ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3582/2013 от 06.12.2013 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Николаенко Е.С. Дело № 33-3582/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕот06 декабря 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей:       Емельяновой Ю.С., Карелиной Е.Г.,

при секретаре Биляк Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департаменту лесного хозяйства Томской области, обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» о признании договора аренды ничтожным

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» на решение Кировского районного суда г. Томска от 18 сентября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения представителей ООО «СКК «Том-Ски Альпы» ФИО1, ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, объяснения прокурора Федько П.С., представителя третьего лица Областного бюджетного государственного учреждения «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департаменту лесного хозяйства Томской области, обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» (далее – ООО «СКК «Том-Ски Альпы»), в котором просил признать недействительным договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 № 319/05/12, заключенный между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и ООО «СКК «Том-Ски Альпы», указать в резолютивной части решения, что оно является основанием для исключения из единого государственного реестра прав записи о праве аренды по договору аренды частей лесного участка от 13.11.2012 №319/05/12, заключенному Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и обществом с ООО «СКК «Том-Ски Альпы», на: часть лесного участка площадью 2,27 га, имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7430-2012-10; часть лесного участка площадью 1,74 га, имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7431-2012-10; часть лесного участка площадью 1,78 га, имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7432-2012-10; часть лесного участка площадью 0,57 га, имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7433-2012-10; часть лесного участка площадью 1,01 га, имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7434-2012-10.

В обоснование требования указал, что согласно спорному договору ООО «СКК «Том-Ски Альпы» предоставлены в аренду части лесного участка общей площадью 7,37 га по адресу: /__/ для осуществления следующих видов использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников»; заготовка древесины. В ходе проведения Томской природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при предоставлении лесных участков было установлено, что арендованные лесные участки входят в границы охранной зоны государственного регионального ландшафтного заказника «Ларинский». Указанный договор аренды ничтожен, поскольку строительство линейных объектов в охранной зоне государственного ландшафтного заказника в соответствии с действующим законодательством не допускается.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Шулев А.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ООО «СКК «Том-Ски Альпы» ФИО2, ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признали, представили письменный отзыв на иск, согласно которому строительство линейных объектов на территории охранной зоны не запрещено. ООО «СКК Том-Ски Альпы» на сегодняшний день какой-либо деятельности на арендованных участках леса не осуществляет. Проект освоения лесов находится на стадии разработки и уточнения. Размещение в охранных зонах объектов рекреационного назначения не противоречит действующему законодательству. Договор аренды части лесного участка полностью соответствует требованиям законодательства РФ.

В судебном заседании представитель третьего лица Областного бюджетного государственного учреждения «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» ФИО3 против удовлетворения исковых требований не возражал.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания представителей ответчиков Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департамента лесного хозяйства Томской области, представителя третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

Обжалуемым решением на основании ст. 166, 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 8, 21, 25, 41, 45, 71, 72, 74, 82, 83, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (деле – ЛК РФ), ст. 31, 78, 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. 2, 8, 24 Федерального закона 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 2 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области удовлетворены. Признан ничтожным договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012 № 319/05/12, заключенный между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и ООО «СКК «Том-Ски Альпы». Суд постановил, что настоящее решение является основанием для погашения регистрационных записей о регистрации сделки и записи об аренде № 70-70-01/021/2013-268 от 31.01.2013 в подразделах III-4 III-1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Взыскал с ООО «СКК «Том-Ски Альпы» в местный бюджет государственную пошлину в размере 1 333, 33 рубля.

В апелляционной жалобе директор ООО «СКК «Том-Ски Альпы» ФИО1 просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм процессуального права. Указывает, что одновременно с распоряжением Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 03.10.2012 № 1178, которым сформированы для предоставления в аренду ООО «СКК «Том-Ски Альпы» части лесного участка, относящиеся к землям лесного фонда, было издано постановление Администрации Томской области от 03.10.2012 № 377а «О создании государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны». Считает, что лесные участки не могли входить в состав охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», подлежали исключению из охранной зоны.

Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на отсутствие ведения деятельности ООО «СКК «Том-Ски Альпы» на арендованных частях лесного участка. Отмечает, что проект освоения указанных частей лесных участков находится на стадии разработки и уточнения с учетом требований действующего законодательства.

Указывает, что вся деятельность по проектированию объекта для дальнейшего энергообеспечения ООО «СКК «Том-Ски Альпы» являлась законной, также как и последующее строительство.

В возражениях на апелляционную жалобу Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области Неверов Д.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департамента лесного хозяйства Томской области, представителя третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В силу пп. 1, 13 ч. 1, ч. 2 ст. 25 ЛК РФ леса могут быть использованы для заготовки древесины, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из положений ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 29 ЛК РФ следует, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

Согласно ч. 1 ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 ч. 1, чч. 5, 5.1 ст. 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.11.2012 между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, с одной стороны (далее - Арендодатель), и ООО «Том-Ски Альпы» (далее - Арендатор) заключен договор аренды частей лесного участка № 319/05/12, согласно пп. 1.1, 1.2 которого Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование за плату части лесного участка, относящиеся к землям лесного фонда, расположенного: /__/ с условным номером 70-70-03/189/2008-433. Части лесного участка общей площадью 7,37 га, предоставляемые в аренду, имеют:

часть лесного участка площадью 2,27 га имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7430-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,74 га имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7431-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,78 га имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7432-2012-10;

часть лесного участка площадью 0,57 га имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7433-2012-10;

часть лесного участка площадью 1,01 га имеет местоположение: /__/, номер учетной записи в государственном лесном реестре 7434-2012-10.

Части лесного участка предоставляются: для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, с целью строительства и эксплуатации, а именно под объект: «Энергообеспечение СКК и дорог с целью подъема и спуска лыжников»; для заготовки древесины.

Спорный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.01.2013.

Актом приема-передачи частей лесного участка в аренду от 03.12.2012 подтверждается передача Арендодателем и принятие Арендатором части лесного участка, определенного договором аренды.

Из приложения № 4 к спорному договору аренды следует, что целевое назначение лесов – защитные.

Согласно ч. 4 ст. 95 ЗК РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу чч. 1, 2 ст. 1, п. «г» ч. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственный природный заказник является особо охраняемой природной территорией. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ
"Об особо охраняемых природных территориях в Томской области" в целях защиты особо охраняемых природных территорий областного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны создаются в том же порядке, что и особо охраняемые природные территории областного значения в Томской области.

Постановлением Администрации Томской области от 03.10.2012 № 377а созданы государственный ландшафтный заказник областного значения "Ларинский" и охранная зона вокруг него, утверждены Положения о государственном ландшафтном заказнике областного значения "Ларинский" и его охранной зоне, а также границы государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" и его охранной зоны, схема государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" и его охранной зоны.

В соответствии с пп. 2,6,10,11 Положения об охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" охранная зона образована в целях защиты особо охраняемой природной территории от неблагоприятных антропогенных воздействий. Установленный режим особой охраны обязателен для исполнения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, производящими любой вид хозяйственной и иной деятельности в охранной зоне. Целью создания охранной зоны является охрана природного комплекса государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский" от влияния антропогенных факторов прилегающих территорий. На территории охранной зоны запрещаются, в том числе, сплошные рубки лесных насаждений, за исключением рубок по мягколиственному хозяйству гражданами для нужд отопления в порядке, установленном действующим законодательством; сплошные рубки лесных насаждений в полосе шириной 0,5 км от границы Заказника; строительство зданий и сооружений, за исключением строительства в целях осуществления деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, охранная зона государственного ландшафтного заказника является территорией с установленным в отношении нее особым правовым режимом, предусматривающим наличие ряда ограничений, необходимых для защиты территории заказника от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Подробно проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что строительство линейных объектов в охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» не допускается. В этой связи, учитывая положения ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, не допускаются также сплошные и выборочные рубки лесных насаждений в границах охранной зоны заказника.

Арендованные ООО «Том-Ски Альпы» части лесного участка расположены в границах охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», что подтверждается письмом Департамента лесного хозяйства Томской области от 27.06.2013 № АС-4112.

Довод апеллянта о том, что постановление Администрации Томской области от 03.10.2012 № 377а противоречит изданному в этот же день распоряжению Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 03.10.2012 № 1178 в части установления границ охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения "Ларинский", судебной коллегией отклоняется, поскольку по настоящему делу осуществляется проверка законности договора аренды частей лесного участка, на момент заключения которого действовало указанное постановление Администрации Томской области.

Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу ст. 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на дату подписания спорного договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пункт 1 ст. 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В связи с тем, что строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, а также заготовка двревесины не соответствуют установленному режиму охранной зоны государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», суд первой инстанции обоснованно признал ничтожным договор аренды частей лесного участка от 13.11.2012.

Указанный вывод суда соответствует как установленным по делу обстоятельствам, так и требованиям закона, правильно примененного к возникшим правоотношениям.

Доводы апеллянта о том, что ООО «СКК «Том-Ски Альпы» не ведет деятельность на арендованных частях лесного участка, проект освоения лесов находится на стадии разработки, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку обстоятельства, связанные с фактическим использованием арендованных частей лесного участка, не имеют значения для разрешения спора по настоящему делу.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении.

Руководствуясь ч. 1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спортивный круглогодичный комплекс «Том-Ски Альпы» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: