Судья Чекин А.В. Дело № 33-3598/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Душечкиной Н.С.,
при секретаре Адамовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 31.10.2017 гражданское дело по иску Администрации г. Кургана к Публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 27.07.2017, которым постановлено: исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на ПАО «Курганская генерирующая компания» обязанность по восстановлению следующего нарушенного благоустройства на месте производства земляных и аварийных работ:
- асфальтового покрытия дворового проезда между домами № 20 и № 20/1 в 6 мкрн., площадью 250 кв.м;
- асфальтового покрытия дворового проезда между домами № 19 и № 20/1 в 6 мкрн., площадью 25 кв.м;
- асфальтового покрытия дворового проезда от дома № 20/1 в 6 мкрн. до пересечения с проезжей частью дороги по пр. М. Голикова, площадью 200 кв.м;
- асфальтового покрытия, нарушенного при оборудовании тротуара вдоль дома № 20/1 в 6 мкрн., площадью 50 кв.м.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ПАО «Курганская генерирующая компания» государственную пошлину в пользу муниципального образования «город Курган» в сумме 300 руб.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения представителя ответчика Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» ФИО1, представителя истца Администрации г. Кургана ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Кургана обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК») о возложении обязанности по восстановлению нарушенного благоустройства путем восстановления на место первоначальной установки остановочного комплекса «7-ой микрорайон» по адресу: <...>. в районе дома № 1. В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) изменила (л.д. 34-36 т. 1, л.д. 96-98 т. 2).
В обоснование требований с учетом их изменения указала, что в соответствии с полученными разрешающими документами на право производства земляных и аварийных работ в период с 11.05.2016 по 11.06.2016 ПАО «КГК» произвело работы на проезжей части автомобильных дорог на территории города Кургана, не восстановив нарушенное благоустройство, не восстановив на место первоначальной установки остановочный пункт «7-ой микрорайон» по адресу <...>., в районе дома № 1.
Считала, что невыполнение работ по благоустройству в установленный законом срок подтверждается документами, составленными специалистами МКУ «АТИ», а также актом осмотра места производства земляных работ от 21.10.2016.
Просила суд обязать ПАО «КГК» восстановить нарушенное благоустройство путем восстановления на место первоначальной установки, подтверждаемой фотоматериалом на июль 2012 г., остановочный комплекс «7-ой микрорайон» по адресу: 6 мкр., в районе дома № 1.
Кроме того, Администрация г. Кургана обратилась в суд с иском к ПАО «КГК» о возложении обязанности восстановить нарушенное благоустройство. В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила (л.д. 106-108, 225-228 т. 1).
В обоснование требований с учетом их изменения указала, что в соответствии с разрешающими документами на право производства земляных и аварийных работ № 260-16 и № 942-14 в период с 08.10.2014 по 31.12.2014 (продлено до 31.12.2016). ПАО «КГК» произвело работы на территории города Кургана, не восстановив нарушенное благоустройство, а именно: не восстановлено асфальтовое покрытие дворовых проездов между домами № 20 и № 20/1 в 6 мкр., между домами № 19 и № 20/1 в 6 мкр., от дома № 20/1 в 6 мкр. до пр. М.Голикова; не восстановлено асфальтовое покрытие, нарушенное при оборудовании тротуара вдоль дома № 20/1 в 6 мкр.; при восстановлении асфальтового покрытия превышены уровни уклонов проездов во дворы со стороны пр. М.Голикова в районе домов № 1, 2, 15 в 6 мкр. Данные нарушения отражены в протоколе выездного совещания у первого заместителя директора Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана от 22.09.2016.
Просила суд обязать ПАО «КГК» восстановить нарушенное благоустройство, а именно: восстановить асфальтовое покрытие дворовых проездов между домами № 20 и № 20/1 в 6 мкр., между домами № 9 и № 20/1 в 6 мкр., от дома №20/1 в 6 мкр. до пр. М.Голикова; восстановить асфальтовое покрытие, нарушенное при оборудовании тротуара вдоль дома № 20/1 в 6 мкр.; устранить превышение допустимого уровня уклонов проездов во дворы со стороны пр. М. Голикова в районе домов №№ 1, 2, 15 в 6 мкр.
Определением суда гражданские дела по искам Администрации г. Кургана объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца Администрации г. Кургана по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ПАО «КГК» по доверенности ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась, дала пояснения по доводам отзыва, в котором указала, что ПАО «КГК» производило работы в пределах тротуара и грунтового покрытия, не нарушало дворовые проезды. Также указала, что нарушенное благоустройство было в полном объеме восстановлено (л.д. 82-84 т. 2).
Третьи лица Департамент развития городского хозяйства Администрации г. Кургана, ОГИБДД УМВД по г. Кургану, Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана, МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд исковые требования удовлетворил частично, постановив изложенное выше решение, об изменении которого просит в апелляционной жалобе ПАО «КГК».
В жалобе выражает несогласие с решением суда в части возложения на ПАО «КГК» обязанности по восстановлению нарушенного благоустройства.
Полагает, что выводы суда в указанной части сделаны без учета требований ст. 60 ГПК РФ.
Указывает, что доказательств невосстановленного благоустройства, в том числе объемов работ, истцом в материалы дела представлено не было.
Акты о приемке восстановленного благоустройства, констатирующие факт его восстановления и объемы проведенных работ, оформляет МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана».
Как следует из разрешения на производство работ № 942-14 от 15.10.2014, ПАО «КГК» было разрешено проводить работы на участке общей площадью 4 000 кв.м, из которых: в пределах тротуара площадь 300 кв.м, дворового проезда – 150 кв.м и грунтового покрытия – 3 550 кв.м.
Согласно акту приемки восстановленного благоустройства в зимнем варианте от 23.12.2015 после работ, проведенных на основании разрешения № 942-14, при приемке восстановленного благоустройства МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» была обследована территория общей площадью 4 000 кв.м по адресу: пр. Первомайский - пр. Голикова и принято нарушенное ПАО «КГК» благоустройство в зимнем варианте в полном объеме, а именно благоустройство тротуара в объеме 450 кв.м и грунтовое покрытие в объеме 3 550 кв.м.
Каких-либо возражений относительно нарушенного и невосстановленного объема благоустройства при производстве ПАО «КГК» работ, указанный акт не содержит.
На основании данного акта ПАО «КГК» обязано лишь произвести восстановление асфальтового покрытия на тротуаре после завершения зимнего периода, то есть восстановить нарушенное благоустройство в полном объеме.
Протокол выездного совещания № 1 от 22.09.2016 является недопустимым доказательством, так как был оформлен органом местного самоуправления в одностороннем порядке, ПАО «КГК» данный протокол не подписывало.
Поскольку ПАО «КГК» как по факту, так и согласно акту приемки восстановленного благоустройства в зимнем варианте от 23.12.2015, не нарушало благоустройство в части дворовых проездов, поэтому ответчик не должен их восстанавливать.
Кроме того, поскольку органом местного самоуправления в перспективе запланировано строительство проспекта Первомайский, ПАО «КГК» в адрес МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» было направлено обращение от 23.06.2016 о предоставлении проекта благоустройства тротуарной части пр. Первомайский для его восстановления после ремонтных работ.
На указанное обращение МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» направило ответ № 887р от 14.07.2016. В соответствии с данным письмом и схемой восстановления благоустройства ПАО «КГК» были выполнены заявленные органом местного самоуправления требования, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за август 2016 г. унифицированной формы № КС-2.
Согласно действующему законодательству акт формы № КС-2 является унифицированной формой первичной учетной документации, оформляемой при приема выполненных подрядных строительно-монтажных работ.
Отмечает, что в соответствии с данным актом ПАО «КГК» было произведено устройство асфальтового покрытия на тротуаре в объеме 635,62 кв.м, что на 203,62 кв.м больше, чем было нарушено при производстве работ.
Таким образом, ПАО «КГК» осуществляло работы исключительно в пределах тротуара и грунтового покрытия, и не нарушало при производстве работ дворовые проезды.
Ссылается на то, что нормы действующего федерального законодательства не предусматривают возможность ограничения прав лиц путем возложения на них бремени несения ответственности в объеме, большем, чем полное возмещение причиненных убытков, а также путем возложения ответственности на лиц, невиновных в причинении вреда.
Осуществив работы в полном объеме, ПАО «КГК» в адрес МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» было направлено письменное обращение о необходимости оформления принятия благоустройства в полном объеме и закрытии разрешения на производство земляных работ № 3286 от 13.09.2016. Однако орган местного самоуправления уклонился от принятия благоустройства в установленном законом порядке.
Считает, что не подлежали удовлетворению требования о восстановлении асфальтового покрытия, нарушенного при оборудовании тротуара вдоль дома № 20/1 в 6 мкр., площадью 50 кв.м, так как доказательств его существования до начала производства ПАО «КГК» работ в материалах дела не имеется, а также не имеется доказательств его нарушения и невосстановления.
Просит решение суда в части касающейся, возложения на ПАО «КГК» обязанности по восстановлению нарушенного благоустройства на месте производства земляных и аварийных работ, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ПАО «КГК» по доверенности ФИО1 поддержала апелляционную жалобу, ссылалась на изложенные в ней доводы.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Администрации г. Кургана по доверенности ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения. Пояснила, что ПАО «КГК» в ходе производства земляных и аварийных работ был нарушен срез асфальтового покрытия, данные работы не были закрыты в зимнем варианте восстановленного благоустройства. Единственным подтверждением восстановления нарушенного благоустройства является акт приемки работ в окончательном варианте, данный акт не составлялся.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы(в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 15.10.2014 ОАО «КГК» (в настоящее время – ПАО «КГК») получено разрешение № 942-14 на производство земляных работ на участке общей площадью 4000 кв.м по адресу пр. Первомайский от пр. Голикова до ТП 138 с правом нарушить следующие элементы благоустройства: тротуар 300 кв.м, проезжая часть (двор) 150 кв.м, грунтовое покрытие (газон) 3 550 кв.м. Производство земляных работ и восстановление нарушенного благоустройство было разрешено с 08.10.2014 по 31.12.2014, в последующем продлено по 31.12.2015 (л.д. 127 т. 1).
11.05.2016 ОАО «КГК» получено разрешение № 260-16 на производство земляных работ на участке общей площадью 1340 кв.м по адресу: 6 мкр., дома 1-15, с правом нарушить следующие элементы благоустройства: проезжая часть (двор) 40 кв.м, грунтовое покрытие (газон) 1300 кв.м. Производство земляных работ и восстановление нарушенного благоустройство было разрешено с 11.05.2016 по 11.06.2016, в последующем продлено по 13.10.2016 (л.д. 8 т. 1).
Согласно акту приемки восстановленного благоустройства в зимнем варианте от 23.12.2015 принято восстановленное ПАО «КГК» в зимнем варианте благоустройство следующих элементов: тротуар площадью 450 кв.м, грунтовое покрытие (газон) площадью 3550 кв.м, по работам, выполненным по разрешению от 08.10.2014 № 942-14 (л.д. 163 т. 1).
Актом осмотра места производства земляных работ, составленным 13.10.2016 специалистом МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана», установлено, что на территории в районе жилых домов с № 1 по № 20 в 6 мкр. вдоль пр. М. Голикова не восстановлено нарушенное благоустройство, существовавшее до начала производства земляных работ – не установлен на место первоначальной установки остановочный комплекс «7 микрорайон», при восстановлении асфальтового покрытия превышены уровни уклонов проездов во дворы со стороны пр. М. Голикова в районе домов №№ 1, 2, 15 в 6 мкр. (л.д. 79-81 т. 1).
Согласно акту осмотра места производства земляных работ, составленному 21.10.2016 специалистом МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» в присутствии инженера отдела капитального строительства ПАО «КГК» С.А.Н., на территории в районе жилых домов с № 1 по № 15 в 6 мкр. не восстановлено нарушенное благоустройство, существовавшее до начала производства земляных работ, – не установлен на место первоначальной установки остановочный комплекс «7 микрорайон».
Протоколом выездного совещания у первого заместителя директора Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана от 22.09.2016, проведенного с участием директора МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана», директора Управления дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана, заместителя главного инженера ПАО «КГК» СП «Тепловые сети» Л.М.А., генерального директора ООО «УК «Престиж», заведующего отделом оформления документов на производство земляных работ МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана», установлено, что при проведении земляных работ по пр. Первомайский (от пр. М. Голикова до ул. Витебского) и по пр. М. Голикова в 6 мкр. от дома № 1 до дома № 15 по строительству теплотрассы (заявитель ПАО «КГК») нарушен благоустройство, существовавшее до начала производства работ:
- не восстановлено асфальтовое покрытие дворовых проездов между домами № 20 и № 20/1 в 6 мкр., между домами № 19 и № 20/1 в 6 мкр., от дома № 20/1 в 6 мкр. до пр. М. Голикова;
- не восстановлено асфальтовое покрытие, нарушенное при оборудовании тротуара вдоль дома № 20/1 в 6 мкр.;
- перемещен остановочный пункт «7 микрорайон» с отведенной территории, не восстановлена асфальтовая дорожка к остановочному пункту;
- при восстановлении асфальтового покрытия превышены уровни уклонов проездов во дворы со стороны пр. М. Голикова в районе домов №№ 1, 2, 15 в 6 мкр.
Принято решение ПАО «КГК» в срок до 13.10.2016 восстановить нарушенное асфальтовое покрытие, восстановить остановочный пункт в виде, существовавшем до начала проведения земляных работ, выполнить уклоны проездов в соответствии с нормативными требованиями (л.д. 29-30 т. 1).
Актом осмотра места производства земляных работ, составленным 22.11.2016 специалистом МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» в присутствии начальника службы Первомайского района ПАО «КГК» М.С.И., установлено, что на территории в районе жилых домов №№ 20, 20/1, 19, 17 в 6 мкр., на территории по пр. Первомайский от пр. М. Голикова до ТП 138 ПАО «КГК» не восстановлено нарушенное благоустройство, существовавшее до начала производства земляных работ – не восстановлено асфальтовое покрытие дворовых проездов между домами № 20 и № 20/1 в 6 мкр., между домами № 19 и № 20/1 в 6 мкр., от дома № 20/1 в 6 мкр. до пр. М.Голикова; не восстановлено асфальтовое покрытие, нарушенное при оборудовании тротуара вдоль дома № 20/1 в 6 мкр. (со стороны пр. Первомайский). Представитель ПАО «КГК» акт не подписал (л.д. 130 т. 1).
В актах осмотра места производства земляных работ МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» от 29.03.2017 зафиксированы нарушения, существовавшие на момент осмотра в октябре-ноябре 2016 г. (л.д. 229-238 т. 1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части восстановления на место первоначальной установки остановочного комплекса «7-ой микрорайон», суд первой инстанции пришел к выводу, что размещение автопавильона в месте, требуемом истцом, а именно на элементе автомобильной дороги – разделительной полосе, невозможно и нарушает требования государственных стандартов в области безопасности дорожного движения.
Не усматривая оснований для удовлетворения иска в части требования об устранения превышения допустимого уровня уклонов проездов во дворы, суд исходил из того, что данный факт истцом не доказан.
В приведенной части решение суда сторонами не оспаривается, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Удовлетворяя исковые требования Администрации г. Кургана в части возложения на ПАО «КГК» обязанности по восстановлению нарушенного асфальтового покрытия дворовых проездов в 6 микрорайоне г. Кургана между домами № 19 и № 20/1, № 20 и № 20/1, от дома № 20/11 до пересечения с проезжей частью дороги по пр. М. Голикова, и тротуара вдоль дома № 20/1, суд исходил из факта отсутствия восстановления благоустройства, нарушенного ответчиком при производстве земляных работ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы в связи со следующим.
В силу ч. 12 ст. 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Определение общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу статьи 7 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе принимать по вопросам местного значения муниципальные правовые акты (ч. 1), подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3).
Пунктом 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правовые основы организации местного самоуправления муниципального образования города Кургана закреплены в Уставе муниципального образования города Кургана, утвержденном решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 № 38 (далее – Устав).
В соответствии с п. п. 1, 1.30 ст. 5 Устава к вопросам местного значения города Кургана как городского округа относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории города Кургана, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города Кургана (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Кургана.
Решением Курганской городской Думы от 14.11.2012 № 211 утверждены Правила благоустройства территории города Кургана (далее – Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно ст. 12 Правил благоустройства производство земляных и аварийных работ осуществляется в соответствии с Порядком производства земляных и аварийных работ, утвержденным постановлением Администрации г. Кургана, и в соответствии с требованиями строительно-технических норм и правил (ч. 1). Восстановление нарушенного благоустройства производится на основании Порядка производства земляных и аварийных работ, утвержденного постановлением Администрации города Кургана (ч. 6). По завершению земляных и аварийных работ запрещается оставлять не восстановленными объекты благоустройства (ч. 7).
Основания производства земляных и аварийных работ на территории города Кургана, процедура получения разрешения на производство земляных работ, требования к организации производства земляных работ, работ по восстановлению нарушенного благоустройства, установлены Порядком производства земляных и аварийных работ, утвержденным постановлением Администрации г. Кургана от 06.02.2013 № 743 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 3 указанного Порядка аварийными работами признаются ремонтно-восстановительные работы на инженерных коммуникациях, иных объектах при их повреждениях, требующие безотлагательного производства земляных работ для устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности людей, их правам, а также охраняемым законом интересам; под земляными работами понимается комплекс строительных работ, включающий выемку (разработку) грунта, его перемещение, укладку с разравниванием и уплотнением грунта, сопутствующие работы (в том числе планировка площадей, откосов, полотна выемок и насыпей, отделка земляного полотна, устройство уступов по откосам (в основании) насыпей, бурение ям, приямков бурильно-крановыми машинами, засыпка пазух котлованов); восстановление нарушенного благоустройства определяется как комплекс работ по восстановлению состояния территории, газонов, покрытия дорог, входов в подъезды, зеленых насаждений, малых архитектурных форм и так далее, существовавших до начала производства земляных работ, приведших к нарушению благоустройства, включая уборку территории и приведения ее в порядок после производства земляных работ.
Восстановление нарушенного благоустройства регламентировано в разделе VI Порядка.
После окончания производства земляных и аварийных работ заявителем производится комплекс работ по восстановлению состояния территории, газонов, покрытия дорог, входов в подъезды, зеленых насаждений, малых архитектурных форм и так далее, существовавших до начала производства земляных и аварийных работ, в сроки и в объеме, установленные разрешением (п. 51 Порядка).
Раскопки, проводимые в зимний период, должны быть восстановлены и сданы Департаменту развития городского хозяйства Администрации г. Кургана (далее Департамент) по акту в 3-дневный срок в зимнем варианте (засыпаны песком, уложен и уплотнен щебень). Организация, ответственная за восстановление благоустройства, направляет в Департамент гарантийное письмо с обязательством в срок до 1 июня завершить работы по полному восстановлению нарушенного благоустройства и осуществляет контроль за состоянием проезжей части на месте производства работ, при необходимости устраняя вновь появившиеся недостатки, до полного восстановления дорожного покрытия. Полное восстановление нарушенного в зимний период благоустройства должно быть выполнено в срок до 1 июня и сдано в окончательном варианте Департаменту. Выполнение обязательств контролируется Департаментом (п. 52 Порядка).
Восстановленная территория принимается от заявителя после проверки фактического выполнения строительных и дорожно-ремонтных работ и их качества Департаментом по акту при производстве работ на проезжей части с участием представителей ОГИБДД УМВД России по городу Кургану, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» (п. 53 Порядка).
Работы по восстановлению дорожных покрытий должны начинаться немедленно после засыпки траншей и котлованов и производиться в строгом соответствии с правилами и нормами производства дорожных покрытий, обеспечивающими ровность покрытий (п. 55 Порядка).
Основываясь на анализе приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, а также исходя из установленных обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованному выводу о правомерности требований Администрации г. Кургана о возложении на ПАО «КГК» обязанности восстановить нарушенное благоустройство участков территории в 6 микрорайоне г. Кургана, на которых ответчиком проводились земляные и аварийные работы, по завершению которых не было осуществлено такое восстановление.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленными в материалы дела разрешениями, актами осмотра достоверно подтверждается, что благоустройство дворовых проездов в 6 микрорайоне г. Кургана между домами № 20 и № 20/1, № 19 и № 20/1, от дома № 20/1 до пересечения с проезжей частью дороги по пр. М. Голикова, асфальтового покрытия вдоль дома № 20/1 нарушено в результате производства ПАО «КГК» земляных работ. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела ответчиком представлено не было.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что истцом не представлено доказательств того, что ПАО «КГК» не восстановило нарушенное при проведении земляных работ благоустройство, как противоречащий письменным материалам дела. В частности, акт приемки восстановленного благоустройства в зимнем варианте от 23.12.2015 подтверждает восстановление ПАО «КГК» нарушенного благоустройства только в зимнем варианте и прямо свидетельствует об отсутствии полного восстановления нарушенного благоустройства.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что протокол выездного совещания у первого заместителя директора Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана от 22.09.2016 является недопустимым доказательством ввиду того, что оформлен органом местного самоуправления в одностороннем порядке. Как следует из названного протокола, в данном совещании принимал участие заместитель главного инженера ПАО «КГК» СП «Тепловые сети» Л.М.А. Доказательства в опровержение указанного протокола ответчиком в материалы дела не представлены, отсутствие в протоколе подписи представителя ПАО «КГК» само по себе таким доказательством не является.
Ссылки ПАО «КГК» в жалобе на письменное обращение в адрес МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» от 23.06.2016 и ответ на данное обращение от 14.07.2016 № 887р, а также акт о приемке выполненных работ за август 2016 г. (л.д. 162-164, 169 т. 1) судебной коллегией отклоняются, поскольку из указанных документов однозначно не следует их относимость к восстановлению благоустройства на спорных участках проведения земляных работ. Факт отсутствия восстановления ответчиком благоустройства подтверждается вышеуказанными протоколом выездного совещания у первого заместителя директора Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана от 22.09.2016 и актом осмотра места производства земляных работ от 22.11.2016, которые составлены позднее, нежели документы, на которые ссылается ответчик. Кроме того, в силу приведенных выше нормативных положений доказательством восстановления нарушенного при проведении земляных работ благоустройства является акт, составленный Департаментом развития городского хозяйства Администрации г. Кургана с участием представителей ОГИБДД УМВД России по г. Кургану, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», который в материалы дела не представлен.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене судебного решения, повторяют позицию ответчика в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется. Иное толкование ответчиком положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о нарушении судом норм материального права.
С учетом изложенного, оснований к отмене или изменению решения суда судебная коллегия не находит.
В соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 27.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.
Судья - председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Е.С. Голубь
Н.С. Душечкина