ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3586/2017 от 29.05.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Барышева В.В. Дело № 33-3586/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Брюквиной С.В.,

судей Кузьминой О.Ю., Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Хлестковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьминой О.Ю.

29 мая 2017 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 марта 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области о признании решения незаконным и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области от 29 ноября 2016 года о приостановлении ежемесячной денежной выплаты на основании п.п.2 п.1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области производить выплату ежемесячной денежной выплаты на основании п.п.2 п.1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 декабря 2016 года до утраты оснований для производства выплаты.

Взыскать с Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области в пользу ФИО1 возврат госпошлины в сумме .... руб.

Заслушав доклад судьи Кузьминой О.Ю., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области о признании решения незаконным и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что он проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии с 30.04.1986 г. по 10.11.1987 г. в Республике Афганистан в отряде ...., который непосредственно и постоянно участвовал в боевых действиях. В связи с этим истцу было выдано свидетельство о праве на льготы, которое предоставляло право на льготы и выплаты, установленные действующим законодательством для воинов-афганцев. 11.12.1997 года в связи с утратой ранее выданного свидетельства истцу был выдан дубликат, при предъявлении которого он пользовался льготами, установленными действующим законодательством для воинов-афганцев. С 01.12.2016 года решением ответчика от 29.11.2016 года истцу была приостановлена выплата ежемесячного денежного пособия.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в иске. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав возражения ФИО1, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что истцом представлены необходимые и достаточные документы, подтверждающие у него право на получение ЕДВ в соответствии с ФЗ «О ветеранах» - дубликат ранее выданного свидетельства о праве на льготы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27.

С указанными выводами и мотивами, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону.

Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

При разрешении спора судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отражены в решении, выводы суда подробно и убедительно мотивированы, обстоятельствам дела соответствуют. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы фактически сводятся к повторению позиции, изложенной в суде первой инстанции, несогласию с данной судом оценкой имеющимся в деле доказательствам и подлежат отклонению ввиду следующего.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) предусмотрел замену ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном виде, соответствующей денежной компенсацией (выплатой).

С 01 января 2005 года введена такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Право на нее гарантировано, в частности, ветеранам статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". При этом законодателем закреплено, что ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Исходя из содержания Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к одной из мер социальной поддержки ветеранов отнесены ежемесячные денежные выплаты (подпункт 2 пункта 1 статьи 13).

Право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона (подпункт 3 пункта 1 статьи 23.1).

Согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» устанавливает, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, указаны в приложении к комментируемому Закону (раздел III).

В названный Перечень (в редакции Федерального закона N 166-ФЗ от 02.10.2008 года №166-ФЗ) включена и Республика Афганистан, где велись боевые действия.

Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 7 статьи 23.1).

Полномочия по определению порядка и условий выдачи удостоверения ветерана боевых действий осуществляются Правительством РФ.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (статья 28).

Согласно п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 (ред. от 22.07.2008), выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года (пункт 2).

В качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 (пункт 17 приложения N 3).

Ежемесячная денежная выплата осуществлялась истцу до 29.11.2016 года Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" (далее - Порядок).

Исходя из содержания пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.

Из анализа приведенных выше норм следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения двух условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформления соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, военным билетом серии ТН подтверждается факт прохождения истцом военной службы в Республике Афганистан с 30 апреля 1986 года по 10.11.1987 года.

Представленное ФИО1 свидетельство о праве на льготы является документом, выданным в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27, выдача документа указана 11.12.1997 г.

Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что согласно представленному военному билету истца, свидетельство о праве на льготы от 11.12.1997 г., выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27, является дубликатом ранее выданного свидетельства о праве на льготы № , оформленного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27.

Таким образом, распоряжение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области от 29 ноября 2016 года о приостановлении ежемесячной денежной выплаты является незаконным и подлежит отмене, производство выплат ЕДВ в пользу истца должно быть возобновлено с 01.12.2016 г.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 марта 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи