ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3606/2018 от 29.03.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Чернова В.В. № 33–3606/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 29 марта 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего - Никоновой О.И.,

судей - Ефремовой Л.Н., Сафоновой Л.А.,

при секретере ФИО3,

рассмотрелав открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Большечерниговского района Самарской области решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 28 декабря 2017г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах ФИО4 к Администрации Большечерниговского района Самарской области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать Администрацию Большечерниговского района Самарской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу <адрес>, принадлежащему ФИО4, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., объяснения представителя Администрации Большечерниговского района Самарской области ФИО5 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Самарской области – Устиновой Т.А., полагавшей, что жалоба ответчика не подлежит удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Большечерниговского района Самарской области в интересах ФИО4 обратился в суд иском к Администрации Большечерниговского района Самарской области об обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указано, что ФИО4 и члены ее семьи относятся к категории семей, имеющих трех и более детей. Администрацией Большечерниговского района Самарской области ФИО4 предоставлен бесплатно земельный участок по адресу: <адрес>. Однако, к предоставленному для индивидуального жилищного строительства земельному участку не подведены инженерные сети, чем нарушаются права ФИО4, поскольку она не может начать строительство жилого дома. На основании изложенного, истец просил обязать Администрацию Большечерниговского района Самарской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО4

Представитель ответчика - Администрации Большечерниговского района Самарской области иск не признал, в письменном отзыве указал, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, выполняется соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. В соответствии с государственной программой Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020г., возможность оказания местному бюджету за счет средств областного бюджета будет рассмотрена при наличии финансирования после разработки администрацией проекта планировки территории и проектно-сметной документации на строительство инженерных коммуникаций.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителем ответчика Администрации Большечерниговского района Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, чторешение основано на ненормативном правовом акте органа государственной власти, который не обязателен к исполнению органами местного самоуправления. Вывод суда не соответствует содержанию законодательных актов, не предусматривающих обязанностей органов местного самоуправления обеспечивать инженерной инфраструктурой конкретные земельные участки. Считает, что обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Большечерниговского района Самарской области ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Также пояснила, что энергоснабжающая организации ЗАО «ССК» подтвердила возможность технологического присоединения земельного участка ФИО4 к сетям электроснабжения.

Помощник прокурора Самарской области – Устинова Т.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Представитель третьего лица ООО «Газпром газораспределение Самара» просил рассмотреть апелляционную жалобу ответчика в отсутствие третьего лица.

Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства строительства Самарской области, АО «ССК», ФИО4 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав, лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу п.6 ст.39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст.9 Закона Самарской области «О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Согласно п. 11 ст. 10.3 Закона Самарской области «О земле», предоставление земельного участка в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно для строительства осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка в соответствии с частью 6 настоящей статьи: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечиваются подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и размера платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно для строительства.

В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ, система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.8 ст.48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

На основании ч. 10 ст.48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 настоящих Правил.

Согласно п. 5 Правил, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Статьей 2 Закона Самарской области от 08.07.2011 года № 72-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» установлено, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образование в Самарской области по формированию земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей.

Государственной программой Самарской области «Формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в Самарской области» на 2015-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 55 от 11.02.2015 года, ответственным исполнителем мероприятий назначены министерство имущественных отношений Самарской области и органы местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Судом установлено, что на основании постановления Администрации Большечерниговского района Самарской области №405 от 12.05.2015г., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ. рождения в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в отсутствие инженерной инфраструктуры, что подтверждается сообщением Администрации Большечерниговского района (л.д. 34,35), ответом АО «ССК» (л.д.312), показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО1, ФИО2

ФИО4 является собственником земельного участка по вышеуказанному адресу, право которой зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.09.2015г. (л.д. 16).

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Устава муниципального района Большечерниговский Самарской области, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Самарской области от 25.03.2013 года №158-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей».

Согласно п. 3 указанного Плана строительство инженерной инфраструктуры на земельных участках, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, необходимо обеспечить в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете министерству строительства Самарской области.

В соответствии с указанным выше планом реализация мероприятий по строительству необходимой инфраструктуры на земельных участках, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.

Разработанный Правительством Самарской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем предоставление земельных участков льготным категориям граждан.

Указанная норма согласуется с положениями ст.11 ЗК РФ, ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Разработанный Правительством Самарской план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Администрация Большечерниговского района Самарской области, в соответствии с действующим законодательством, должна была еще на стадии предоставления земельных участков принять меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.

Доводы стороны ответчика о том, что Администрацией района были выполнены все требования земельного законодательства при предоставлении земельного участка многодетной семье, суд правильно признал несостоятельными, поскольку возложенная действующим законодательством на орган местного самоуправления - Администрацию Большечерниговского района, обязанность в части предоставления ФИО4 земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обеспеченного необходимой инженерной инфраструктурой не была исполнена, чем нарушены права многодетной семьи на достойные условия проживания.

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставлялся семье ФИО4 для улучшения жилищных условий и они вправе были рассчитывать на получение земельного участка, соответствующей инженерной инфраструктуры и дороги, обеспечивающих необходимый уровень жилищного благополучия.

Исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно возложил на Администрацию Большечерниговского района Самарской области обязанность по обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО4

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить полностью.

Решение суда является законным и обоснованным.

Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017г. не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации не могут являться основанием для отмены по существу правильного решения суда, поскольку строительство инженерной инфраструктуры на земельных участках, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, обеспечивается муниципальными образованиями с софинансированием из областного бюджета в рамках постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» (далее - Государственная программа).

В соответствии с программой, разработка проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объекты коммунальной инфраструктуры для осуществления жилых застроек на земельных участках, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, выполнение полномочий органов местного самоуправления по организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, установленных законодательством Российской Федерации отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, в данном случае Администрацией Большечерниговского р-на Самарской области. Доказательств того, что ответчик выполнил процедуру установленную Программой в целях получения субсидии из областного бюджета для софинансирования расходных обязательств по строительству инфраструктуры для жилых застроек на земельных участках предоставленных семьям, имеющим трех и более детей ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Судебная коллегия учитывает добровольное согласие ответчика на формирование земельного участка для целей последующей передачи из его состава земельных участков в собственность бесплатно семьям, имеющим трех и более детей, которое подразумевало и принятие муниципальным образование на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением пригодности данного земельного участка для тех целей, ради которых происходила его передача в собственность граждан.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, направленные на переоценку имеющимся в деле доказательствам, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во вниманиепо вышеизложенным мотивам.

Предоставленные ответчиком в суд апелляционной инстанции доказательства не могут повлечь отмены или изменения законного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 28 декабря 2017г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Большечерниговского района Самарской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи: