ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-36336/20 от 19.01.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – <ФИО>1 Дело <№...>

<№...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2021 года <Адрес...>

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего <ФИО>9

судей <ФИО>8, <ФИО>2

по докладу судьи <ФИО>8

при помощнике судьи <ФИО>3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> по исковому заявлению <ФИО>4, <ФИО>5, действующей в своих интересах и в интересах малолетних <ФИО>6, <ФИО>7 к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, доводах жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику и просят признать в порядке приватизации право общей долевой собственности <ФИО>4, <ФИО>11 в размере по 1/4 доле за каждым на помещение, наименование: жилое помещение, назначение: жилое помещение, вид жилого помещения: квартира, площадь: общая 52,8 кв.м., этаж 5, кадастровый (условный) <№...>, расположенное по адресу: Краснодарский край, район Гулькевичский, <Адрес...><Адрес...><Адрес...>; погасить в Едином государственном реестре прав запись <№...> от <Дата ...>; указать в решении суда, что оно является основанием для внесения изменений в ЕГРН.

Требования мотивированы тем, что <ФИО>4 проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю, где был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека. Распоряжением <№...>-р от <Дата ...> МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республики Адыгея закреплено на праве оперативного управления имущество казны Российской Федерации за ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю - квартира по адресу: Краснодарский край, район Гулькевичский, <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>. Актом приема-передачи федерального имущества от <Дата ...> указанная квартира передана на праве оперативного управления ответчику. <Дата ...> между <ФИО>4 и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю заключен договор социального найма жилого помещения <№...>, по которому истцу была передана указанная квартира. Согласно п. 3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: <ФИО>5 - жена; <ФИО>6 - сын; <ФИО>7 - дочь.

<Дата ...><ФИО>4 обратился в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республики Адыгея с заявлением, в котором просил передать в собственность в порядке приватизации квартиру. Ему разъяснено право на обращение с этим заявлением в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю, так как только оно имеет право на принятие этого решения.

Обжалуемым решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что при рассмотрении и разрешении дела по заявленным истцами требованиям судом не было дано надлежащей оценки представленным сторонами доказательствам. Учитывая фактические обстоятельства дела, которые были установлены в ходе судебного разбирательства, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, так как ответчик не уполномочен передавать в собственность имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Спорная квартира подлежит передаче в муниципальную собственность.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причину неявки суду не сообщили, от ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, в соответствии со ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие, признав причины их неявки неуважительными.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <Дата ...> между Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония <№...>» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю), и <ФИО>4 был заключен договор социального найма жилого помещения <№...>, согласно которому передается <ФИО>4 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение: двухкомнатную квартиру <№...> общей площадью 52,8 кв.м., расположенную по адресу: Краснодарский край, район Гулькевичский, <Адрес...>, <Адрес...>-<Адрес...> закрепленную на праве оперативного управления за <ФИО>4 для проживания в ней.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата ...> спорное жилое помещение находится в оперативном управлении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония <№...>» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю на основании Акта приема-передачи федерального имущества от <Дата ...>; Распоряжения «О закреплении на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония <№...>» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» <№...>-р от <Дата ...>; правообладатель – Российская Федерация.

Истцы ранее не участвовали и не реализовали право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, собственниками объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не являются, что подтверждается справками отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по <Адрес...> от <Дата ...>.

<Дата ...><ФИО>4 обратился в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и <Адрес...> с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры, занимаемой по договору социального найма.

Сообщением <№...> МТУ Росимущества в Краснодарском крае и <Адрес...> истцу разъяснено, что согласно сведениям, содержащимся в Реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется на основании Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от <Дата ...><№...> «О совершенствовании учета федерального имущества», спорный объект недвижимого имущества имеет реестровый номер № <№...>, правообладателем которого является Учреждение. Вопросы приобретения гражданами жилых помещений в порядке приватизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации регулируются Законом российской Федерации от <Дата ...><№...> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Статьей 6 Закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В связи с этим для принятия решения по существу указанного в обращении вопроса необходимо на основании ст. 6 Закона обратиться в адрес Учреждения, а Учреждению надлежит рассмотреть соответствующее заявление в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

<Дата ...> истцы обратились в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о передаче в долевую собственность занимаемого ими на основании договора социального найма жилого помещения.

Сообщением от <Дата ...><№...> ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю указал истцам, что основания для заключения договора приватизации между ними и учреждением отсутствуют. Отказ мотивирован тем, что в соответствии со ст. 6 Закона РФ от <Дата ...><№...> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статья 2 Закона РФ от <Дата ...> "О приватизации жилищного фонда РФ" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного Закона право на приобретение собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданами равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата ...><№...> "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Пункт 8 Постановления предусматривает, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Истцы вселены в помещение на законных основаниях, право на приватизацию ранее не использовали. Другого жилья истцы не имеют, ранее в приватизации жилья участия не принимали.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что у истцов возникло право на жилое помещение по договору социального найма.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 19, 55 Конституции РФ, ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», правовой позицией изложенной в п. 5 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от <Дата ...> «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что спорная квартира к служебному жилью не относится, аварийной не признана, к общежитиям не отнесена, не находится в домах закрытых военных городков, предусмотренные законом основания для запрета приватизации отсутствуют, истцы занимают спорное жилое помещение на законных основаниях, имеют право на передачу занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в связи с чем удовлетворил исковые требования.

С учетом изложенного, и принимая во внимание то, что истцы на протяжении длительного времени проживают в спорном жилом помещении, в которое были вселены в установленном законом порядке, несут бремя его содержания, ответчиком не оспорен факт законности вселения истцов в спорное жилое помещение, вывод суда первой инстанции о наличии у истцов права на приватизацию спорной квартиры судебная коллегия находит правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы об обязании передать спорную квартиру в муниципальную собственность не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию, изложенную ранее.

Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Приведенные нормы законов предусматривают возможность передачи жилого помещения в собственность граждан государственными учреждениями, в оперативном управлении которых находится данное помещение.

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к противоречию решения конституционным принципам справедливости и равенства всех перед законом, однако суд принимает во внимание, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение решения при рассмотрение настоящего дела не допущено. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы, указанные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание за их необоснованностью.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий <ФИО>9

Судьи <ФИО>8

<ФИО>2