ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3618/18 от 22.11.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Маргина С.В. Дело № 33-3618/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:

судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 ноября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании медали основанием для присвоения звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области
от 05 июля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании медали «За трудовую доблесть» основанием для присвоения звания «Ветеран труда» - удовлетворить.

Признать медаль «За трудовую доблесть» основанием для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда».»

Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН Курганской области)
о присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности выдать удостоверение. В обоснование требований указывала, что имеет стаж службы в Вооруженных Силах Российской Федерации более 15 лет, медаль Министерства обороны Российской Федерации 28.11.2017 «За трудовую доблесть», вместе с тем, ее обращение
к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» оставлено без удовлетворения. Выражая несогласие с данным отказом, полагала, что награда является ведомственной и основания для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» отсутствовали.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивала.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, полагала вынесенное ответчиком решение законным.

Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе далее
ГУ СЗН Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает выводы суда не соответствующими нормам действующего законодательства. Указывает, что с 01.07.2016 законодатель установил новое правовое регулирование правоотношений в сфере законодательства о ветеранах, причем в силу прямого указания ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ
«О ветеранах», федеральные органы исполнительной власти обязаны определить ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и за продолжительную работу в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) путем учреждения указанных знаков отличия и установления порядка награждения ими.
При этом учреждение ведомственных знаков отличия осуществляется только нормативными правовыми актами указанных федеральных органов исполнительной власти, поскольку затрагивает права и свободы человека и гражданина, а награждение указанными знаками влечет за собой правовые последствия для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в виде издания правового акта о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставления гражданину мер социальной поддержки из бюджета субъекта Российской Федерации. Ссылаясь на ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 31.03.2015 № 6-П, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», указывает, что нормативный акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения. Нормативные акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Полагает, оснований для удовлетворения требования иска не имелось, в связи с тем, что приказ Минобороны России
от 05.04.2014 № 220, которым была учреждена медаль «За трудовую доблесть», а также Положение о ней, не являются нормативными правовыми актами, данная медаль на день награждения ФИО1 не была учреждена в установленном порядке нормативным правовым актом.

В возражении на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права
и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов
и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 и 39).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно положениям ст. 7 указанного Федерального закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе)
и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет
в календарном исчислении.

Исходя из п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (пп. 2, 3.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области
от 27.03.2006 № 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее – Положение).

Исходя из содержания подп. 3 п. 2 указанного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия
за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет
в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин
и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.11.2017 награждена медалью Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», имеет стаж работы более 15 лет в Вооруженных Силах Российской Федерации.

19.04.2018 ФИО1 обратилась в ГК СЗН Курганской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» ссылаясь на награждение медалью «За трудовую доблесть», в удовлетворении которого истцу было отказано, по причине отсутствия права на присвоение данного звания, поскольку указанная ей медаль не является ведомственным знаком отличия.

Полагая отказ ответчика незаконным, по причине наличия соответствующей награды и продолжительности трудового стажа, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 имеет необходимый трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда» и награждена ведомственным знаком отличия в труде медалью «За трудовую доблесть».

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012
№ 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Президент Российской Федерации. Соответственно, Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно определяет порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право
на присвоение звания «Ветеран труда».

Пунктом 3 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.01.2008 № 30, ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях
о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.06.2000 № 310 была учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» и утверждено Положение о ней, согласно которому данная награда является ведомственным знаком отличия (п. 1), ею награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу; за высокие достижения
в производственной и научно-исследовательской деятельности; за заслуги
в подготовке высококвалифицированных кадров (п. 2).

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 05.06.2000 № 310 признан утратившим силу приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.04.2014 № 220, которым одновременно вновь учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» и утверждено Положение об этой медали (далее - Положение о медали).

Согласно Положению об указанной награде, с учетом изменений, внесенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.10.2016 № 692, награждение ею производится за безупречную и эффективную федеральную государственную службу; за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу. Награждение медалью производится при наличии стажа (общей продолжительности) государственной гражданской службы (работы) в Министерстве обороны Российской Федерации (Вооруженных Силах Российской Федерации) не менее 15 лет.

С учетом изложенного, медаль «За трудовую доблесть» является ведомственным знаком отличия Министерства обороны Российской Федерации, основанием награждения которым является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительная, безупречная работа.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод
о правомерности заявленных истцом требований.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции
при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены обжалуемого решения суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 05 июля
2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области – без удовлетворения.

Судья – председательствующий И.В. Литвинова

Судьи: Е.И. Безносова

И.Г. Ушакова