ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3604/2012 от 13.11.2012 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

  Председательствующий по делу Дело №

 судья Мусихин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

 председательствующего Литвинцевой И.В.

 и судей краевого суда Пичуева В.В., Толстоброва А.А.

 при секретаре Шевченко М.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите <Дата> дело по иску прокурора Чернышевского района в защиту интересов К.А.И. к администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» о включении в списки граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения

 по апелляционной жалобе представителя ответчика Б.А.О.

 на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено исковые требования прокурора Чернышевского района в защиту интересов К.А.И. удовлетворить. Обязать администрацию городского поселения «Аксеново-Зиловское» квартиру № в доме № в <адрес> включить в перечень аварийный многоквартирных домов приложения №1 к муниципальной адресной программе городского поселения «Аксеново-Зиловское» по переселению граждан городского поселения «Аксеново-Зиловское» из аварийного жилищного фонда на 2010-2012 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Обязать администрацию городского поселения «Аксеново-Зиловское» предоставить К.А.И., <Дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

 Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Д.Ж.В. и истца К.А.И., возражавших против доводов жалобы и полагавших решение суда правильным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

 <Дата> прокурор Чернышевского района обратился в суд с вышеназванным иском в защиту интересов К.А.И., ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой района по обращению К.А.А. проверки выявлены нарушения жилищных прав ее супруга К.А.И. Согласно акту обследования межведомственной комиссии № от <Дата> находящийся в муниципальной собственности дом № в <адрес> признан аварийным, неподлежащим капитальному ремонту и реконструкции. На основании ордера № от <Дата> К.А.И. совместно с членами своей семьи проживает и является нанимателем квартиры № в вышеназванном доме. В целях обеспечения переселения граждан городского поселения из аварийных многоквартирных жилых домов постановлением главы администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» от <Дата> № утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан городского поселения из аварийного жилищного фонда на 2010-2012 годы с учетом необходимости развития малоэтажного строительства. Перечень аварийного муниципального жилья, жильцы которого подлежат переселению в 2010-2012 годах, закреплен в приложении №1 к данной программе. Поскольку квартира К.А.И. отсутствует в указанном приложении и фактически органом местного самоуправления ему отказано в переселении из аварийного жилья, прокурор просил обязать ответчика включить в перечень аварийных многоквартирных домов приложения №1 к названной муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилья квартиру К.А.И. и предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

 Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены К.А.А., С.А. и В.А.

 В ходе судебного разбирательства представитель администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» К.Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора района признала в полном объеме (<данные изъяты>).

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе руководитель администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» Б.А.О., действующая на основании прав по должности, выражает несогласие с решением суда. Указывает на невозможность исполнения обжалуемого решения суда, поскольку для увеличения финансирования мероприятий по переселению из аварийного жилья, отраженных в муниципальной адресной программе, необходимо внести изменения в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан городского поселения «Аксеново-Зиловское» из аварийного жилья на 2011-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 22 февраля 2010 г.№51, и принятие Фондом решения об увеличении финансовой поддержки Забайкальскому краю, что в настоящее время не представляется возможным осуществить. Кроме того, указывает на незаконность признания иска представителем ответчика К.Е.С., так как в данный период она находилась в отгулах за ранее отработанное время и доверенность на ее имя являлась недействительной.

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чернышевского района Б.Б.А. и истец К.А.И. просят решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

 В суд апелляционной инстанции представитель ответчика администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское», третьи лица К.А.А., К.С.А. и К.В.А., представитель Министерства территориального развития Забайкальского края не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Как следует из содержания искового заявления, прокурор Чернышевского района просит включить квартиру, в которой проживает истец, в перечень аварийных многоквартирных домов приложения №1 к муниципальной адресной программе городского поселения «Аксеново-Зиловское» по переселению граждан городского поселения «Аксеново-Зиловское» из аварийного жилищного фонда на 2010-2012 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (<данные изъяты>).

 Вышеназванная муниципальная адресная программа городского поселения «Аксеново-Зиловское» (<данные изъяты>), утвержденная <Дата>, явилась основанием для разработки, принятия и утверждения региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан городского поселения «Аксеново-Зиловское» из аварийного жилищного фонда на 2010-2012 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - региональная адресная программа) (<данные изъяты>).

 Из содержания вышеуказанных муниципальной и региональной адресных программ по расселению граждан усматривается, что они приняты и утверждены для финансирования их за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств субъекта Российской Федерации и местного бюджета, всего в сумме 310772580 руб. Планируемые показатели рассчитаны на обеспечение жильем 815 граждан с предоставлением им 15544,6 кв.м. общей площади жилья, снос 19612, 7 кв.м. жилья (<данные изъяты>).

 Квартира, в которой проживает истец К.А.И., в программы не включена, что не оспаривалось сторонами.

 Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о включении квартиры истца в адресную муниципальную программу, суд принял во внимание признание исковых требований представителем ответчика администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» и потому постановил решение без установления и исследования фактических обстоятельств дела.

 При этом судом не были учтены положения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ, а также п.2 ст.39 ГПК РФ, в силу которой суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

 Вышеприведенным Федеральным законом №185-ФЗ предусмотрено, что Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при соблюдении определенных условий – составления и утверждения региональной адресной программы, подачи соответствующей заявки высшим должностным лицом субъекта РФ на предоставление финансовой поддержки в пределах установленного для данного субъекта РФ лимита денежных средств (ст.ст.14 и 19 Федерального закона №185-ФЗ).

 Неисполнение названных требований может повлечь отказ в предоставлении средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъекту РФ, в данном случае Забайкальскому краю.

 На данные обстоятельства сослался представитель Министерства территориального развития Забайкальского края в своем отзыве на исковое заявление (<данные изъяты>), но судом необоснованно не дана оценка данным нормам закона при принятии решения о внесении изменений в муниципальную адресную программу.

 Из системного толкования положений статей 1, 14, 16 и 19 Федерального закона №185-ФЗ следует, что осуществление финансовой поддержки со стороны Фонда ограничено выделенными средствами и обусловлено необходимостью участия в этом субъектов РФ и муниципального образования.

 Признание иска о включении квартиры истца в муниципальную программу со стороны администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» влечет изменения в региональной адресной программе и может повлечь отказ в предоставлении финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, то есть нарушает права других лиц.

 Стороны в лице Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, субъекта Российской Федерации в лице Забайкальского края и администрации сельского поселения пришли к соглашению о софинансировании переселения граждан из аварийного жилья именно на тех условиях, которые указаны в муниципальной программе и перешли в региональную адресную программу.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции не вправе был принимать признание иска администрацией городского поселения «Аксеново-Зиловское» и вносить изменения в муниципальную адресную программу, которые как следствие влекут изменения в региональной адресной программе.

 Кроме того, для удовлетворения исковых требований прокурора о включении квартиры истца в адресную программу и принятия решения о расселении семьи К. посредством предоставления жилья, построенного за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, отсутствовали законные основания.

 Региональная адресная программа является основанием для предоставления финансовой поддержки со стороны государственной корпорации в лице Фонда в строго определенном объеме, поэтому предоставление такой меры не означает то, что весь имеющийся на территории муниципального образования и находящийся в аварийном состоянии жилой фонд должен быть включен в адресную программу.

 Наличие в данном населенном пункте утвержденной адресной программы не препятствует лицам, не попавшим под расселение за счет средств Фонда, требовать обеспечения их жилыми помещениями в общем порядке, установленном жилищным законодательством.

 К.А.И. в случае его проживания в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания, может быть принят на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, и в порядке статьи 57 Жилищного кодекса РФ требовать предоставления иного жилого помещения вне очереди, в случае если он проживает по договору социального найма.

 Если истец является собственником жилого помещения, он может требовать признания незаконным бездействия администрации городского поселения по сносу жилого помещения и потребовать выкупа жилого помещения в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

 В настоящем деле таких требований истцом не заявлялось, доказательств права пользования спорным жилым помещением и принятия его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с соблюдением требований статей 52 и 57 Жилищного кодекса в материалах дела не имеется.

 Требования об обеспечении жилым помещением К.А.И. основаны на положениях муниципальной программы, и на том, что занимая непригодное для проживания жилье, в эту программу он не включен.

 Оснований для защиты жилищных прав истца исключительно в порядке включения его в адресную программу, которая утверждена как по объему выделяемых средств, так и по количеству расселяемых лиц, не имеется.

 С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований прокурора о включении истца в муниципальную адресную программу по расселению из аварийного жилья и предоставления ему на основании данной программы жилого помещения по договору социального найма не имеется. Решение суда подлежит отмене, а в иске прокурору должно быть отказано.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от <Дата> отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении иска прокурора Чернышевского района в защиту интересов К.А.И. к администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» о включении в списки граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения отказать.

 Председательствующий: Литвинцева И.В.

 Судьи: Пичуев В.В.

 Толстобров А.А.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>