ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3581 от 14.08.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Номогоева З.К.

дело № 33-3581

поступило 12 августа 2019 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 августа 2019 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.

судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.

при секретаре Петровой Е.М.

с участием прокурора Астраханцевой Е.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федорова С.В.об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 о регистрации кандидата Чимитова Н.Б.

по апелляционной жалобе Федорова С.В.

на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Федорова С.В., представителей окружной избирательной комиссии № 28 Хоренова М.Д., Лукьянчука А.В., заинтересованного лица Чимитова Н.Б., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Федоров С.В. и Чимитов Н.Б. зарегистрированы кандидатами в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 28 г. Улан-Удэ.

Федоров просил суд отменить решение о регистрации Чимитова, принятое окружной избирательной комиссией по данному округу (далее – избирательная комиссия, комиссия) 17 июля 2019 года.

По мнению административного истца, документы, представленные Чимитовым для регистрации в качестве кандидата, оформлены с нарушением закона, поэтому избирательная комиссия не имела права регистрировать его.

Комиссия и Чимитов требования не признали.

Районный суд отказал в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда апелляционной инстанции Федоров поддержал доводы жалобы, председатель комиссии Хоренов, представитель комиссии Лукьянчук, а также Чимитов возражали против отмены решения. Прокурор в заключении указала, что оснований для отмены решения не усматривается.

2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

По данному делу подлежат применению нормы Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 419-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия» (далее – Закон РБ № 419-III).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 данного Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Из этого же пункта следует, что в заявлении указываются, в том числе основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Подпункт «б» пункта 2.2 данной статьи предусматривает, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 и подпункте «б» пункта 5.1 статьи 24 Закона РБ № 419-III.

В заявлении о согласии баллотироваться Чимитов указал следующие сведения о месте работы и занимаемой должности: Народный Хурал Республики Бурятия, специалист аппарата фракции.

По мнению Федорова, указанные Чимитовым сведения являются недостоверными. В Народном Хурале РБ образовано четыре фракции политических партий – партии «<...>», партии «<...>», партии «<...>», партии «<...>». Чимитов занимает должность специалиста аппарата фракции партии «<...>», поэтому был обязан указать наименование фракции.

Районный суд принял правильное решение об отказе в иске, поскольку не имеется оснований считать, что Чимитов указал недостоверные сведения о месте работы и должности.

В подтверждение сведений, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, Чимитов представил справку из Народного Хурала РБ о том, что Чимитов работает в Народном Хурале РБ в должности специалиста аппарата фракции.

Согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 данной статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 данной статьи, в течение 10 дней.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24 Закона РБ № 419-III избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия обращаются с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 5, 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 5, 6 и 6.1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, в течение 20 дней.

Во исполнение данных требований закона 10 июля 2019 года избирательная комиссия направила соответствующий запрос в Народный Хурал РБ.

В этот же день из Народного Хурала РБ направлено сообщение, подтверждающее, что Чимитов работает в Народном Хурале РБ в должности специалиста аппарата фракции.

При таких обстоятельствах избирательная комиссия правомерно зарегистрировала Чимитова в качестве кандидата.

3. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

То обстоятельство, что в трудовую книжку Чимитова вносились изменения относительно записи о работе в Народном Хурале РБ, правового значения для дела не имеет, поскольку законодательство о выборах не обязывает избирательные комиссии и суды проверять по существу изменения, внесенные в трудовую книжку кандидата.

В распоряжении о приеме Чимитова на работу № <...> от 20 сентября 2018 года, подписанном Председателем Народного Хурала РБ, аппарат фракции Бурятского регионального отделения «<...>» в Народном Хурале РБ указан как структурное подразделение, должность Чимитова указана как специалист аппарата фракции.

Федеральный закон № 67-ФЗ не требует от кандидата указывать структурное подразделение, в котором он работает, поэтому нарушения в том, что Чимитов не указал полное наименование фракции, в которой работает, не усматривается.

Нарушений норм КАС РФ, влекущих отмену решения суда, по делу не допущено, право административного истца на подачу апелляционной жалобы в сокращенные сроки реализовано без препятствий.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 августа 2019 года по административному иску Федорова С.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 28 о регистрации кандидата Чимитова Н.Б. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи