47RS0003-01-2018-000926-93
Дело № 33-3632/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 09 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Свирской О.Д.
судей Алексеевой Е.Д., Герман М.В.
при секретаре Федотовой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года по делу № 2-1174/2018, которым частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения Администрации Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить бюджетные средства, а также оказано в удовлетворении исковых требований третьему лицу К.Л. к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения Администрации Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить бюджетное средства.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., выслушав объяснения представителя ответчика Правительства Ленинградской области ФИО2, представителя третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца ФИО1 – адвоката Акишина И.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
28 мая 2018 года ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской, в котором просил:
- признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- признать незаконным решение Администрации Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств, оформленное Выпиской из Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1;
- обязать Администрацию Ленинградской области предоставить ему бюджетные средства, предусмотренные подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В обоснование исковых требований истец указал, что с 1993 года он является инвалидом ... группы бессрочно. На основании Постановления мэра города Волхова от ДД.ММ.ГГГГ№-р состоит на учете по улучшению жилищных условий составом семьи 5 человек, основание: «В виде исключения». Согласно Выписке из Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995а № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1 ему отказано в предоставлении бюджетных средств по основаниям принятия его на учет в нарушение пункта 15.1 Правил от ДД.ММ.ГГГГ№. Считает вышеприведенное решение органа исполнительной власти незаконным, указывая, что являюсь нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете по улучшению жилищных условий, поэтому имеет право на получение бюджетных средств в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Протокольным определением суда от 12 сентября 2018 года произведена замена ответчика Администрации Ленинградской на Правительство Ленинградской области, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена супруга истца ФИО1 Л. которая заявившая самостоятельные требования к ответчикам Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, в которых, ссылаясь на те же обстоятельства что и истец ФИО1, просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать незаконным решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в выдаче бюджетных средств; обязать Правительстве Ленинградской области предоставить ей бюджетные средства, предусмотренные подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования не признал, указывая на то, что согласно распоряжению Мэра города Волхова Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р основанием постановки истца ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является: «в порядке исключения». На дату приема истца на учет «в порядке исключения» действовали «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условия, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области», утвержденные решением Исполнительного комитата Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного Совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 15.1 «Правил» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м и менее на каждого проживающего. В качестве основания постановки на учет такое основание как «в порядке исключения» указанными Правилами не предусмотрено. На момент постановки на учет ФИО1 в составе семьи из 5 (пяти) человек занимал жилое помещение площадью ... кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи приходилось жилой площади по ... кв.м, то есть более учетной нормы, установленной пунктом 15.1 Правил. Поэтому ФИО1 и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу закона не являлись и были поставлены на учет с нарушением действующего законодательства. В связи с этими рабочей группой при Правительстве Ленинградской области после проверки документов учетного дела ФИО1 было принято законное и обоснованное решение об отказе ему в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилого помещения.
Представитель третьего Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области исковые требования полагал необоснованными по тем же основаниям, что и представитель ответчика Правительства Ленинградской области.
Представитель ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области указал, что Администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не наделена полномочиями по предоставлению инвалидам и ветеранам единовременной выплаты на приобретение жилья. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, относится к государственным полномочиям, которые в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона № 181 переданы субъекту Российской Федерации, в данном случае Правительству Ленинградской области.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Правительства Ленинградской области, оформленный протоколом заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на получение ФИО1 бюджетных средств в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1.
Суд обязал Правительство Ленинградской области в установленном законом порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек (он, жена, две дочери и внук) бюджетные средства в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении требований к Администрации Волховского муниципального района отказано.
В удовлетворении требований третьему лицу ФИО4 отказано.
Полагая постановленное по делу решение суда незаконным и необоснованным в части удовлетворения исковых требований, представитель ответчика Правительства Ленинградской области в апелляционной жалобе просит решение суда в указанной части отменить. В обоснование доводов жалобы ответчик выражает несогласие с выводом суда о том, что поскольку распоряжение Мэра города Волхова от ДД.ММ.ГГГГ№-р не отменно, то факт постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготной категории «инвалид 1-2 группы» является основанием для предоставления ему и членам его семьи бюджетных средств на предоставление жилья. При разрешении дела судом не принято во внимание, что в соответствии с Положением о рабочей группы при Правительстве Ленинградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пг, рабочая группа вправе осуществлять проверку документов учетных дел с целью недопущения неправомерного предоставления федеральных бюджетных средств. Признание гражданин нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановка их на учет автоматически не создает обязанность государства по предоставлению таким гражданами средств федерального бюджета. Кроме того, принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, суд вышел за пределы заявленных требований. В материалах учетного дела, которое было представлено суду, находится заявление о предоставлении ЕДВ, подписанное только ФИО1 и его супругой ФИО4 (2 человека). Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области было отказано в предоставлении бюджетных средств ФИО1 на состав семьи из 2 (двух) человек (ФИО1, ФИО4). Дочери истца и внучка заявление на предоставление ЕДВ не подписывали. Указанные лица не привлечены к участию в деле. Выйдя за пределы заявленных требований, суд подменил собой административные правомочия Правительства Ленинградской области, приняв решение о предоставлении указанным граждан бюджетных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, указывая, что распоряжение Мэра города Волхова от ДД.ММ.ГГГГ№-р в установленном законом порядке не отменено. При разрешении дела суд не вышел за пределы заявленных требований, так как ФИО1 принят на учет по улучшению жилищных условий в составе семьи из 5 (пяти) человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 июня 2019 года решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года отменено с принятием по делу нового решения. ФИО1, ФИО4 в удовлетворении исковых требований к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных денежных средств, обязании предоставить бюджетные денежные средства отказано.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2020 года, рассмотревшим кассационную жалобу ответчика Правительства Ленинградской области, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 июня 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В кассационном определении указано, что апелляционное определение не содержит суждений о том, что распоряжение о принятии ФИО1 на учет нуждающихся до настоящего времени не отменено, в установленном законом порядке недействительным не признано. Кроме того, не дано оценки тому обстоятельству, являлся ли истец на момент отказа ему в предоставлении бюджетных средств, в соответствии с требованиями статьи 51 Жилищного кодекса РФ, а также статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставший на учет до ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2020 года решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года изменено в части лиц, на которых подлежат предоставлению бюджетные средства исходя из того, что ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО4 умерла.
Абзац 3 резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: Обязать Правительство Ленинградской области в установленном законом порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из четырех человек (он, две дочери и внук) бюджетные средства в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Ленинградской области – без удовлетворения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей. Судом кассационной инстанции указано, что при разрешении дела судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что при подаче заявления о предоставлении субсидии ФИО1 изъявил желание быть обеспеченным за счет средств федерального бюджета составом семьи два человека: он и его супруга. Иные члены семьи (две дочери и внучка) волеизъявление на участие в данной программе не высказывали. Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области отказано в предоставлении бюджетных средств ФИО1 на состав семьи из двух человек: он и его супруга ФИО4 Жилое помещение, в котором проживает ФИО1, принадлежит на праве собственности его дочери С.С.М. и внучке Б.Т.А., которые с заявлением на предоставление ЕДВ не обращались, обязательство о безвозмездном отчуждении принадлежащего им жилого помещения в государственную или муниципальную собственность не принимали.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что распоряжением мэра города Волхова Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО1 в составе семьи из 5 человек (он, жена, дочь, дочь, внучка) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец ФИО1 с 1993 года является инвалидом I группы по зрению бессрочно.
В качестве основания постановки на учет в распоряжении указано: «в порядке исключения».
На дату постановки на учет ФИО1 был зарегистрирован в двухкомнатной квартире, общей площадью 44,5 кв.м, жилой площадью 29,8 кв.м, по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении ФИО1 проживает с 1969 года по настоящее время.
По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ квартира передана в общую долевую собственность дочери истца С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и внучке Б.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области о включении его и члена его семьи супруги ФИО4 в список граждан – получателей мер социальной поддержки по жилищному обеспечению в 2018 году в виде единовременной денежной выплаты.
Заявление подписано истцом ФИО1 и его супругой ФИО4
В соответствии с действующим законодательством Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области сформирован пакет документов, который направлен в Правительство Ленинградской области для принятия решения о выделении ФИО1 бюджетных денежных средств.
Из Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО1 отказано в предоставлении бюджетных средств в связи с тем, что он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение пункта 15.1 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области», утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, а именно о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении на Правительство Ленинградской области обязанности предоставить истцу ФИО1 на состав семьи из пяти человек бюджетные средства на приобретение жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготной категории «...» до ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о принятии его на учет нуждающихся до настоящего времени не отменено, потому ФИО1 и члены его семьи в соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ» имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ принят Областной закон Ленинградской области от 07.12.2005 N 110-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ года», статьей 2 которого установлены формы обеспечения жильем отдельных категорий граждан – предоставление жилых помещений по договорам социального найма либо (по желанию граждан) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 07.12.2005 N 110-оз предусмотрено, что право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим областным законом имеют являющиеся инвалидами граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ на территории Ленинградской области.
Частью 7 статьи 5 названного Областного закона установлено, что порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения утверждается Правительством Ленинградской области.
Согласно пункту 4 «Порядка предоставления гражданам безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия с использованием субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета или областного бюджета, представляют необходимые для получения такой субсидии документы в администрацию муниципального района (городского округа).
Согласно пункту 3 «Порядка» предоставление мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предоставляемых на исполнение отдельных расходных обязательств Ленинградской области и передаваемых в областной бюджет Ленинградской области (далее - субвенции), и средств областного бюджета Ленинградской области на соответствующий год по соответствующим спискам граждан.
В соответствии с пунктом 4 «Порядка» главным распорядителем средств субвенций является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Постановлением Губернатора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пг образована рабочая группа при Правительстве Ленинградской области по организации работы по реализации в Ленинградской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Основными функциями рабочей группы являются подготовка рекомендаций Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области по реализации подпрограммы, проверка документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов.
Поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является переданным полномочием, осуществляется за счет средств федерального бюджета, к полномочиям рабочей группы отнесена проверка учетных дел на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в том числе в части законности оснований постановки граждан на учет нуждающихся.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 вместе с членами семьи был поставлен на учет нуждающихся распоряжением мэра г. Волхова от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
На указанную дату действовали «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области», утвержденные решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с пунктом 15.1 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, постоянно проживающие и имеющие постоянную прописку в данном населенном пункте, городе, районе Ленинградской области, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.
Поскольку из материалов учетного дела следует, что на дату приема на учет ФИО1 в составе семьи из пяти человек проживал в жилом помещении общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м, то на каждого члена семьи приходилось ... кв.м жилой площади, что более учетной нормы, установленной пунктом 15.1 Правил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ истец в составе семьи из пяти человек был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с нарушением норм действовавшего законодательства.
Доводы истца ФИО1, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, что пункт 16 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предусматривал возможность постановки на такой учет в порядке исключения, не могут быть приняты судебной коллегией, исходя из следующего.
Согласно пункту 16 «Правил» в порядке исключения с разрешения исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут приниматься рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, совхозах, проживающие в другом, близлежащем населенном пункте Ленинградской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Исходя из того, что истец ФИО1 в 2000 году был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не по месту работы (на предприятии, учреждении, организации), а по месту жительства органом местного самоуправления, при этом в материалах учетного дела отсутствует разрешение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов на постановку истца на такой учет в виде исключения, то решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в составе семьи из 2-х человек (он и супруга К.Л.) в предоставлении бюджетных средств ввиду принятия его на учет в нарушение «Правил» следует признать правильным.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части первой статьи 330 ГПК РФ, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло нарушение норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, что разрешая спор и принимая решение о предоставлении ФИО1 бюджетных денежных средств на состав семьи из 5 (пяти) человек, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку ФИО1 было заявлено требование о предоставлении только ему и его супруге бюджетных денежных средств, то есть на состав семьи из 2 (двух) человек.
Участие в Программе, реализующей меры социальной поддержки в рамках Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, является добровольным и носит заявительный характер.
С заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на жилищное обеспечение в 2018 году обратились только ФИО1 и его супруга К.Л.
Остальные проживающие с истцом в квартире лица: дочь С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь Б.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка Б.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с таким заявлением не обращались, тогда как в соответствии с пунктом 5 «Порядка предоставления гражданам единовременной денежной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, подобное заявление должно быть подписано как самим гражданином, обращающимся за ЕДВ, так и членами его семьи.
В отношении указанных лиц (С.С.М., Б.Н.А., Б.Т.А.) рабочей группой при Правительстве Ленинградской области никакого решения не принималось в виду отсутствия от них соответствующего заявления.
Оспариваемым решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области разрешено только заявление истца ФИО1 и его супруги К.Л.
Кроме того, принимая решение об обязании Правительство Ленинградской области обеспечить истца ФИО1 субсидией на приобретение жилого помещения на семью из пяти человек, суд не учел, что в соответствии с пунктом 24.1 «Порядка предоставления гражданам безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, гражданином и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем гражданину и(или) членам его семьи на праве собственности, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Между тем, дочь истца С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и внучка Б.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющиеся собственниками квартиры, в которой проживает истец, с заявлением на предоставление ЕДВ не обращались и обязательство о безвозмездном отчуждении принадлежащего им жилого помещения в государственную или муниципальную собственность не принимали.
Исходя из того, что при обращении в суд с настоящим иском истцом ФИО1 было заявлено требование о предоставлении субсидии на приобретение жилья на семью из двух человек (он и супруга), у судебной коллегии отсутствуют основания для перехода к рассмотрению дела по правилам в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле иных лиц, проживающих с истцом в одном жилом помещении.
Решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит правильным, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, истец принят на такой учет Распоряжением Мэра города Волхова Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р, легитимность которого, как следует из объяснений представителя Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом реализация органом местного самоуправления указанных полномочий автоматически не порождает обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять категориям граждан, установленным федеральным законом, средства федерального бюджета в рамках реализации мер социальной поддержки.
Поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, которое в апелляционном порядке не обжалуется, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года по делу № 2-1174/2018 отменить в части удовлетворения исковых требований.
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных денежных средств на приобретение жилого помещения, обязании предоставить бюджетные денежные средства на приобретение жилого помещения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Лахно Д.Г.