Судья Дерябина Ю.А. Дело № 33–3633/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей: Голубь Е.С., Аврамовой Н.В.,
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 9 декабря 2014 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Кургана, Департаменту социальной политики Администрации города Кургана о возложении обязанности, взыскании денежной компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 сентября 2014 года, которым постановлено:
«Иск ФИО1 к Администрации города Кургана, Департаменту социальной политики Администрации города Кургана о возложении обязанности, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию города Кургана обязанность по предоставлению К.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, место в дошкольном образовательном учреждении города Кургана по месту её жительства с учетом очередности и закрепленной территории в микрорайоне «Заозерный» города Кургана.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В., изложившей существо дела, пояснения представителя Администрации города Кургана ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Департамента социальной политики Администрации города Кургана ФИО3, МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 116» ФИО4, полагавших доводы жалобы обоснованными, пояснения ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Кургана, Департаменту социальной политики Администрации города Кургана о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела основания исковых требований дополнила, указав, что является матерью троих детей, <...> родилась её младшая дочь К.О.А. 21.03.2013 истец обратилась в Департамент социальной политики Администрации города Кургана с заявлением о предоставлении К.О.А. места в муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного возраста. К заявлению приложила копию удостоверения многодетной матери. Согласно постановлению Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ № 1741 «О закреплении территорий за муниципальными дошкольными учреждениями города Кургана», дом <адрес>, где проживает истец, расположен на территории, закрепленной за детским садом № 116. При подаче заявления о предоставлении места в детском саду ответчиком ей было предложено указать второй детский сад на выбор, которым она указала детский сад № 130, наиболее приближенный территориально к месту жительства истца. В июне 2014 г. в Департаменте социальной политики Администрации города Кургана ей устно сообщили о том, что в 2014 г. путевка в детский сад её ребенку не будет предоставлена, а в марте 2015 г. необходимо будет подтвердить наличие льгот. В июле 2014 г. на письменное обращение истца о предоставлении путевки ей сообщили, что в 2014 г. детский сад № производит набор детей только 2009-2012 годов рождения, и дети ДД.ММ.ГГГГ года рождения местами обеспечены не будут. Данный ответ истец расценивает как отказ в предоставлении её дочери места в детском дошкольном образовательном учреждении по месту жительства. По состоянию на 19.07.2014 её дочь не была внесена в списки комплектования детского сада № 116. Место в детском саду № 130 дочери истца также не предоставлено.
Истец считает, что по вине органов местного самоуправления было нарушено право её дочери на гарантированное государством общедоступное бесплатное дошкольное образование. Невозможность устроить ребенка в детский сад лишает истца возможности выйти на работу и получать доход. В связи с неправомерными действиями ответчиков она находится в стрессовой ситуации, переживает за будущее своей семьи, опасается негативных последствий в связи с отсутствием возможности получения её дочерью дошкольного образования. Компенсацию причиненного ей морального вреда оценивает в 50000 руб.
Ссылаясь на нормы действующего национального и международного права, просила признать бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непредоставлении К.О.А. места в детском дошкольном учреждении города Кургана, незаконным, обязать Администрацию города Кургана обеспечить доступ К.О.А. к дошкольному образованию путем предоставления (при необходимости создания) места для К.О.А. в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении города Кургана, расположенном в <адрес> в сентябре 2014 г. в группе полного дня; обязать Департамент социальной политики Администрации города Кургана внести малолетнюю К.О.А. в список комплектования МДОУ города Кургана, расположенного в <адрес> в группу полного дня в сентябре 2014 г. Также просила взыскать в её пользу с Администрации города Кургана компенсацию морального вреда <...> руб. и решить вопрос о компенсации понесенных ею расходов по оплате государственной пошлины при обращении с иском в суд.
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала. Поясняла, что ей необходимо место для дочери в детском саду в группе полного дня. С предложением ответчиков посещать с ребенком только занятия в детском саду не согласна, поскольку намерена выйти на работу. Ей было предложено место для ребенка в детском саду в <адрес>, от которого она отказалась при причине значительной территориальной удаленности данного учреждения от места её жительства. Выразила согласие на предоставление места её ребенку в любом детском саду <адрес>.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности ФИО2 исковые требования не признала. Полагала, что истец в соответствии с действующим законодательством не обладает внеочередным правом на предоставление места в детском дошкольном образовательном учреждении, в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права детей, состоящих в очереди впереди дочери истца.
Представитель ответчика Департамента социальной политики Администрации города Кургана по доверенности ФИО3 исковые требования также не признала. Пояснила, что в настоящее время закон не предусматривает первоочередное предоставление мест в детских садах детям многодетных матерей, несмотря на то, что малолетняя К.О.А. была внесена в списки на получение места в детском саду с первоочередным правом как ребенок из многодетной семьи. С учетом первоочередного права на предоставление места в детском саду по состоянию на 25.09.2014 К.О.А. состоит в очереди под № 3, без учета права на первоочередность предоставления – под № 20. В детском саду в <адрес> имеются свободные места в ясельной группе, и истец может воспользоваться возможностью посещения её ребенком указанного дошкольного учреждения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 130», МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 116» в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого и об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме в апелляционной жалобе просит Администрация города Кургана.
В обоснование жалобы Администрация города Кургана указывает, что К.О.А. 21.03.2013 включена в очередь на получение путевки в детские сады города Кургана. С учетом существовавшего в момент постановки на учет права ребёнка на первоочередное предоставление места в детском саду по состоянию на 25.09.2014 она состояла в очереди под № 3, а без учета данного права под № 23. Всего в очереди 75 детей. При исполнении оспариваемого судебного решения, будут нарушены права 22 детей, состоящих в очереди перед К.О.А.
Указывает, что получение общедоступного бесплатного дошкольного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, установленными Федеральным законом от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно основной образовательной программе в каждом муниципальном дошкольном образовательном учреждении проводятся обучающие занятия с детьми в рамках программы дошкольного образования. Время проведения занятий в раннем возрасте от 1 года до 3 лет составляет 10 минут. Такие занятия проводят все муниципальные дошкольные образовательные учреждения в случае обращения граждан с детьми дошкольного возраста. Кроме услуги по дошкольному образованию дошкольные учреждения осуществляют присмотр и уход за детьми. Детский сад № 116 может оказать услугу истцу по получению её дочерью дошкольного образования в соответствии с нормативными требованиями к организации образовательной деятельности путем посещения ребенком занятий согласно расписанию. Оказание услуги по уходу и присмотру за ребенком возможно только в случае предоставления места в детском саду согласно закрепленной территории и с учетом даты постановки на учет. Количество групп в детских садах и их наполняемость определяются в соответствии с действующим законодательством с учетом санитарных норм, условий образовательного процесса и предельной наполняемости. На территории Российской Федерации действуют СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Согласно п. 1.9 данных правил, количество детей в группе детского сада определяется, исходя из расчета площади групповой игровой комнаты. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. Прием в дошкольные учреждения детей свыше установленных предельных норм влечет нарушение прав детей, посещающих дошкольные учреждения, а также нарушение условий лицензирования учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 212-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» было постановлено установить для многодетных семей прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь. Аналогичное право до сентября 2013 г. было предоставлено Законом Курганской области от 06.06.2007 № 352 «О государственной семейной политике, социальной поддержке и защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области». В действующей редакции данного закона такое право многодетным семьям не предоставлено. Кроме того, законом предусмотрена возможность отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.
Полагает, что изложенная в решении суда формулировка о возложении обязанности предоставить малолетней К.О.А. место в детском саду с учетом очередности и закрепленной территории является недостаточно понятной в части установления очередности: исходя из количества судебных решений, принятых по аналогичным спорам, или исходя из времени постановки ребенка на учет.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Кургана ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, представители Департамента социальной политики Администрации города Кургана ФИО3, МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 116» ФИО4 доводы жалобы полагали обоснованными. Дополнительно представители Департамента социальной политики Администрации города Кургана и МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 116» пояснили, что в МБДОУ города Кургана, расположенных в <адрес>, не производится набор групп детей, не достигших возраста 2 лет. Также представитель Департамента социальной политики Администрации города Кургана пояснила, что за ребенком истца признается право на обеспечение места в МБДОУ города Кургана по территории места жительства истца, но в порядке общей очередности ввиду исключения из Закона Курганской области от 06.06.2007 № 352 «О государственной семейной политике, социальной поддержке и защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» права на первоочередное предоставление места в МБДОУ города Кургана ребенку из многодетной семьи.
ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения жалобы возражала.
Представитель МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 130» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещалась надлежащим образом, в представленном судебной коллегии письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 130».
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для её удовлетворения и для отмены или изменения решения суда.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на образование и гарантирована общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Корреспондирующие положения закреплены в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, установлено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 указанного закона организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Статьей 67 данного закона предусмотрена возможность получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. При этом какая-либо очередность реализации данного права гражданами действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений статей 9, 15 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета.
Из совокупности приведенных норм права следует, что орган местного самоуправления обязан предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
На территории города Кургана полномочия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесены к компетенции Администрации города Кургана (Устав муниципального образования города Кургана, утвержденный решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 № 38).
Согласно решению Курганской городской Думы от 19.10.2011 № 239 «О структуре Администрации города Кургана» в целях исполнения указанных полномочий образован Департамент социальной политики Администрации города Кургана. Одной из функций данного органа в соответствии с возложенными на него задачами является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (ст. 3).
Постановлением Администрации города Кургана от 03.06.2011 № 3935 в целях организации комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана на основе данных очередности, с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством для отдельных категорий лиц создана Комиссия по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана.
С 01.01.2014 постановление Администрации города Кургана № 11784 от 25.12.2009 «Об утверждении Правил приема детей при комплектовании муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных бюджетных дошкольных учреждений города Кургана» утратило силу в связи с изданием постановления Администрации города Кургана от 06.12.2013 № 9064, вступившего в законную силу с 01.01.2014.
Постановлением Администрации города Кургана от 06.12.2013 № 9064 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана» утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана (далее по тексту - Порядок) и «Список детей для комплектования МБДОУ «Детский сад», которыми регламентирован порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент социальной политики Администрации города Кургана.
Согласно пункту 4 указанного Порядка, комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений производится с учетом закрепленной территории за муниципальным дошкольным образовательным учреждением и в соответствии с базой данных автоматизированной информационной системы (АИС) «Очередь в детский сад» по дате постановки на учет ежегодно в период с 1 февраля по 25 апреля. Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений без учета закрепленной территории (на свободные места) производится ежегодно в период с 1 июля по 25 июля с учетом АИС «Очередь в детский сад» по дате постановки на учет (п. 5 Порядка). После завершения приема заявлений и документов от родителей (законных представителей) детей, зарегистрированных на закрепленной территории, муниципальные дошкольные образовательные учреждения в течение трех рабочих дней письменно извещают Департамент социальной политики Администрации города Кургана о наличии свободных мест. Информация о наличии свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении размещается на сайтах муниципального дошкольного образовательного учреждения. Ежегодно в период с 1 по 25 июля Департамент формирует списки без учета закрепленной территории (на свободные места) на новый учебный год.
Пунктом 20 Порядка установлено, что при поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департамент направляет списки из числа детей, находящихся на учете для предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учетом закрепленных территорий. При поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и отсутствии детей, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и проживающих на закрепленной за муниципальным дошкольным образовательным учреждением территории, Департамент направляет списки из числа детей состоящих на учете, но не проживающих на закрепленной территории.
При таких обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше положений Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Кургана предоставляются с учетом закрепленной территории.
Истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, является матерью троих детей: К.А.А., <...> года рождения, К.С.А., <...> года рождения, и К.О.А., <...> года рождения. <...> ФИО5 выдано удостоверение многодетной матери № (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 47 приложения к постановлению Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ № 1741 «О закреплении территорий за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями города Кургана» дом <адрес> находится на территории, закрепленной за муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением № 116.
21.03.2013 на основании заявления ФИО1 К.О.А. включена в очередь на получение места в МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 116» и в МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 130» в группу полного дня. 03.06.2014 ФИО1 обратилась с письменным заявлением к Руководителю Департамента социальной политики Администрации города Кургана об устройстве её младшей дочери в детский сад и предоставлении информации о причинах, по которым её дочь не была принята в детский сад ранее (л.д. 12).
10 июля 2014 г. на заявление ФИО1 был направлен ответ, согласно которому её дочь в 2014 г. не может быть обеспечена местом в детском саду, так как закрепленный детский сад № 116 в 2014 г. производит набор детей 2009-2012 годов рождения. Набор детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения будет производиться в 2015 г. При этом разъяснено, что в детский сад № 130 (по выбору) истец может обратиться в период с 5 августа по 5 сентября (л.д. 13, 39).
Из ответа заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 130» следует, что на период 2014-2015 годов данное учреждение не будет иметь группы для детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 37).
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал надлежащую оценку установленным по дел обстоятельствам и обоснованно руководствовался положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; ст. 67 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 1.22 ст. 37 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 № 38, пришел к правильному выводу о неисполнении органом местного самоуправления - Администрацией города Кургана обязанности по обеспечению малолетней К.О.А., <...> года рождения, общедоступным дошкольным образованием, в связи с чем обязал Администрацию города Кургана предоставить указанному ребенку место в дошкольном образовательном учреждении города Кургана по месту её жительства и закрепленной территории в микрорайоне <адрес>.
Истцом ФИО1 соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителей). В связи с этим Администрация города Кургана обязана обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования. При этом не имеет значения наличие у ФИО1 права посещать с ребенком занятия в детском саду, поскольку в силу закона она имеет право на предоставление ей платной услуги по уходу и присмотру за ребенком в группе полного дня, обеспечивающей возможность и эффективность получения ребенком установленного стандарта дошкольного образования.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие свободных мест в МДОУ города Кургана по месту жительства истца, наличие очереди на прием в дошкольное образовательное учреждение, отсутствие у семьи несовершеннолетней льгот для внеочередного предоставления места в МДОУ, нарушение прав иных очередников, подавших заявление ранее истца, ограничение количества воспитанников в детских учреждениях нормами СанПиН 2.4.13049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а также на правомерность в силу положений ч. 4 ст. 67 Федерального закона «Об образовании» отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, были тщательно им проанализированы и признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку сводятся к иному толкованию норм материального права и к переоценке выводов суда, а потому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного судом первой инстанции решения, не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной и мотивировочной частей решения указание суда первой инстанции на предоставление К.О.А. места в дошкольном образовательном учреждении города Кургана с учетом очередности, поскольку положениями ст. 43 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применение на территории Российской Федерации, не предусмотрена какая-либо очередность при реализации гарантированного государством права на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 сентября 2014 г. ставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана – без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения Курганского городского суда Курганской области от 25 сентября 2014 г. указание на предоставление К.О.А., <...> года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении города Кургана с учетом очередности.
Судья – председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Е.С. Голубь
Н.В. Аврамова