ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33-3634/2019
г. Уфа 19 февраля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В.
судей Латыповой З.Г. и Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Садыковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Инспекции гостехнадзора по миниципальному району адрес и городского поселения адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на трактор, в силу приобретательной давности. Требования мотивированы тем, что во владении ФИО1 находится колесный трактор Т-25, 1994 года выпуска, номер двигателя №..., номер коробки передач №..., цвет красный. С 1996 года и до настоящего времени истец владеет имуществом открыто, добросовестно, не от кого не скрывает свои права на него, владение осуществляется истцом непрерывно, имущество из его владения никогда не выбывало. Полагает, что владеет имуществом, как его собственник, непрерывно 22 года, несет расходы по обслуживанию данного трактора, по осуществлению его ремонта, эксплуатационные расходы и другие расходы. При этом, в течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Согласно отчету № IV/2018-0173 ..., рыночная стоимость трактора, с учетом НДС, составляет 88 000 руб. Истец лишен возможности зарегистрировать право собственности на вышеуказанное движимое имущество в связи с отсутствием на него правоустанавливающих документов. ФИО1 считает, что поскольку владеет трактором длительное время, он приобрел на него право собственности в силу приобретательной давности.
Обжалуемым решением суда отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на колесный трактор Т- 25, 1994 года выпуска, в силу приобретательной давности.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ФИО1 на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 3 указанной статьи, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 223 ГК РФ моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В абз. 6 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.
Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Таким образом, транспортные средства на территории Российской Федерации в целях их эксплуатации должны соответствовать техническим нормативам.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины, подтверждающие техническую безопасность транспортного средства, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (в ред. Постановления от 28 марта 2001 года № 238) паспорта на самоходные машины и другие виды техники выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01 сентября 1995 года; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01 сентября 1995 года, органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.
В абз. 2 п. 1 указанного Постановления, изданного в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Аналогичные положения закреплены в п. 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом России от 26 июня1995 года и Минсельхозпродом России от 28 июня 1995 года.
Согласно п. 2.5 Положения о паспорте, органы гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые документы.
В соответствии с п. 2.15 Правил регистрации, эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.
Ввод в эксплуатацию без свидетельства о регистрации и паспорта самоходной машины является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктами 2.8.7, 2.22 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозом России 16 января 1995 года, установлено, что при государственной регистрации бывшие в эксплуатации машины, машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества, или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин подвергаются государственному техническому осмотру.
Таким образом, государственный технический осмотр является обязательным условием для допуска транспортного средства к эксплуатации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратился в инспекцию Гостехнадзора по муниципальному району Баймакский район и городского поселения г. Баймак с заявлением о постановке на учет трактора Т-25, 1994 года выпуска, цвет красный, номер двигателя №..., номер коробки передач №..., номер КПП отсутствует, номер основного ведущего моста отсутствует. По результатам обращения истцу отказано в регистрации транспортного средства, в связи с отсутствием регистрационных документов: паспорта самоходной машины (трактора) и свидетельства о регистрации.
Согласно акту проведения сверки номерных узлов и агрегатов самоходной машины от 05 октября 2018 года, составленному государственным инженером-инспектором гостехнадзора по г. Сибай Республики Башкортостан А, произведен осмотр трактора Т-25, 1994 года выпуска, цвет красный, номер двигателя №..., номер коробки передач №..., номер КПП отсутствует, номер основного ведущего моста отсутствует.
Согласно представленному истцом отчету № IV/2018-0173 ..., рыночная стоимость колесного трактора Т-25, 1994 года выпуска, по состоянию на 09 октября 2018 года, с учетом НДС, составляет 88 000 руб.
В суде первой инстанции инспектор Гостехнадзора по муниципальному району Баймакский район и городского поселения г. Баймак Республики Башкортостан Б пояснил, что Т-25, 1994 года выпуска, цвет красный, номер двигателя №..., номер коробки передач №..., по базе данных инспекции Гостехнадзора MP Баймакский район и городского поселения г. Баймак не зарегистрирован и в угоне не числится. Также пояснил, что северная зона Баймакского района обслуживается инспекцией гостехнадзора по г. Сибай Республики Башкортостан, поэтому акт сверки номерных агрегатов от 05 октября 2018 года составлен государственным инженером-инспектором гостехнадзора по г. Сибай.
Установив указанные обстоятельства, применив нормы материального права, дав оценку представленным доказательствам, суд исходил из отсутствия возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений закона о приобретательной давности, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований о признании права собственности истца на трактор в силу приобретательной давности.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Добросовестность владения предполагает надлежащее исполнение владельцем обязанностей в отношении имущества, регламентированных действующим законодательством, в данном случае такой обязанностью является государственная регистрация автомототранспортных средств и самоходной техники и прохождение государственного технического осмотра.
При отсутствии каких-либо документов на транспортное средство, отсутствие государственной регистрации транспортного средства, отсутствие государственного технического осмотра, а также отсутствие подтверждения законности приобретения истцом имущества, законности отчуждения транспортного средства в пользу истца, добросовестность владения истцом не может быть с достоверностью подтверждена в судебном заседании, в том числе путем свидетельских показаний.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает, поскольку ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Сафарова Г.М.