Председательствующий Крамаренко С.В.
Дело № 33-360 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.
при секретаре Кольчиковой Л.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 февраля 2015 года апелляционную жалобу представителя ответчика Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда от 10 ноября 2014 года, которым частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к нему о взыскании не доначисленной заработной платы.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ГУ МЧС России по Республике Хакасия) о взыскании не доначисленной заработной платы. Требования мотивировала тем, что она проходит государственную гражданскую службу у ответчика в должности главного специалиста-эксперта. В течение ДД.ММ.ГГГГ ей ежемесячно начислялись и выплачивались поощрительные выплаты и премии, на которые ответчик в нарушение действующего законодательства не начислял районный коэффициент и северную надбавку, в связи с чем просила взыскать с ответчика <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а также обязать ответчика произвести перерасчет денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с учетом надбавок стимулирующего характера, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, заявила ходатайство о применении последствий пропуска истицей трехмесячного срока обращения в суд. Также просила учесть, что спорная ежемесячная поощрительная выплата и разовые премии носят социальный характер и устанавливаются в конкретном размере, в связи с чем не включаются в состав ежемесячного денежного содержания гражданского служащего, а потому оснований для применения к ним районного коэффициента и северной надбавки не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска, которым взыскал с ГУ МЧС России по Республике Хакасия в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Обязал ГУ МЧС России по Республике Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ производить ФИО1 начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы на стимулирующую выплату - ежемесячную поощрительную выплату гражданской службы. Обязал ГУ МЧС России по Республике Хакасия произвести ФИО1 перерасчет и выплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ с учетом подлежащих начислению компенсационных надбавок за ДД.ММ.ГГГГ.
С решением суда не согласен представитель ответчика – временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Республике Хакасия ФИО3
В апелляционной жалобе он, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов указывает на то, что ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определены составные части денежного содержания государственного гражданского служащего, среди которых ежемесячная поощрительная выплата за своевременное и качественное выполнение поставленных задач в 2013-2014 годах не поименована, в связи с чем, основания для применения к данным выплатам районного коэффициента и северной надбавки отсутствовали. Также ссылается на то, что при формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих применение районного коэффициента и северной надбавки допускается только к составным частям денежного содержания, к которым спорные выплаты не относятся. Обращает внимание на то, что оплата труда государственных гражданских служащих производится за счет средств федерального бюджета в пределах фонда оплаты труда, при экономии которого высвободившиеся денежные средства могут использоваться на выплату премий по результатам работы. Начисление и выплата спорного ежемесячного денежного поощрения осуществлялась на основании протокола заседания комиссии МЧС России по социальным выплатам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что для выплаты таких ежемесячных денежных поощрений требуются дополнительные денежные средства, которые предоставлялись ответчику как дополнительные лимиты. Просит учесть письмо МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, которое содержит указание о не включении спорного единовременного денежного поощрения в состав денежного содержания гражданских служащих.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ФИО1 просила взыскать не доначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик возражая против удовлетворения иска, заявил в том числе ходатайство о применении последствий пропуска истицей срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Суд первой инстанции, установив факт выплаты работникам ГУ МЧС России по Республике Хакасия денежного содержания не позднее 5-го числа месяца следующего за отработанным месяцем, дату обращения истицы в суд - ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о пропуске истицей предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд по требованиям о взыскании не доначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, что явилось основанием для отказа в удовлетворении данных требований.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется и его законность судебной коллегией не проверяется.
Разрешая исковые требования ФИО1 о взыскании не доначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, установив факт ежемесячного начисления истице денежного поощрения за добросовестное исполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при решении задач на основании протоколов комиссии МЧС России по социальным выплатам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу, что данная выплата является стимулирующей надбавкой (ежемесячной премией), входящей в состав заработной платы и начисляемой за фактически отработанное время, в связи с чем на нее в соответствии с ч. 9 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подлежат начислению районный коэффициент и северная надбавка.
Однако с таким выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходит государственную гражданскую службу в ГУ МЧС России по Республике Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста-эксперта (л.д. 5-6).
На момент заключения служебного контракта ей было установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере <данные изъяты> руб.; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 90 процентов оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Из расчетных листков ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ видно, что помимо начисления должностного оклада в размере <данные изъяты> руб., оклада за классный чин в размере <данные изъяты> руб., ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ежемесячного денежного поощрения ПФР в размере <данные изъяты> руб., ежемесячной премии % ПФР в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., исчисленных в июле пропорционально отработанному времени, ей производилось начисление ежемесячной поощрительной выплаты в размере <данные изъяты> руб. (в июле – <данные изъяты> руб. <данные изъяты>) (л.д. 25-27).
Начисление данной поощрительной выплаты в указанные периоды обусловлено принятием 26.12.2013 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 года № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" комиссией МЧС России по социальным выплатам решения о дополнительном премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МЧС России в 2014 году, размер которой для главного специалиста-эксперта ГУ МЧС России (по субъектам Российской Федерации) равен <данные изъяты> руб.
Данное ежемесячное денежное поощрение начислялось и выплачивалось истице на основании приказов руководителя ГУ МЧС России по Республики Хакасия, издаваемых ежемесячно (л.д. 116-118).
Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что к указанной выплате районный коэффициент и процентная надбавка ответчиком не устанавливались и не выплачивались.
Установление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего районного коэффициента и процентной надбавки предусмотрено ч. 9 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", подп. "б" п. 8 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", п. 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562.
Понятие денежного содержания и его составных частей дано в ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, согласно денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по замещаемой должности и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, устанавливаемая в процентном соотношении к окладу по должности; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Размеры составных частей денежного содержания определены названной нормой, в то время как размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (ч. 6 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с подп. "в" п. 8 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" ежемесячное денежное поощрение, учитываемое в составе фонда оплаты труда гражданского служащего территориального органа (территориальных органах - представительствах) федеральных органов исполнительной власти устанавливается в расчете на год в размере 12 должностных окладов.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что состав денежного содержания гражданского служащего, к которому устанавливается районный коэффициент и процентная надбавка, четко определен федеральным законодателем, а потому спорная ежемесячная поощрительная выплата за своевременное и качественное выполнение поставленных задач в 2014 году не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а относится к другим выплатам, на которые районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются.
Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 10 ноября 2014 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Хакасия отказать.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Г.П.Пархомович
А.В.Пронина