ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3631/2022 от 11.04.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

59RS0035-01-2021-003542-94

Судья Боброва С.Н.

Дело № 33-3631/2022

2-110/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела 11 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 ГУФСИН России по Пермскому краю», апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России и Федеральной службы исполнения наказаний Главного управления по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 января 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на ответчика Федеральное казенное учреждение СИЗО -2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в срок до 29.09.2023 года устранить нарушения бытовых условий, требований гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., заслушав объяснение представителя ответчиков, прокурора Меньтиной А.С., судебная коллегия

установила:

Соликамский городской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятора № 2 ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказаний Главного управления по Пермскому краю (далее ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой в ходе проверки, проведенной в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189. Установлено, что подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, созданы не все, предусмотренные статьей 23 ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Для приведения в соответствие указанным нормам необходимо выполнить следующие работы: оборудовать отмостки зданий штаба, режимного корпуса № 1, № 2, здание склада; произвести капитальный ремонт системы канализации зданий режимных корпусов №1, № 2,здания штаба; произвести капитальный ремонт системы вентиляции режимных корпусов № 1, № 2; произвести ремонт системы отопления.

Кроме того, вопреки положениям и требованиям статей 1, 2, 20, 34, 37, 38 ФЗ № 69«О пожарной безопасности» администрацией ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю в полном объеме не обеспечено соблюдение требований пожарной безопасности.

Прокурором неоднократно уточнялись исковые требования в части нарушений требований пожарной безопасности в связи с частичным выполнением требований ответчиком ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, заявлением от 19.01.2022 в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор просит обязать ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю в срок до 29.09.2023 года устранить следующие нарушения бытовых условий, требований гигиены, санитарии и пожарной безопасности, выявленные в ходе прокурорской проверки:

Здание штаба по адресу: ****:

1. Ширина эвакуационных выходов (дверей) в свету менее 0,8 м. в ряде помещений, расположенных в здании (с одновременным пребыванием не более 50 человек – т. е. при числе эвакуирующихся не более 50 человек), в том числе:

- на 1 этаже, ширина двери из коридора (помещение № 37 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 5 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,7 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из помещения бухгалтерии (помещение № 7 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,72 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из помещения бухгалтерии (помещение № 6 согласно паспорта БТИ-1) в помещение бухгалтерии (помещение № 7 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,73 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из помещения кассы (помещение № 8 согласно паспорта БТИ-1) в помещение бухгалтерии (помещение № 7 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,68 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1) в помещение приемной (помещение № 33 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,77 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 35 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,73 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из умывальной (помещение № 11 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,56 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 15 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,77 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 14 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 15 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,56 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 16 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 17 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 16 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,72 м.;

- на 1 этаже, ширина двери из комнаты отдыха (помещение № 22 согласно паспорта БТИ-1) в лестничную клетку (помещение № 21 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 1 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 2 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 3 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 4 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 3 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 43 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,73 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 44 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 43 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 5 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,71 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из коридора (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 6 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,71 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 6 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 7 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,66 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из коридора (помещение № 11 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,73 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из туалета (помещение № 10 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 11 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,54 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из помещения (помещение № 12 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 11 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,72 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 37 согласно паспорта БТИ-1) в фойе (помещение № 36 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 38 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 37 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,76 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 39 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 38 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из умывальной (помещение № 15 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,54 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из умывальной (помещение № 16 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,54 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из умывальной (помещение № 16 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,54 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 20 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 19 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,77 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из помещения (помещение № 18 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 19 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,56 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из коридора (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,66 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 33 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,67 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 22 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,67 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 22 согласно паспорта БТИ-1) в кабинет (помещение № 21 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,61 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 31 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 29 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,66 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 32 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 29 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,64 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из раздевалки (помещение № 25 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,66 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из столовой в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,75 м.;

- на 2 этаже, ширина двери ведущей из кухни столовой в зал столовой, фактически в свету составляет 0,63 м.;

- на 2 этаже, ширина двери из кабинета (помещение № 35 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,66 м.;

- на 3 этаже, ширина двери из учебного класса (помещение № 28 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,78 м.;

- на 3 этаже, ширина двери из швейной мастерской (помещение № 29 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,76 м.;

- на 3 этаже, ширина двери из раздевалки в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,76 м.;

- на 3 этаже, ширина двери из раздевалки (помещение № 2 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.;

- на 3 этаже, ширина двери из спортзала (помещение № 3 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,71 м.;

- ширина двери из спортзала (помещение № 3 согласно паспорта БТИ-1) в коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,71 м.;

- КДС, ширина дверей металлической решетки, разделяющей коридор, фактически в свету составляет 0,58 м.;

- КДС, ширина двери, ведущей из комнаты краткосрочных свиданий, фактически в свету составляет 0,7 м.;

- КДС, ширина двери, ведущей из комнаты развода, фактически в свету составляет 0,73 м.;

- КДС, ширина двери, ведущей из склада, фактически в свету составляет 0,74 м.;

- КДС, ширина двери, ведущей из кабинета №1, фактически в свету составляет 0,74 м.

- КДС, ширина двери, ведущей из коридора в тамбур (около входа в подвальное помещение), фактически в свету составляет 0,66 м.;

- КПП-2 пост досмотра, ширина двери, ведущей из поста досмотра, фактически в свету составляет 0,74 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из класса спец подготовки №10, фактически в свету составляет 0,62 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из кабинета начальника кинологического отдела, фактически в свету составляет 0,72 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из кабинета фельдшера, фактически в свету составляет 0,72 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из класса служебно-боевой подготовки, фактически в свету составляет 0,7 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из кабинета заместителя начальника отдела охраны, фактически в свету составляет 0,75 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из кабинета инспекторов, фактически в свету составляет 0,75 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей на прилегающую территорию (улицу), фактически в свету составляет 0,71 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из кабинета заместителя начальника СИЗО-2, фактически в свету составляет 0,76 м.;

- отдел охраны, ширина двери, ведущей из помещения раздевалки, фактически в свету составляет 0,74 м.;

- ширина двери, ведущей из комнаты приема передачи, фактически в свету составляет 0,74 м.;

- отдел охраны, ширина двери, расположенной в тамбуре у эвакуационного выхода на прилегающую территорию с левой стороны относительно входа в отдел охраны, фактически в свету составляют 0,74 м.;

- отдел охраны, ширина двери, расположенных в тамбуре у эвакуационного выхода на прилегающую территорию справой стороны относительно входа в отдел охраны, фактически в свету составляют 0,75 м.;

- на 4 этаже (караульные помещения вблизи помещения серверной, часового оператора) ширина двери, ведущей из коридора в лестничную клетку (помещение № 7 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,62 м.;

- на 4 этаже (караульные помещения) ширина двери, ведущей из помещения часового оператора в коридор, фактически в свету составляет 0,74 м.

2. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (с одновременным пребыванием более 50 человек – т. е. при числе эвакуирующихся более 50 человек), в том числе:

- на 1 этаже (КПП-2) ширина эвакуационного выхода (металлической решетчатой двери, установленной до наружной двери), фактически в свету составляет 0,76 м.;

- на 1 этаже (КПП-2) ширина эвакуационного выхода (наружной двери), ведущего с коридора (помещение № 42 согласно паспорта БТИ-1) непосредственно на прилегающую территорию (улицу) в свету составляет 0,88 м.

- на 1 этаже ширина эвакуационного выхода, ведущего с коридора (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1) в коридор КПП-2 (помещение № 42 согласно паспорта БТИ-1), фактически в свету составляет 0,74 м.

3. Ширина эвакуационного пути по коридору меньше 1,2 м., при одностороннем расположении дверей (открывания их в коридор), в том числе на следующих участках:

- на 1 этаже в коридоре (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1), при ширине коридора 1,3 м., ширина коридора уменьшается на ширину половины полотна двери кабинета (помещения № 3 согласно паспорта БТИ-1) т.е. 0,5 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета половины полотна двери составляет 0,8 м.;

- на 2 этаже в коридоре (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1), при ширине коридора 1,34 м., ширина коридора уменьшается на ширину половины полотна двери т.е. 0,4 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета половины полотна двери составляет 0,94 м.

4. Ширина эвакуационного пути по коридору меньше 1 м., при одностороннем расположении дверей (открывания их в коридор), в том числе на следующих участках:

- на 2 этаже в коридоре (помещение № 29 согласно паспорта БТИ-1), при ширине коридора 1,27 м., ширина коридора уменьшается на ширину половины полотна двери т.е. 0,44 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета половины полотна двери составляет 0,83 м.;

- на 1 этаже (отдел охраны) при ширине коридора 1,13 м., ширина коридора уменьшается на ширину половины полотна двери т.е. 0,4 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета половины полотна двери составляет 0,73 м.

5. Ширина эвакуационного пути по коридору меньше 1,2 м., при двустороннем расположении дверей (открывания их в коридор), в том числе на следующих участках:

- на 3 этаже в коридоре (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1), при ширине коридора 1,41 м., ширина коридора уменьшается на ширину полотна двери помещения (помещение № 3 согласно паспорта БТИ-1) т.е. 0,9 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета полотна двери составляет 0,51 м.;

6. В лестничных клетках, расположенных в здании допускается размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте до 2,2 м. от поверхностей проступей и площадок лестниц, в том числе:

- на уровне 1 этажа в лестничной клетке караульные помещения (помещение № 21 согласно паспорта БТИ-1), выступает из плоскости стены на 0,14 м. радиатор системы отопления, расположенный на высоте 1,08 м.;

- на уровне 2 этажа (караульные помещения) в лестничной клетке (помещение № 47 согласно паспорта БТИ-1), выступает из плоскости стены на 0,12 м. радиатор системы отопления, расположенный на высоте 0,77 м.;

7. В коридорах, ведущих к эвакуационным выходам расположенных в здании, допускается размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м., в том числе:

- в коридоре 1 этажа на КПП-2 (помещении № 42 согласно паспорта БТИ-1) выступает из плоскости стены на 0,15 м. радиатор системы отопления, расположенный на высоте 0,36 м. от уровня пола.

8. Лестничные клетки, расположенные в здании, имеют двери без приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах, в том числе:

- дверь на 1 этаже (караульные помещения) отделяющая (помещение № 22 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 21 согласно паспорта БТИ-1), не имеет уплотнения в притворах и устройства для самозакрывания;

- дверь на 2 этаже отделяющая коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 45 согласно паспорта БТИ-1), не имеет уплотнения в притворах;

- дверь на 2 этаже отделяющая коридор (помещение № 46 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 24 согласно паспорта БТИ-1), не имеет уплотнения в притворах и устройства для самозакрывания;

- дверь на 3 этаже отделяющая коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 33 согласно паспорта БТИ-1), не имеет уплотнения в притворах;

- дверь на 4 этаже (караульные помещения вблизи помещения серверной, часового оператора) отделяющая коридор от лестничной клетки (помещение № 7 согласно паспорта БТИ-1), не имеет уплотнения в притворах и устройства для самозакрывания.

9. В на дверях лестничных клеток, расположенные в здании, отсутствуют приспособления для самозакрывания, в том числе:

- отсутствуют приспособления для самозакрывания на двух створках дверей 1 этаже отделяющие коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 40 согласно паспорта БТИ-1);

- отсутствуют приспособления для самозакрывания на двух створках дверей 1 этаже отделяющие коридор (помещение № 41 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 18 согласно паспорта БТИ-1);

- отсутствуют приспособления для самозакрывания на двух створках дверей 3 этаже отделяющие коридор (помещение № 34 согласно паспорта БТИ-1) от лестничной клетки (помещение № 20 согласно паспорта БТИ-1).

Здание двухэтажного режимного корпуса № 1, по адресу: ****:

10. Высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м., в том числе:

- высота эвакуационного выхода из коридора № 29 (согласно паспорту БТИ-2) 1-го этажа на прилегающую территорию, фактически в свету составляет 1,83 м.;

- высота эвакуационного выхода с коридора № 7 (согласно паспорту БТИ-2) 2-го этажа на наружную металлическую лестницу (3-го типа) составляет 1,79 м.;

- высота решетчатой двери эвакуационного выхода с коридора № 12 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа на прилегающую территорию в свету составляет 1,7 м.;

- высота эвакуационного выхода между - помещениями № 28 и № 27 (согласно паспорту БТИ-2) второго этажа, фактически в свету составляет 1,84 м.

11. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м., в том числе:

- ширина эвакуационного выхода с коридора № 7 (согласно паспорту БТИ-2) второго этажа на наружную металлическую лестницу (3-го типа) в свету составляет 0,54 м.;

- ширина решетчатой двери эвакуационного выхода с внутренней лестничной клетки, в коридор № 37 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа в свету составляет 0,82 м.;

- ширина решетчатой двери на пути эвакуации, между помещениями № 37, 12 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа в свету составляет 0,68 м.;

- ширина решетчатой двери эвакуационного выхода с коридора № 12 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа на прилегающую территорию в свету составляет 0,38 м.;

- ширина двери эвакуационного выхода с коридора № 12 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа на прилегающую территорию в свету составляет 0,45 м.

- ширина проёма на пути эвакуации, между помещения № 37 и № 32 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа в свету составляет 0,81 м.;

- ширина проёма на пути эвакуации, между помещения № 32 и № 29 (согласно паспорту ЦТИ) первого этажа в свету составляет 0,84 м.;

ширина эвакуационного выхода из помещения № 29 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа на прилегающую территорию, фактически в свету составляет 0,74 м.

12. Ширина пути эвакуации меньше 1,2 м., при двустороннем расположении дверей (открывания их в коридор), в том числе на следующих участках:

- в коридоре № 7 (согласно паспорту БТИ-2), при ширине коридора 1,53 м., ширина коридора уменьшается на ширину полотна двери т.е. 0,8 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета полотна двери составляет 0,73 м.;

- в коридоре № 37 (согласно паспорту БТИ-2) первого этажа при ширине коридора 1,48 м., ширина коридора уменьшается на ширину полотна двери т.е. уменьшается на 0,8 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета полотна двери составляет 0,68 м.

13. В коридорах, ведущих к эвакуационным выходам расположенных на 1-м и 2-м этажах здания, допускается размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м., в том числе:

- в коридоре № 7 (согласно паспорту БТИ-2) 2-го этажа шкаф пожарного крана выступает из плоскости стены на 0,24 м. расположенный на высоте 0,88 м. от уровня пола;

- в коридоре № 37 (согласно паспорту БТИ-2) 1-го этажа шкаф пожарного крана № 2 выступает из плоскости стены на 0,3 м. расположенный на высоте 1,23 м. от уровня пола.

14. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 0,8 м. (с одновременным пребыванием не более 15 человек – т. е. при числе эвакуирующихся 50 человек), в том числе:

- ширина двери между помещениями № 32 и № 33 (согласно паспорту БТИ-2) 1-го этажа фактически в свету составляет 0,64 м.

Здание трехэтажного режимного корпуса № 2, по адресу: ****:

15. Объект с массовым пребыванием людей не обеспечен аварийным (эвакуационным) освещением с учетом п. 37 Постановления Правительства РФ от 16.09.2021 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», а также п. 7.1, п. 7.104 - п. 7.114 (и др.) СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

16. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м., в том числе:

- ширина эвакуационного выхода из помещения № 54 (согласно паспорту БТИ-3) первого этажа на прилегающую территорию, фактически в свету составляет 0,72 м.;

- ширина проёма на пути эвакуации, между помещения № 54 и № 55 (согласно паспорту БТИ-3) первого этажа в свету составляет 0,8 м.;

- ширина решетчатой металлической двери эвакуационного выхода с внутренней лестничной клетке № 4 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа отделяющей подъём по лестничной клетке на третий этаж, в свету составляет 0,68 м.;

- ширина решетчатой металлической двери эвакуационного пути № 41 (согласно паспорту БТИ-3) в свету составляет 0,67 м.;

- ширина эвакуационного выхода с коридора № 7 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа в лестничную клетку № 9 (согласно паспорту БТИ-3) в свету составляет 0,82 м.;

- ширина проёма на пути эвакуации, между помещения № 42 и № 43 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа в свету составляет 0,8 м.;

- ширина эвакуационного выхода с коридора второго этажа в торцевую лестничную клетку в свету составляет 0,73 м.;

- ширина эвакуационного выхода с коридора третьего этажа в лестничную клетку в свету составляет 0,82 м.;

- ширина проёма на пути эвакуации, между помещения № 25 и № 26 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа в свету составляет 0,8 м.;

- ширина проёма на пути эвакуации возле камер № 12 и № 15 третьего этажа в свету составляет 0,82 м.;

- ширина эвакуационного выхода с коридора в лестничную клетку № 28 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа в свету составляет 0,7 м.;

- ширина эвакуационного выхода (двухстворчатой двери) с коридора № 28 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа в лестничную клетку № 29 (согласно паспорту БТИ-3) в свету составляет 1 м.

17. Ширина пути эвакуации меньше 1,2 м., при двустороннем расположении дверей (открывания их в коридор), в том числе на следующих участках:

- в коридоре № 41 (согласно паспорту БТИ-3), при его ширине 1,36 м. на участке 9,65 м., ширина коридора уменьшается на ширину полотна двери т.е. 0,8 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета полотна двери составляет 0,56 м.;

- в коридоре № 41 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа, при его ширине 0,81 м. на участке 16,76 м., ширина коридора уменьшается на ширину полотна двери т.е. 0,8 м., фактическая ширина коридора с учетом вычета полотна двери составляет 0,1 м.

18. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации открываться не по направлению выхода из здания (при одновременном пребывании более 15 человек), в том числе:

- решетчатая металлическая дверь эвакуационного выхода, отделяющая коридор № 41 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа от лестничной клетки № 4 (согласно паспорту БТИ-3), решетчатая дверь открывается в сторону коридора;

- решетчатая металлическая дверь эвакуационного выхода, отделяющая коридор № 42 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа от лестничной клетки № 9 (согласно паспорту БТИ-3), решетчатая дверь открывается в сторону коридора;

- решетчатая металлическая дверь эвакуационного выхода, отделяющая коридор № 25 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа от лестничной клетки № 8 (согласно паспорту БТИ-3), решетчатая дверь открывается в сторону коридора;

- решетчатая металлическая дверь эвакуационного выхода, отделяющая коридор № 26 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа от лестничной клетки № 8 (согласно паспорту БТИ-3), решетчатая дверь открывается в сторону коридора;

- дверь эвакуационного выхода, отделяющая коридор третьего от лестничной клетки № 28 (согласно паспорту БТИ-3) открывается в сторону коридора.

19. На путях эвакуации, допускается размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м., в том числе:

- в коридоре № 54 (согласно паспорту БТИ-3) первого этажа выступают из плоскости стены трубы системы отопления на 0,20 м. на высоте до 0,8 м. от уровня пола;

- в коридоре № 42 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа выступает из плоскости стены шкаф пожарного крана на 0,24 м. расположенный на высоте 1,24 м. от уровня пола;

- в коридоре № 42 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа выступает из плоскости стены шкаф металлический - высокого напряжения (380 В) на 0,25 м. расположенный на высоте 1,30 м. от уровня пола;

- в коридоре второго этажа оборудование (ключеловушки) выступают из плоскости стены на 0,15 м. от уровня пола;

- в коридоре № 42 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа выступает из плоскости стены шкаф пожарного крана № 6 на 0,24 м.;

- в коридоре № 26 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа выступает из плоскости стены шкаф пожарного крана на 0,24 м. расположенный на высоте 0,67 м. от уровня пола;

- в коридоре третьего этажа шкаф пожарного крана № 7 выступает из плоскости стены на 0,23 м., расположенный на высоте 0,81 м. от уровня пола;

в коридоре третьего этажа оборудование (ключеловушки) выступают из плоскости стены на 0,20 м. от уровня пола.

20. Дверь, отделяющая лестничную клетку от поэтажного коридора, не имеет приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, в том числе:

- дверь, отделяющая лестничную клетку № 4 (согласно паспорту БТИ-3) от поэтажного коридора второго этажа № 41 (согласно паспорту БТИ-3) не имеет приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах;

- дверь, отделяющая торцевую лестничную клетку от поэтажного коридора второго этажа, не имеет приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах;

- дверь, отделяющая лестничную клетку № 8 (согласно паспорту БТИ-3) от поэтажного коридора № 26 (согласно паспорту БТИ-3) второго этажа не имеет приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах;

- дверь, отделяющая лестничную клетку № 29 (согласно паспорту БТИ-3) от поэтажного коридора № 28 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа не имеет приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.

21. В коридоре № 26 (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа пожарный кран (его патрубок) расположен на высоте 1,10 м. от уровня пола, вместо требуемого 1,35 м. от уровня пола.

22. В коридоре (согласно паспорту БТИ-3) третьего этажа пожарный кран № 7 (его патрубок) расположен на высоте 1,16 м. от уровня пола, вместо требуемого 1,35 м. от уровня пола.

В судебном заседании прокурор на уточненном исковом заявлении настаивал.

В судебном заседании представитель ответчиков ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России с иском не согласилась по доводам письменных возражений.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-2 по Пермскому краю, суд не принял во внимание, что с учетом характера возложенных обязанностей, объема работ, необходимо установить для ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю срок для исполнения решения по обеспечению финансирования, поскольку для ФКУ СИЗО-2 по Пермскому краю суд установил срок до 29.03.2023, но при доведении финансирования не в разумный срок ФКУ СИЗО-2 по Пермскому краю устранить нарушения до 29.03.2023 не представляется возможным.

Просит отменить решение в части возложения обязанности на ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю при поступлении необходимого финансового обеспечения расходов, на приведение бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России ссылаясь на ст. 10 Конституции РФ, п/п6 п7 Положения о ФСИН полагает, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает принцип разделения властей, просит решение в части возложения обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России обеспечить финансирование, отменить.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснение представителей сторон, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч. 1 ст.327. 1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Пункт 1 указанных Правил содержит требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены переходные положения. В ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» содержатся нормативные правовые требования к пожарной безопасности и требования к декоративно-отделочным материалам покрытий полов на путях эвакуации.

Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 №18-7 «Пожарная безопасность зданий и сооружений СНиП 21-01-97*» устанавливается требования к степени огнестойкости здания и противопожарных преград.

Предметом и целями деятельности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю (Учреждение) являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся на его территории; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проверкой, проведенной в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, Соликамской городской прокуратурой выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189.

Установлено, что подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, созданы не все, предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Перечень нарушений, указанный истцом в уточненном исковом заявлении, представителем ответчиков не оспаривается, кроме того, из пояснений представителя следует, что по мере поступления бюджетного финансирования нарушения подлежат устранению.

Установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю не исполняются обязанности по надлежащему содержанию находящегося во владении и пользовании имущества, а именно не соблюдается требования и нормы пожарной безопасности, требования гигиены и санитарии и пожарной безопасности, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России - по организации необходимого обеспечения финансирования ФКУ СИЗО-2 для проведения вышеуказанных работ, поэтому возложил на ответчиков обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, санитарных норм и обеспечить финансирование, установив разумный срок исполнения решения суда до 29.09.2023.

Ссылка в жалобе ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю на то, что судом не установлен срок для ФСИН России и ГУФСИН России для обеспечения финансирования с целью выполнения работ, подлежит отклонению, поскольку таких требований прокурором не заявлено.

Судом в силу ст. 204 ГПК РФ может быть установлен срок исполнения судебного решения, однако, это не является обязанностью суда, оснований для этого в данном случае не было. Вместе с тем, в соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю сводятся к неправомерному возложению судом обязанности по обеспечению финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

Статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.

ФСИН России согласно п/п.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Согласно ст.5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.

ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с п/п.2 п.15 Приложения 60 Положения о Главном управлении ФСИН по Пермскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 №518, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; принимает меры по укрепления и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений; осуществляет контроль использования закрепленного за подведомственными учреждениями имущества.

В соответствии с п.6 Положения ГУФСИН России по Пермскому краю для подведомственных учреждений является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Одной из основных функций ГУФСИН России по Пермскому краю является организация финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждения, исполняющих наказание, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений. Соответственно финансовое и материально-бытовое обеспечение учреждений, исполняющих уголовные наказания на территории Пермского края, в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников, содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы уголовно-исполнительной системы возлагается на ГУФСИН России по Пермскому краю.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных и исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 1 ст. 161, пункт 10 ст. 242.3, пункт 9 ст. 242.4, пункт 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск и к основному должнику – казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств – главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося ведении казённого учреждения за счет средств соответствующего бюджета.

В силу приведенных положений и разъяснения закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, в том числе по обеспечению зданий уголовно-исполнительной системы обязательным требованиям в области пожарной безопасности, является ФСИН России, следовательно, при недостаточности у ФКУ СИЗО 2 ГУФСИН России по Пермскому краю средств, субсидиарную ответственность несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган – ГУФСИН России по Пермскому краю.

Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 ГУФСИН России по Пермскому краю», Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службы исполнения наказаний Главного Управления по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: