ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3595 от 01.10.2013 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Космачева О.В. Дело № 33-3595

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 октября 2013 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,

при секретаре Игнатовой Г.А.

при участии истицы ФИО4, представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 июля 2013 года,

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истицы ФИО4, представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО5, судебная коллегия

установила:

ФИО4, являющаяся матерью троих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее – Департамент) о возложении обязанности по предоставлению ей меры социальной поддержки, предоставляемой многодетной семье, в виде денежной выплаты за период с 31.03.2012г. по 31.03.2013г. с учетом ежегодной индексации, ссылаясь на то, что с 31.03.2011г. она имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые многодетным семьям в Смоленской области в виде ежемесячных выплат. Поскольку в указанный период такая мера социальной поддержки ей не предоставлялась по мотиву того, что в этот период не был подтвержден ее статус многодетной семьи путем продления срока действия удостоверения, чем нарушены её права, просила суд удовлетворить заявленные требования.

В суде ФИО4 заявленные требования поддержала, указав, что ей не разъяснялись ее обязанность по подтверждению статуса многодетной семьи путем продления срока действия удостоверения при обращении за получением мер социальной поддержки, также как и при получении удостоверения необходимость оформления продления срока действия удостоверения.

Представитель Департамента, не признавая заявленные требования, просил в удовлетворении требований ФИО4 отказать, указав, что выплата в спорный период не производилась по причине того, что истицей не был подтвержден статус многодетной семьи, о необходимости чего ей разъяснялось сотрудниками отдела. Также заявил о пропуске истицей срока исковой давности по обращению в суд.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 июля 2013 года исковые требования ФИО4 удовлетворены. Суд постановил:

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию начислить и выплатить ФИО4 на неё и её несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Смоленской области от 01.12.2004 года № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области», за период с 31 марта 2012г. по 31 марта 2013г. с учетом ежегодной индексации, исходя из прогнозируемого в соответствующем финансовом году уровня инфляции.

В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает на то, что статус многодетной семьи должен подтверждаться ежегодно; обязанность по информированию граждан о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки на Департамент не возлагается.

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы жалобы.

ФИО4 возражала против доводов жалобы.

  Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Законом Смоленской области от 24.11.2004г. № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» многодетной семье гарантируются установленные настоящим законом и иными областными нормативными правовыми актами меры социальной поддержки, которые распространяются на членов многодетной семьи, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих в Смоленской области (ч.1 ст.2).

Многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная выплата. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная п.1 ч.1 настоящей статьи, осуществляется одному из родителей (усыновителей) в порядке, установленном в соответствии с ч.3 настоящей статьи. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Администрации Смоленской области (ст. 3 Закона).

Статьей 4 областного закона установлено, что документами, подтверждающими статус многодетной семьи и право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим законом, являются удостоверение многодетной семьи единого образца (далее -удостоверение), выдаваемое одному из родителей (усыновителей), и вкладыш в удостоверение единого образца (далее - вкладыш), выдаваемый другому родителю (усыновителю).

Статус многодетной семьи подтверждается ежегодно в соответствии с нормативным правовым актом Администрации Смоленской области (ч.3 ст. 4 областного Закона).

Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи и вкладышей в удостоверения многодетной семьи, их замены, а также учета и хранения бланков удостоверений и вкладышей в удостоверения утвержден Постановлением Администрации Смоленской области от 15.02.2005г. № 39 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Смоленской области, и Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи и вкладышей в удостоверения многодетной семьи, их замены, а также учета и хранения бланков удостоверений и вкладышей в удостоверения".

В соответствии с п. 1,5 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи и вкладышей в удостоверения многодетной семьи, их замены, а также учета и хранения бланков удостоверений и вкладышей в удостоверения удостоверение многодетной семьи единого образца (далее - удостоверение) (приложение N 1 к настоящему Порядку), вкладыш в удостоверение многодетной семьи единого образца (далее - вкладыш) (приложение N 2 к настоящему Порядку) являются документами, подтверждающими статус многодетной семьи и право на меры социальной поддержки, установленные областным законом "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области" (далее - областной закон). Удостоверения и вкладыши выдаются родителям (усыновителям) многодетной семьи на один год, но не более срока, определяющего право многодетной семьи на меры социальной поддержки, установленные областным законом.

Статус многодетной семьи подтверждается ежегодно. С этой целью члены многодетной семьи до окончания срока действия полученных ими удостоверений и вкладышей должны обратиться в отдел (сектор) социальной защиты населения Департамента по месту жительства многодетной семьи с документами и в порядке, предусмотренными пунктами 2 и 2.1 настоящего Порядка. Статус многодетной семьи подтверждается путем продления срока действия удостоверений и вкладышей на следующий год. Запись в строке удостоверения и вкладыша, определяющей срок их действия, заверяется печатью органа, выдавшего удостоверение и вкладыш.

Согласно п. 5,6 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Смоленской области, основанием для предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки, установленных областным законом и иными областными нормативными правовыми актами, является удостоверение многодетной семьи единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое одному из родителей (усыновителей) многодетной семьи, или вкладыш в удостоверение единого образца (далее - вкладыш), выдаваемый другому родителю (усыновителю) многодетной семьи.

Для назначения ежемесячной денежной выплаты родитель (усыновитель), с которым проживают дети (далее - получатель), или его представитель подает заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в сектор документационного и консультационного обеспечения смоленского областного государственного казенного учреждения "Социальный центр приема и обработки информации" (далее - сектор Учреждения) по месту жительства получателя или многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства получателя (при наличии МФЦ по месту жительства получателя).

Одновременно заявителем предоставляются документы в соответствии с предусмотренным п. 7 Порядка перечнем.

Ежемесячная денежная выплата назначается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату (п. 12 Порядка).

Прекращение назначенной ежемесячной выплаты родителям осуществляется в случаях: 1) утраты родителем (усыновителем) права на назначенную ему ежемесячную денежную выплату (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на ежемесячную денежную выплату; перемены места жительства; утраты гражданства Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством); 2) смерти родителя (усыновителя) или признания его в установленном федеральным законодательством порядке умершим или безвестно отсутствующим (п. 13 Порядка).

Осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка прекращается в случаях: 1) утраты ребенком права на назначенную ему ежемесячную денежную выплату (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на ежемесячную денежную выплату; перемены места жительства; перехода на полное государственное обеспечение; в других случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством); 2) смерти ребенка или признания его в установленном федеральным законодательством порядке умершим или безвестно отсутствующим (п. 14 Порядка).

По смыслу закона, мера социальной поддержки многодетной семьи в виде ежемесячной денежной выплаты на получателя (родителя) и детей носит заявительный порядок, срок выплаты при обращении за данной мерой законодательно не установлен, при этом перечень, оснований для прекращения ее выплаты, является исчерпывающим.

В соответствии с п. 3.2.4 Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной услуги "Выдача удостоверений многодетной семьи и вкладышей в удостоверения многодетной семьи", утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 14.04.2009 г. № 189 (действовавшего в период оформления удостоверения), при наличии полного пакета документов, представленных получателем государственной услуги, и достоверности содержащихся в них сведений специалист по приему документов осуществляет следующую работу, в том числе выдает под роспись в книге учета получателю государственной услуги удостоверение и (или) вкладыш; информирует получателя государственной услуги о сроке действия удостоверения и (или) вкладыша.

В силу п. 18 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Смоленской области, и Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи - назначенные суммы ежемесячной денежной выплаты, которые не были востребованы родителями (усыновителями) или получателями своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Ежемесячная денежная выплата, неполученная своевременно по вине Департамента, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из материалов дела следует, что ФИО4 является матерью несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой 18.03.2011г. отделом социальной защиты населения в Ленинском районе г.Смоленске было выдано удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки многодетным семьям, сроком действия до 31.03.2012г.

18.03.2011г. ФИО4 обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, решением № 203 от 28.03.2011г. истице и членам её
семьи (несовершеннолетним детям) назначена к выплате ежемесячная денежная выплата
многодетной семье в соответствии с Законом Смоленской области от 24.11.2004г. № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» в общей сумме <данные изъяты> с 1.04.2011г. по 31.03.2012г. При этом разъяснения обязанности по ежегодному подтверждению статуса многодетной семьи данное заявление не содержит.

В период с 1.04.2012г. по 31.03.2013г. выплата ежемесячной денежной выплаты в соответствии с областным законом № 84-з истице не производилась по причине не подтверждения истицей статуса многодетной семьи, поскольку срок действия выданного ей удостоверения ограничен 31.03.2012г.

Впоследствии срок действия удостоверения истице был продлен до 31.03.2014 г., выплата денежной выплаты с 1.04.2013г. на нее и её несовершеннолетних детей возобновлена.

Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что на Департамент Смоленской области по социальному развитию и отделы (секторы) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию возлагается обязанность, в том числе по информированию граждан о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки, а доказательств разъяснения сотрудниками органов социальной защиты населения истице обязанности по подтверждению статуса не предоставлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что злоупотреблений со стороны истицы по намеренному уклонению от оформления необходимых документов не допущено, указав, что оснований для прекращения денежной выплаты в спорный период в отношении истицы не установлено.

При таком положении суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на ответчика обязанность по начислению на истицу и её несовершеннолетних детей ежемесячной денежной выплаты за период с 31.03.2012г. по 31.03.2013г. с учетом ежегодной индексации, исходя из прогнозируемого в соответствующем финансовом году уровня инфляции.

При этом доводы ответчика о разъяснении истице обязанности по продлению срока действия удостоверения в подтверждение статуса многодетной семьи при обращении истицы за получением удостоверения не нашли подтверждения в суде.

Доводы ответчика о пропуске истицей срока исковой давности по обращению о выплате мер социальной поддержки многодетной семьи, также правомерно отклонены судом, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

Ссылка в жалобе на то, что обязанность по информированию граждан о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки на Департамент не возлагается, основана на неправильном понимании нормативных актов, поскольку каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания (ст. 7 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" ).

Указание в жалобе на то, что статус многодетной семьи должен подтверждаться ежегодно, не влияет на правильность принятого по делу решения, так как статус многодетной семьи утрачен не был.

В целом доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 июля 2013года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: