъяты> и <данные изъяты> совет <данные изъяты>. ОО ФСО <данные изъяты> было создано в начале <данные изъяты> года и является общественной организацией, и действовало на основании положения. Высшим руководящим органом <данные изъяты> является Республиканская конференция, которая проводится не реже одного раза в пять лет. Общее собрание избирает совет - исполнительный орган, который руководит всей текущей работой общества <данные изъяты>
Устав Физкультурно-Спортивного общества <данные изъяты> утвержден ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в него внесены изменения.
ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Общественной организации Физкультурно-спортивное общество <данные изъяты>, который был утвержден на XIV внеочередной конференцией <данные изъяты> республиканской организацией общества.
ДД.ММ.ГГГГ Общественная организация Физкультурно-спортивное общество <данные изъяты> на основании Устава переименовано в Региональная Общественная организация «Физкультурно-спортивное общество «<данные изъяты> (РОО ФСО <данные изъяты>).
РОО ФСО <данные изъяты> РБ является учредителем ООО Спортивный клуб <данные изъяты>
Представленные истцом документы, в том числе, принятые в качестве новых доказательств судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о тождественности учреждения, в котором она работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внешкольному учреждению, учреждению для детей, либо учреждению дополнительного образования для детей, работа в котором дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Тот факт, что при Всесоюзном физкультурно-спортивном Ордена Ленина обществе <данные изъяты> была учреждена Детско-юношеская физкультурно-спортивная организация <данные изъяты>, сам по себе не свидетельствует о трудоустройстве истца в данной организации с учетом имеющейся в трудовой книжке записи о работе ФИО1 в спорный период в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> совете <данные изъяты>.
К тому же, представленные доказательства не свидетельствуют о том, что при <данные изъяты> совете <данные изъяты> была организована детско-юношеская спортивная школа, физкультурно-спортивная организация <данные изъяты>.
Вопреки утверждениям апеллянта, представленные суду апелляционной инстанции: Постановление Всесоюзного физкультурно-спортивного ордена Ленина общества <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждении <данные изъяты>; Положение о детско-юношеской физкультурно-спортивной организации <данные изъяты> Всесоюзного физкультурно-спортивного ордена Ленина общества <данные изъяты>; спортивные грамоты на имя ФИО1; зачетная книжка спортсмена не свидетельствуют о работе истца в учреждении дополнительного образования для детей (внешкольном учреждении).
Судебная коллегия отмечает, что Правительство Российской Федерации установило, какая работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается в педагогический стаж.
Право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, в зависимости от учреждения социального обслуживания.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы истца в <данные изъяты> республиканском совете <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что указанное учреждение не предусмотрено ни одним из разделов Списка, является правильным.
Отказывая в удовлетворении исковых требования о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в среднем профессиональном техническом училище № в должности <данные изъяты>, а также периода работы <данные изъяты> в профессиональном техническом училище №, суд первой инстанции исходил из того, что работа в указанных должностях не дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Вопреки доводам жалобы, период работы истца в должности <данные изъяты> в среднем профтехучилище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно не засчитан в льготный стаж.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность <данные изъяты> отсутствовала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность <данные изъяты> также не поименована, а предусмотрена должность <данные изъяты>. Должность <данные изъяты> в едином тарифно-квалификационном справочнике должностей за <данные изъяты> год отсутствует.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» как самостоятельные предусмотрены должность <данные изъяты>, должность <данные изъяты>, должностные обязанности которых отличаются друг от друга, в связи с чем выполнение работы в должности <данные изъяты>, хотя и связано с преподавательскими функциями, однако само по себе это обстоятельство не может означать выполнение функций преподавателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года № 25, возможность установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, в которой работал гражданин, не предусмотрена. В судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Поскольку ФИО1 фактически работала в должности <данные изъяты>, наименование которой соответствует наименованию должности, указанному в Тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС), то оснований устанавливать тождественность данной должности другой должности, работа в которой дает право на льготное пенсионное обеспечение, наименование которой также предусмотрено Тарифно-квалификационным справочником или ЕТКС, у суда не имелось.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в профтехучилище № не был включен в специальный стаж в связи с тем, что названная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее в периоды работы истца, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.
Действительно, приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 года № 21 должности <данные изъяты> переименованы в должность <данные изъяты>, и должность <данные изъяты> была включена в Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, впоследствии - в Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Вместе с тем, согласно имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, уже после переименования <данные изъяты> в должность <данные изъяты> ФИО1 занимала должность <данные изъяты>.
Так, согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ истец работала в Профессиональном техническом училище № в должности <данные изъяты>: <данные изъяты>.
Поскольку общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, наряду с должностью <данные изъяты> сохранено и прежнее название должности <данные изъяты>», доводы о том, что ФИО1 в спорный период выполняла функции <данные изъяты>, не могут быть приняты во внимание.
Как обоснованно указано в обжалуемом решении, доказательств того, что основным видом деятельности <данные изъяты> являлась именно реализация программы, направленной на получение детьми дополнительного образования с последующей сдачей квалификационных экзаменов и получением свидетельств (аттестатов) о получении данного образования, а не осуществление культурного досуга детей, суду не представлено.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно пункту 3.3 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» время обучения в аспирантуре в стаж по специальности не включается.
В связи с отказом в удовлетворении требований о включении периодов работы: <данные изъяты>, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, требования истца о включении в указанный стаж периодов: <данные изъяты> обоснованно оставлены без удовлетворения.
Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1, вступившим в законную силу 06 октября 1992 года, были внесены изменения в Кодекс законов о труде Российской Федерации, согласно которым период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, наступивший после 06 октября 1992 года, не подлежал включению в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нелидовского городского суда Тверской области от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи С.В. Варицкая
Ю.В. Комарова