ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3617/2018 от 27.03.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Спирина И.В.

Дело № 33-3617/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 27 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Хижаева Б.Ю.

судей: Нижегородцевой И.Л., Кочетковой М.В.

при секретаре судебного заседания Ахмадьяновой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 13 декабря 2017 года

гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области» о признании договора незаключенным, возложении обязанности провести процедуру согласования проекта договора, возвратить незаконно удержанные денежные средства, взыскании компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения ФИО1, его представителя по доверенности ФИО5,

УСТАНОВИЛА:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с указанными исковыми требованиями, обосновав их тем, что в конце июля 2015г. истцам и другим собственникам квартир, расположенным по адресу: <адрес>, через почтовые ящики, были переданы платёжные документы для внесения платы за коммунальные услуги за июль 2015г., на обороте «платёжек» был размещён текст договора о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее «договор»), стороной которого являлся «Региональный оператор».

В соответствии с п.1 ст.433 ГК РФ, договор признаётся заключённым в момент получения лицом, направившем оферту, её акцепта. «Региональный оператор», как сторона договора, лишил истцов права направить ему письменный протокол разногласий к предлагаемому проекту договора, а также текст конкретных формулировок к договору.

Согласно частям 1 и 3 ст.181 ЖК РФ (в редакции, действующей на день намерений «Регионального оператора» заключить договор с собственниками жилых помещений, не выбравших самостоятельно способ формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на спец. счёт), собственники помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч.7 ст.170 ЖК РФ, обязаны заключить с «Региональным оператором» договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст.445 ГК РФ.

Проект договора, предлагаемый «Региональным оператором», должен обладать юридическими признаками данного правового документа, должен быть направлен с целью согласования собственнику помещения так, чтобы последний мог высказать в адрес стороны, направившей проект, свои замечания и разногласия с предлагаемыми формулировками, что в данном конкретном случае не было сделано, что в итоге привело к ущемлению прав и законных интересов истцов.

Текст договора, как этого требовала действовавшая до вступления в законную силу новая редакция статьи 181 ЖК РФ, регулирующая круг спорных правоотношений, не был согласован сторонами, то есть носил односторонний характер, ущемляющий права другой стороны договора - права собственников жилых помещений, соответственно, истцы считают договор не заключённым, произведенные начисления в фонд капитального ремонта, незаконными.

Обращения к ответчику результатов не принесли, в досудебном порядке данный правовой конфликт разрешить не удалось.

В связи с чем истцы обратились в суд и просили признать договор о взимании платы незаключённым в связи с отсутствием согласования проекта договора, обязать ответчика провести процедуру согласования проекта договора о взимании платы за капитальный ремонт с истцами, ответчику произвести возврат незаконно удержанных с истцов сумм перечислений в фонд капитального ремонта, взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда 50000 рублей и понесенные судебные расходы.

В порядке ст.39 ГПК РФ истцы изменили исковые требования, просили признать договор о взимании платы за капитальный ремонт незаключённым, в связи с отсутствием обязательной процедуры согласования проекта договора, обязать ответчика провести процедуру согласования проекта договора о взимании платы за капитальный ремонт с истцами, ответчику произвести возврат незаконно удержанных с истцов сумм перечислений в фонд капитального ремонта в сумме 11167,85 руб., в том числе, в пользу ФИО4 - 650 руб., в пользу ФИО2 - 10517,85 руб., взыскать с ответчика в пользу истцов 50000 рублей - моральный ущерб, в том числе в пользу ФИО1 - 12500 руб., в пользу ФИО2 - 12500 руб., в пользу ФИО3 - 12500 руб., в пользу ФИО4 - 12500 руб., взыскать с ответчика судебные расходы, в размере 11750 руб. - в пользу ФИО1, в т.ч. 10000 руб. - за оказание услуг правового характера по договору - юр от ДД.ММ.ГГГГ. и 1750 руб. - за удостоверение нотариальной доверенности; в пользу истца ФИО2 - 446,71 руб. - расходы по оплате госпошлины.

В судебное заседание истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, поддержании заявленных требований в полном объеме.

Истец ФИО1, его представитель ФИО5 (по доверенности) заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» ФИО6 (по доверенности) заявленные исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 13 декабря 2017 года постановлено: В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области» о признании договора незаключенным, возложении обязанности провести процедуру согласования проекта договора, возвратить незаконно удержанные денежные средства, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.

В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, указано на неправильное применение судом норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.167 ч.1 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ).

Судом установлено, что Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» создана распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 года №2724-р в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области, реализации пункта 3 статьи 167 ЖК РФ.

Деятельность регионального оператора направлена на организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в порядке, установленном разделом IX ЖК РФ, 3аконом Нижегородской области от 28.11.2013г. №159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области».

Одной из функций регионального оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии со ст.168 ЖК РФ: 1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. ….. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

В силу ч.3 ст.170 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме было предоставлено право выбора одного из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (индивидуальное накопление, денежные средства в данном случае принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме). Владельцем специального счета может быть управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив) или региональный оператор (ч.2, 3 ст. 175 ЖК РФ), 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (проведение капитального ремонта обеспечивает региональный оператор в соответствии с региональной программой).

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, то есть до 08.11.2014.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений в доме <адрес>.

Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> способ формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок не был выбран или реализован.

В соответствии с постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.11.2014г. №3342 «О формировании фондов капитального ремонта на счете регионального оператора» собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

В силу ч.1 ст.169, п.1 ч.2 ст.181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора обязаны ежемесячно вносить в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивать пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014г. №208, была опубликована в издании "Правовая среда", №49(1759) (приложение к газете "Нижегородские новости", №84(5417) от 08.05.2014г.)

В соответствии со ст.169 ЖК РФ «1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)»

Согласно ч.3 ст. 169 ЖК РФ ч. 6 ст. 5 3акона №159-3 обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная программа Нижегородской области по капитальному ремонту, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области и включенных в региональную программу, с февраля 2015 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не соблюдена процедура согласования проекта договора о взимании платы за капитальный ремонт основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих указанные отношения.

Судом первой инстанции при оценке указанного довода обоснованно указано, что оплата взносов на капитальный ремонт должна осуществляться собственниками помещений МКД в силу прямого указания закона, а именно положений ЖК РФ, 3акона Нижегородской области №159-3, а также постановления администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.11.2014 года №3342 «О формировании фондов капитального ремонта на счете регионального оператора».

Частью 1 статьи 181 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ) была предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.

При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Обязанности НО «ФКР» заключать договор непосредственно лично с каждым собственником помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не установлено.

Частью 4 статьи 28 3акона №159-3 (в редакции, действовавшей до от 24.12.2015 №205-З) было установлено, что региональный оператор представляет проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственникам помещений, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора или на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, путем размещения его на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Частью 3 статьи 28 3акона №159-3 (в указанной редакции) было определено, что форма договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме утверждается попечительским советом регионального оператора и согласовывается учредителем (уполномоченным органом).

Судом установлено, что проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, был размещен на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, в целях доведения информации об установленной законом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт до собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, проект указанного договора был размещен на обратной стороне платежного документа.

Как следует из пояснений представителя ответчика, НО «ФКР» исполнена установленная ранее действовавшим законодательством обязанность по представлению собственникам помещений в многоквартирных домах, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, проекта договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

Судом установлено, что ранее действовавшим законодательством было предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, однако возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не ставилось в зависимость от факта заключения такого договора, момент возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт изначально зависел только от времени опубликования региональной программы капитального ремонта

Поскольку собранием собственников помещений в многоквартирном доме не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, в доме не был выбран и не реализован ни один из возможных способов создания фонда, то в этом случае орган местного самоуправления, руководствуясь положениями части 7 статьи 170 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношений такого дома на счете регионального оператора.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в силу 30.06.2015, внесены изменения в статью 181 ЖК РФ, в соответствии с которыми исключена обязанность заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственниками и региональным оператором.

Кроме того, следует также учесть, что у истцов отсутствуют правовые основания для понуждения к заключению договора НО "ФКР", поскольку в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Обстоятельств, определенных ст.445 ГК РФ при разрешении настоящего спора не установлено.

Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал истцам в требованиях о признании договора о взимании платы за капитальный ремонт незаключённым в связи с отсутствием согласования проекта договора, обязании НО «ФКР» провести процедуру согласования проекта договора о взимании платы за капитальный ремонт с истцами, а также произвести возврат незаконно удержанных с истцов сумм перечислений в фонд капитального ремонта.

По указанным мотивам также отсутствовали правовые оснований для удовлетворения требований о возврате необоснованно полученных денежных средств.

Поскольку судом не установлено нарушений ответчиком как имущественных так и неимущественных прав истцов, судом обоснованно отказано в иске о компенсации морального вреда.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.

Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, также не допущено, поэтому оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: