ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3605/2016 от 20.10.2016 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Балашова Т.А.

Дело № 33-3605/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Карповой В.Н., Морозовой В.Н.,

при секретаре Кольчиковой Л.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 октября 2016 года

гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Абаканского городского суда от 17 августа 2016 года, которым в удовлетворении её искового заявления к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республике Хакасия и урегулированию конфликта интересов, компенсации морального вреда, отказано.

Заслушав доклад судьи Карповой В.Н., пояснения истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия (далее - Управление Росприроднадзора по РХ, Управление) с требованиями об отмене оформленного протоколом от 06.06.2016 решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Управления Росприроднадзора по РХ и урегулированию конфликта интересов (далее – протокол от 06.06.2016 комиссии Управления); просила разрешить ей замещать должность ведущего инженера мелиоратора на условиях трудового договора в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» (далее - ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз», Учреждение); о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. Требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в Управлении Росприроднадзора по РХ ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными и земельными ресурсами до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ понижена в должности на 6 разрядов до специалиста 2 разряда, ДД.ММ.ГГГГ уволена по пункту 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по сокращению штата). С ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» на должность ведущего инженера мелиоратора. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение о том, что замещение истцом на условиях трудового договора должности ведущего инженера мелиоратора в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с чем не согласна истец. Указывала, что при принятии решения комиссией нарушен порядок, предусмотренный утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 Положением о комиссиях. Полагала, что ни какой коррупционной составляющей и конфликта интересов в ее трудоустройстве по специальности в ФГБУ «Управление Хакасмелиоводхоз» нет и быть не может, а вынесенное в протоколе от 06.06.2016 решение комиссии Управления нарушает обеспечиваемое истцу статьей 37 Конституцией РФ гражданское право на труд.

В судебном заседании истец ФИО4 уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение комиссии в части вывода о нарушении истцом требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» замещением на условиях трудового договора должности ведущего инженера мелиоратора в ФГБУ «Управление Хакасмелиоводхоз», взыскать с Управления компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. Полагала, что принятое 06.06.2016 решение является незаконным, поскольку оно принято комиссией в ненадлежащем составе, с участием членов комиссии ФИО1, ФИО5, испытывающих неприязненные отношения к истцу; решение комиссии не мотивировано, принято комиссией в результате мести и оказанного на нее давления со стороны руководителя Управления ФИО2, с нарушением порядка ее назначения и извещения истца, без учета того, что размер оклада истца составлял <данные изъяты> руб. Комиссией не запрошены должностная инструкция ведущего инженера мелиоратора в ФГБУ «Управление Хакасмелиоводхоз».

Представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала, приводя доводы, изложенные в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признал.

Суд постановил вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласна истец ФИО4

В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, она просит решение отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов указывает на то, что в нарушение пункта 17.3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 (далее - Положение о комиссиях) подразделение кадровой службы ответчика не подготовило мотивированное заключение. Настаивает на том, что из должностных инструкций Управления и Учреждения видно, что её должностные обязанности в Управлении и Учреждении не пересекаются. Обращает внимание на то, что в силу пункта 15 Положения о комиссии Учреждения члены комиссии ФИО5 и ФИО1 не должны были входить в состав комиссии по причине неприязненных отношений к ней. Так согласно протоколу заседания комиссии от 12.11.2015 ФИО1 не входила в состав данной комиссии по её (ФИО1) заявлению с указанием личной заинтересованности в решении комиссии, которое может привести к конфликту интересов. ФИО5 представлял интересы ответчика по другим гражданским делам. Указывает на то, что в составе комиссии не было её непосредственного руководителя и.о. начальника отдела ФИО3, а также двух государственных служащих, замещающих в Управлении должности государственной гражданской службы, аналогичные её должности. При принятии решения комиссии руководствовалась только письмом ФГБУ «Управление Хакасмелиоводхоз». Апеллянт полагает, что в нарушение пункта 18 Положения о комиссиях её не известили заранее и лишили возможности обеспечить участие на заседании комиссии защитника, представителя прокуратуры и независимых экспертов. Считает, что заседание комиссии от 06.06.2016 должно было быть отложено, поскольку у комиссии отсутствовала её письменная просьба о рассмотрении вопроса в её отсутствие. Указывает на то, что, принимая решение об отказе в замещении ей должности ведущего инженера - мелиоратора комиссия должна была мотивировать свой отказ. Настаивает на том, что комиссией нарушены сроки её уведомления о принятом решении, поскольку согласно пункту 1.1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» комиссия обязана направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней, тогда как устно её никто не уведомлял, а согласно почтовому штемпелю протокол от 06.06.2016 отправлен 14.05.2016. Выражает несогласие с выводом суда о том, что увольнение из ФГБУ «Управление Хакасмелиоводхоз» в связи с отказом ответчика в разрешении работать по специальности не нарушает её конституционное право на труд, поскольку ФГБУ «Управление Хакасмелиоводхоз» не имело право продолжать с ней трудовые отношения.

Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Выслушав истца ФИО4, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя ответчика ФИО5, выразившего согласие с решением суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО4 работала в Управлении Росприроднадзора по РХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными и земельными ресурсами, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - специалистом 2 разряда этого же отдела.

Согласно приказу об увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена из Управления по пункту 8.2 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (по сокращению штата).

ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на работу в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» ведущим инженером мелиоратором, с ней заключен трудовой договор.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что должность истца, замещаемая в период ее работы в Управлении относится к должности, замещение которой при трудоустройстве в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» требовало согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на ее трудоустройство в указанное Учреждение.

Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, постановленным при верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из пункта 3.1 статьи 17 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В силу пунктов 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821, указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Проверка соблюдения гражданином, указанным в ч. 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в разделе I или разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделе III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:

а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821;

б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.

В соответствии с разделом III Указа от 18.05.2009 N 557 Президента РФ к другим должностям федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, отнесены должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

Пунктом 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014г. №426, предусмотрено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции, в том числе, в рамках государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 4 Положения).

Согласно подпункту «з» пункта 6 Положения должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического надзора, являются федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации).

Пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Республики Хакасия.

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» должность ведущего специалиста-эксперта отнесена к старшей группе должностей категории «специалисты».

Согласно приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГФИО4 участвовала в проведении плановой, выездной проверки в отношении ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз».

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 выявила в деятельности ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» нарушения статьи 9 и пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ и выдала предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

На основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГФИО4 проводила внеплановую, документарную проверку в отношении ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» с целью проверки выполнения последним ранее выданных предписаний от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, истцу, исходя из требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего, необходимо было получить согласие комиссии при трудоустройстве в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора директором ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» направлено сообщение о приеме на работу ФИО4 с выполнением обязанностей по составлению и выполнению планов водопользования, по проведению паспортизации и инвентаризации государственных оросительных систем, мониторинга водных объектов.

При установлении обстоятельств выполнения истцом функций государственного управления в отношении ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз», выразившегося в осуществлении служащим надзорных мероприятий в отношении деятельности данного Учреждения в 2014, 2015 г.г., протоколом от 06.06.2016 комиссией Управления принято обоснованное решение о том, что замещение ФИО4 на условиях трудового договора должности ведущего инженера мелиоратора в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» противоречит требованиям статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности состава комиссии, нарушении порядка ее уведомления о предстоящем заседании комиссии и иных нарушениях процедуры, проверены судом первой инстанции и указанным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что решение в отношении истца принято комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченным составом, с предварительным извещением истца в установленные законом сроки о проведении заседания комиссии. Протокол заседания комиссии истцу вручен. Оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.

По мнению судебной коллегии, несостоятельным является довод апеллянта о том, что ее увольнение из Управления Росприроднадзора по РХ с должности специалиста 2 разряда свидетельствует об отсутствии конфликта интересов при трудоустройстве в ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз», поскольку в силу должностных обязанностей специалист 2 разряда самостоятельных решений не принимает.

В данном случае во внимание должно приниматься то обстоятельство, что в пределах установленного законом срока истец работала в качестве ведущего специалиста – эксперта и выполняла контрольные функции в отношении организации, в которую она трудоустроилась.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что истец прекратила трудовые отношения с ФГБУ «Хакасмелиоводхоз» по собственному желанию, в связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемым решением комиссии нарушено ее право на труд, является необоснованным.

В удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказано обоснованно, поскольку они являются производными от основного требования, не подлежащего удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иную оценку доказательств, нежели данная судом, и основаны на неверном толковании норм материального права.

Оснований к отмене, изменению судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда от 17 августа 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий: А.С.Топоев

Судьи: В.Н.Карпова

В.Н.Морозова