ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3614/18 от 09.11.2018 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Алиткина ТА Дело № 33-3614/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной ЛА,

судей Карелиной ЕГ, Шефер ИА,

при секретаре Беликовой АР

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Гостиница «Томск» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности

по апелляционной жалобе акционерного общества «Гостиница «Томск» на решение Кировского районного суда г. Томска от 23 августа 2018 года.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, пояснения представителя акционерного общества «Гостиница «Томск» и общества с ограниченной ответственностью «Отель Томск» Шипачевой ЮВ, действующей на основании доверенностей от 20.04.2018 и 05.07.2018 соответственно, действительных в течение 2 лет, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, прокурора Федько ПС, возражавшего против этих доводов, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Гостиница «Томск» (далее - АО «Гостиница «Томск») об устранении нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование указано, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в здании гостиницы, расположенной по адресу: г.Томск, пр.Кирова, д.65. В ходе проверки выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, а именно: 1) не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей; 2) не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организация проведения проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, с оформлением соответствующих актов проверки; 3) не обеспечен автоматический контроль целостности шлейфов пожарной сигнализации по всей длине, а именно, при снятии дымового извещателя с опорного кольца на приборе приемно-контрольном пожарном не отображается соответствующая информация; 4) расположение пожарных извещателей не обеспечивает своевременное обнаружение пожара в любой точке защищаемого помещения, а именно: превышено нормативное расстояние между извещателями в коридорах этажей и составляет более 11 м; 5) система автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, а именно: часть помещений не оборудована пожарными извещателями (фойе 1 этажа); 6) помещения общественного назначения (номера гостиницы на 2, 3, 4 этажах) не в полном объеме оборудованы дымовыми пожарными извещателями (используются тепловые); 7) приборы приемно-контрольные и приборы управления установлены вне помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. При этом не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, при обеспечении контроля каналов передачи извещений; 8) не обеспечено бесперебойное электропитание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией на время выполнения ими своих функций, а именно: при отключении основного электропитания не обеспечивается функционирование систем от резервного источника питания; 9) система автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, таким образом: при срабатывании АПС не происходит включение системы оповещения, т.е. система оповещения и управления эвакуацией находится в ручном режиме; 10) не обеспечена достоверность сигнала о пожаре, формируемого системой АПС, а именно: АПС эксплуатируется таким образом, при котором сигнал на управление систем оповещения и управлением инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя; 11) для формирования команды управления на запуск системы оповещения в защищаемых помещения или защищаемой зоне не обеспечено наличие не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов; 12) не обеспечено горизонтальное расстояние от дымовых пожарных извещателей до электросветильников не менее 0,5 м; 13) жилые помещения номеров гостиницы не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями; 14) вид и способ прокладки кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты не обеспечивает сохранение работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону, а именно: кабельные линии проложены при помощи ПВХ кабель-каналов, ПВХ дюбелей; 15) не обеспечено нераспространение горения кабелей систем противопожарной защиты (АПС и СОУЭ) при групповой открытой прокладке. Фактически для электроснабжения установки автоматической пожарной сигнализации используются кабели без какой-либо нанесенной на них маркировки. Кабельные изделия, не распространяющие горение при групповой прокладке, должны иметь исполнение - нг (...); 16) для здания, оборудованного автоматической пожарной сигнализацией, не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха, а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов; 17) в местах прохождения кабельных линий системы АПС и СОУЭ через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций; 18) система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; 19) соединительные линии в системе оповещения и управления эвакуацией с речевым оповещением не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности; 20) звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей не менее чем на 15 дБА выше постоянного шума в защищаемом помещении; 21) отсутствуют эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения в коридорах протяженностью более 50 метров; 22) настенные речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, что расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно менее 150 мм; 23) не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний; 24) двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, в месте расположения лифтовой шахты, отсутствуют и сами двери; 25) запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; 26) не представлены сертификаты пожарной безопасности на материалы натяжного потолка коридоров. Представленный сертификат на напольное покрытие общих коридоров (покрытие напольное ковровое «Flotex», класс пожарной опасности КМЗ) недействителен (срок действия - до 09.04.2015); 27) ширина марша эвакуационной лестницы (левое крыло здания) составляет 0,97 метра (при нормативной 1,15 метра), правое крыло - 1,14 (при нормативной 1,15 метра); 28) в объеме пути эвакуации - лестничный марш между 1-м и 2-м этажами - проложена труба воздуховода, уменьшающая геометрический параметр (высоту) до 1,7 метра (при нормативной 2 метра); 29) высота эвакуационного выхода из лестничной клетки (левое крыло здания) составляет 1,75 метра (при нормативной 2 метра); 30) в объеме пути эвакуации - коридор подвального этажа - проложена труба воздуховода, уменьшающая геометрический параметр (высоту) до 1,38 метра (при нормативной 1,9 метра); 31) из коридоров подвального этажа, в который предусмотрен выход из помещений с постоянным пребыванием людей, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции; 32) отсутствует противопожарная преграда между подвальным этажом и лестничной клеткой (эвакуационный выход из подвального этажа не предусмотрен таким образом, чтобы он вел непосредственно наружу и был обособленными от общей лестничной клетки здания, либо проходил через тамбур-шлюз, отделённый преградой 1 типа); 33) на дверце пожарных шкафов с внешней стороны не указаны порядковые номера и номер телефона ближайшей пожарной части; 34) на защищаемом объекте не вывешены планы по ГОСТ 12.1.114 с указанием мест расположения пожарной техники; 35) дверцы пожарных шкафов не опломбированы; 36) для насосной установки (насоса повысителя), перерыв в работе которого не допускается, не предусмотрено бесперебойное снабжение энергией путем присоединения к двум независимым источникам электроэнергии; 37) эвакуационные пути включают в себя участки, ведущие через коридоры с выходами из лифтовых шахт, при этом ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам. Истец просил запретить эксплуатацию нежилых помещений объекта (кадастровый номер у70:21:0:0:7869:46-3356200026:3824), расположенного по адресу: г. Томск, пр. Кирова, д.65, до устранения нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 10.04.2018 № 312-3-1-11.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Игловская ЕИ в связи с частичным устранением ответчиком выявленных нарушений уточнила исковые требования, просила обязать ответчика в течение трех месяцев устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: г. Томск, пр. Кирова, д.65, указанные в справке ГУ МЧС России по Томской области от 10.04.2018 № 312-3-1-11, а именно: 1) обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организацию проведения проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, с оформлением соответствующих актов проверки; 2) помещения общественного назначения (номера гостиницы на 2, 3, 4 этажах) в полном объеме оборудовать дымовыми пожарными извещателями (используются тепловые), ручные пожарные извещатели расположить на расстоянии менее 50 метров друг от друга внутри здания; 3) обеспечить достоверность сигнала о пожаре, формируемого системой АПС, а именно: АПС эксплуатируется таким образом, при котором сигнал на управление систем оповещения и управлением инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя; 4) устранить нарушение - в местах прохождения кабельных линий системы АПС и СОУЭ через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций; 6) в системе пожарной сигнализации обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; 7) устранить нарушение - настенные речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, что расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть менее 150 мм. Пояснила, что требование п.4 уточненных исковых требований касается лишь коридора 7 этажа, а не здания гостиницы в целом. Против предоставления заявленного ответчиком срока устранения недостатков в течение 6 месяцев не возражала при условии предоставления плана-графика с указанием конкретного срока составления сметы, заказа оборудования и монтажа. Отметила, что исправление каждого пункта заявленных требований возможно ответчиком различными путями. В случае монтажа ответчиком системы радиосигнализации в соблюдении отдельных пунктов необходимости не будет, поскольку у радиосигнализации иной принцип работы.

Представитель ответчика АО «Гостиница «Томск», третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Отель Томск» (далее ООО «Отель Томск») Шипачева ЮВ, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, поддержала доводы отзыва, в котором указала, что гостиница введена в эксплуатацию в 1973 году, после ввода в эксплуатацию здание гостиницы не подвергалось капитальному ремонту, реконструкции. Паспорт безопасности гостиницы утвержден 10.11.2017, согласован после полного обследования гостиницы руководителями УФСБ России по Томской области, УМВД России по Томской области, ФГКУ 5 отряд ФПС по Томской области. Пожарная сигнализация находится в работоспособном состоянии, имеется журнал регламентных работ, все регламентные работы проведены. Полагала, что требования, изложенные в пунктах 6, 10, 17 справки МЧС № 312-3-1-11, носят рекомендательный характер, то есть подлежат исполнению хозяйствующими субъектами на добровольной основе. Монтаж системы противопожарной защиты в гостинице осуществлен в 1996 году. В соответствии с требованиями приказа МЧС № 313 от 18.06.2003 администрация гостиницы содержит систему противопожарной защиты в исправном рабочем состоянии. План-график составлен по типовой форме, все регламентные работы в нем зафиксированы. Поскольку требования п. 61 Правил противопожарного режима Российской Федерации ответчиком соблюдаются, просила в удовлетворении иска в этой части отказать. Монтаж системы охранно-пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре в помещениях гостиницы осуществлен в 1996 году, до утверждения СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009. Нарушения правил пожарной безопасности в нежилом здании, расположенном по адресу: г.Томск, пр. Кирова, д.65, указанные в справке ГУ МЧС России по Томской области от 10.04.2018 № 312-3-1-11, с учетом справки от 01.08.2018 (пункты 2, 6, 10, 17, 18, 22) будут устранены после монтажа системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок не менее 6 месяцев. Относительно требований, указанных в п.п. 6, 10 справки МЧС от 10.04.2018 №312-3-1-11 отмечала, что соблюдение положений СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009 обеспечивается на стадии проектирования и строительства зданий, проектирования и монтажа автоматических установок пожаротушения и сигнализации, данные требования на стадии эксплуатации подлежат добровольному выполнению и не могут быть вменены в обязанность общества, Поддержала заявление об отмене обеспечительных мер в отношении помещений подвального этажа здания.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ГУ МЧС России по Томской области. Участвуя ранее в судебном заседании, представитель ГУ МЧС России по Томской области Харзова НЮ полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что система противопожарной защиты в гостинице «Томск» действительно находится в рабочем состоянии, но не соответствует действующим нормам законодательства ввиду отсутствия проекта на смонтированную пожарную сигнализацию.

Обжалуемым решением суд на основании ст. 2 Конституции Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 144, ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ст. 5, 6, 56, ч.3 ст. 80, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применении, утвержденной Приказом МЧС России от 16.03.2007 № 140, п.3.21 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03», утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323, п. 1.1, 1.2, п. 38 таблицы А3 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденной Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, исковые требования удовлетворил частично, обязал АО «Гостиница «Томск» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности в нежилом здании, расположенном по адресу: г.Томск, пр.Кирова, 65, а именно: 1) обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организацию проведения проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, с оформлением соответствующих актов проверки (п. 61 ППР РФ); 2) помещения общественного назначения (номера гостиницы на 2, 3, 4 этажах) в полном объеме оборудовать дымовыми пожарными извещателями (используются тепловые) (Приложение А, пункт А.З, Табл. А.З, пункт 38); 3) обеспечить достоверность сигнала о пожаре, формируемого системой АПС, а именно: АПС эксплуатируется таким образом, при котором сигнал на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя (п. 13.1 НПБ 88-2001, п. 14.1 СП 5.13130.2009), 4) в системе пожарной сигнализации обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 № 123-ФЗ), установив разумный срок для исполнения решения суда в 6 (шесть) календарных месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. Также суд взыскал с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 руб., отменил меры по обеспечению иска в виде приостановления эксплуатации нежилых помещений, расположенных в подвальном этаже (подвале) здания по адресу: г.Томск, пр. Кирова, д. 65 (кадастровый номер объекта у70:21:0:0:7869:46-3356), номера на поэтажном плане 001-0011, п013-п016, п018-п027, п184, п028-п047.

В апелляционной жалобе представитель АО «Гостинца «Томск» Шипачева ЮВ просит отменить решение в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности в нежилом здании по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 65, а именно: 1) обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организацию проведения проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, с оформлением соответствующих актов проверки (п. 61 ППР РФ); 2) помещения общественного назначения (номера гостиницы на 2, 3, 4 этажах) в полном объеме оборудовать дымовыми пожарными извещателями (используются тепловые) (Приложение А, пункт А.З, Табл. А.З, пункт 38); 3) обеспечить достоверность сигнала о пожаре, формируемого системой АПС, а именно: АПС эксплуатируется таким образом, при котором сигнал на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя (п. 13.1 НПБ 88-2001, п. 14.1 СП 5.13130.2009), в удовлетворении исковых требований в данной части отказать. Отмечает, что в решении не указано, каким именно национальным и(или) международным стандартам не соответствуют системы и установки противопожарной защиты, используемые АО «Гостиница «Томск», и к каким требованиям, какого периода их необходимо привести. Возможность изменения национальных и (или) международных стандартов в течение отведенных для исполнения решения суда 6 месяцев может привести к злоупотреблению истцом своим правом и возникновению требований от ответчика бесконечного приведения систем и установок противопожарной защиты к вновь принимаемым требованиям и изменениям стандартов.

Указывает, что в качестве доказательств истцом представлены только справки и заключение, отражающие мнение МЧС России по Томской области. Между тем в ходе выездных судебных заседаний представители ответчика демонстрировали суду работоспособность систем и установок противопожарной защиты, приобщали копии журналов об организации проверок состояния данных систем с письменным подтверждением их проведения. Доказательства того, что данные системы являются неисправными, не соответствуют инструкциям на технические средства завода-изготовителя, а также национальным и (или) международным стандартам, в материалах дела отсутствуют.

Ссылаясь на п. 3.4 Таблицы М1 СП 5.13130.2009, отмечает, что данная норма позволяет выбрать между дымовыми и тепловыми пожарными извещателями в жилых помещениях гостиниц. Следовательно, возложение обязанности оборудовать дымовыми пожарными извещателями номера гостиницы на 2, 3, 4 этажах не соответствует закону. Кроме того, данный Свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения. Поскольку здание гостиницы не относится ни к вновь строящимся, ни к реконструируемым зданиям, действие вышеназванных Правил в силу ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ не распространяется на объект до проведения реконструкции либо капитального ремонта.

Возложение обязанности обеспечить достоверность сигнала о пожаре, формируемого системой АПС, не основано на исследованных доказательствах. Согласно п. 14.2 СП 5.13130.2009 формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3, 4 типа по [15] оборудованием противодымной защиты, общеобменной вентиляции и кондиционирования, инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта, а также формирование команд на отключение электропитания потребителей, сблокированных с системами пожарной автоматики, допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя, удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в приложении Р. В этом случае в помещении (части помещения) устанавливается не менее двух извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ". Доказательств того, что пожарные извещатели, используемые в гостинице «Томск», не удовлетворяют рекомендациям, изложенным в приложении Р данного свода Правил, либо установлены не по логической схеме "ИЛИ" истцом не представлено.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в суд представителя ГУ МЧС России по Томской области.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 3 данного Закона система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно статье 6 того же Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным законом, либо если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций, лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, и должностных лиц в пределах их компетенции.

В целях защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий согласно статье 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» создаются системы противопожарной защиты. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании пункта 10 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Пунктом 61 данных Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: 1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; 2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; 3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; 4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; 6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что здание по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 65 принадлежит на праве собственности АО «Гостиница «Томск».

Согласно договору аренды от 01.03.2015 арендодатель ОАО «Гостиница «Томск» передало во временное владение и пользование за плату нежилые помещения с первого по седьмой этажи, общей площадью 4 538,9 кв.м, ООО «Отель Томск» для предоставления гостиничных услуг на срок с 01.03.2015 по 31.12.2015 с условием о продлении договора по окончании срока аренды на неопределенный срок. В силу пп. «е» п. 2.1 Договора обеспечение пожарной безопасности является обязанностью арендодателя.

Из материалов дела также следует, что прокуратурой Кировского района г. Томска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности АО «Гостиница «Томск», ООО «Отель Томск» в здании по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 65.

Согласно акту проверки от 05.04.2018 выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Удовлетворяя в части исковые требования прокурора Кировского района г. Томска, заявленные с учетом устранения ответчиком ряда недостатков, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия нарушений норм пожарной безопасности в здании по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 65 подтверждается представленными в деле доказательствами, а АО «Гостиница «Томск» как собственник здания несет ответственность за надлежащее соблюдение требований противопожарного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия оценивает следующим образом.

Как указано выше, согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

В силу п. 1.1 Пособия к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» (РД 78.145-93) работы по монтажу технических средств сигнализации должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования (в соответствии с типовыми проектными решениями), рабочей документацией (проект производства работ, техническая документация предприятий - изготовителей, технологические карты) и настоящими Правилами.

Приложением к РД 78.145-93 предусмотрено, что при монтаже технических средств должна быть составлена, а при их сдаче - передана рабочей комиссии, в том числе, следующая производственная документация: акт обследования, акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж, акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ, акт освидетельствования скрытых работ (при монтаже электрических проводок), акт о проведении входного контроля, протокол измерения сопротивления изоляции электропроводок, акт об окончании пусконаладочных работ, ведомость смонтированных ПКП (СПУ) и извещателей.

Поскольку исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта ответчиком не была представлена, требования прокурора в части устранения нарушения положений Правил № 390 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы возложение обязанности обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организацию проведения проверок их работоспособности в соответствие с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами не носит абстрактного характера, поскольку установить исправность систем и установок противопожарной сигнализации в отсутствие проектной документации на нее невозможно.

Доводы апеллянта о том, что, удовлетворив исковые требования в данной части, суд дал истцу возможность для злоупотребления правом в случае изменений национальных и (или) международных стандартов в области пожарной безопасности, являются надуманными и не подтверждены объективными доказательствами.

Работоспособность установок противопожарной защиты, установленная в выездном судебном заседании, не подтверждает соответствие данных систем инструкциям на технические средства завода-изготовителя, национальным и (или) международным стандартам, поскольку соответствующей нормативной документации ответчиком не представлено.

Согласно п. 14.1 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения, дымоудаления или инженерным оборудованием объекта должно осуществляться за время, не превышающее разности между минимальным значением времени блокирования путей эвакуации и временем эвакуации после оповещения о пожаре. Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения должно осуществляться за время, не превышающее разности между предельным временем развития очага пожара и инерционностью установок пожаротушения, но не более чем необходимо для проведения безопасной эвакуации. Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "И".

Учитывая, что доказательств соблюдения данных правил ответчиком представлено не было, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора в части возложения на АО «Гостиница «Томск» обязанности по обеспечению достоверности сигнала о пожаре, формируемого системой АПС.

Ссылки апеллянта на п. 14.2 вышеуказанного Свода правил несостоятельны, поскольку требования примененных судом положений пункта 14.1 относятся к формированию сигналов на управление установками пожаротушения в автоматическом режиме, тогда как п. 14.2 относится к иным способам формирования сигналов.

В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018) пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.

Согласно п. А2 Приложения А «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

Помещения иного административного и общественного назначения оборудуются дымовыми пожарными извещателями независимо от площади в соответствии с Таблицей А3 Приложения А СП 5.13130.2009.

Доводы жалобы о возможности выбора типа извещателей в соответствии с Приложением М и таблицей М.1 данных Правил судебной коллегией отклоняются, поскольку оборудование помещений дымовыми пожарными извещателями предусмотрено при применении автоматической пожарной сигнализации в соответствии с Приложением А к данному Своду правил.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможности соблюдения СП 5.13130.2009 в добровольном порядке рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в иной части и иными участниками процесса решение не оспорено.

На основании изложенного решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Кировского районного суда г. Томска от 23 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Гостиница «Томск» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: