ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3637/2016 от 23.08.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 августа 2016 г. по делу

Судья Адзиев М.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,

судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.

при секретаре Джамалдиновой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело апелляционную жалобу истца Абдулхамидова И. А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>, которым постановлено:

«Абдулхамидову И. А. в удовлетворении иска к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании действий должностных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по отказу предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение-жилого помещения незаконными, обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ему с учетом членов семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения и признании <.>Алигазиеву Д. А.<дата> г.р., <.>АбдулхА. А. А., <дата> г.р., и <.>Абдулхамидову М. А., <дата> г.р. членами его семьи отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Бухсаева А.Ф., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Абдулхамидов И.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по его иску к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании действия его должностных лиц по отказу предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения незаконными, об обязании предоставить ему с учетом членов семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения и признании членами его семьи<.>Алигазиеву Д. А., <дата> г.р., <.>АбдулхА. А. А., <дата> года рождения и Абдулхамидову М. А., <дата> года рождения.

В обоснование он сослался на то, <дата> обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РД с заявлением о представлении ему и членам его семьи единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с тем, что он прослужил в <.> в календарном исчислении более , принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях до <дата>. Служил в подразделениях <.>, финансируемых за счёт средств федерального бюджета более и уволен в связи с достижением предельного возраста <.>. За годы прохождения службы жильем не был обеспечен, единовременную денежную выплату на приобретение жилья не получал.

В качестве членов своей семьи он указал супругу Абдулхамидову Х. И., <дата> г.р., сына Абдулхамидова А. И., <дата> г.р., сноху Алигазиеву Д. А., <дата> г.р., внучку АбдулхА. А. А., <дата>., внучку - Абдулхамидову М. А., <дата> г.<адрес> и внучекть членами его семьи, поскольку они живут одной семьей, имеют общий семейный бюджет, все расходы, в том числе на питание, одежду, оплату коммунальных и иные расходы производят из общего бюджета.

Письмом от <дата>03.2- 1374 Минстрой РД необоснованно отказал ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Абдулхамидов И.А просит отменить решение как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ, гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых на должностях, содержащихся из средств федерального бюджета, в календарном исчислении составляет 10 лет и более, предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения при условии принятия их органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до <дата>в порядке, установленном Правительством РФ.

Данный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также условия его ведения предусмотрен постановлением Правительства РФ от <дата> "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Правила ).

В силу подпункта «г» п. 6, абзаца 2 п. 7, п. 20, 21 Правил орган местного

самоуправления принимает решение о постановке на очередь на получение жилых

помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в счет средств федерального бюджета в отношении лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях 15 лет или более в календарном исчислении, только после их увольнения со службы из указанных районов и местностей.

Следовательно, право на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законом от <дата> № 342-ФЗ, могут иметь только граждане, уволенные со службы, состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях до <дата> только в порядке специального учета, установленного Правилами учета военнослужащих .

Из материалов дела следует, что Абдулхамидов И.А. не стоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, как сотрудник органа внутренних дел в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1054"Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".

Решением администрации <адрес> города Махачкалы с <дата> он поставлен на учет в общей очереди на улучшение жилищных условий за .

Граждане, указанной категории,вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципалитетах на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, могут претендовать только на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда на условиях договоpa социального найма, а не за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что законодательством Российской Федерации определены критерии граждан- сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, при наличии которых они имеют право на обеспечение жилым помещением, а также установлен порядок обращения за реализацией данного права, ответчиком права Абдулхамидова И.А. не были нарушены, Минстрой РД правильно отказал ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Федеральному закону от <дата> № 342-ФЗ, и суд не нашел правовых оснований для удовлетворения его требований.

В связи с отказом иска в этой части обоснованно отказано и в иске о признании членами его семьи указанных в исковом заявлении лиц (снохи и внучек).

Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам» № 247-ФЗ определен круг членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лиц, находящихся на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 1 названного закона к ним относятся:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);

3) <.> дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определение лиц, являющихся иждивенцами дается в п. 3 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При этом содержащееся в действующем законодательстве понятие "иждивенец" само по себе не тождественно понятию "член семьи" и предоставление иждивенцу тех или иных прав и социальных гарантий может быть и не связано с совместным проживанием с лицом, предоставляющим содержание (ст. ст. 1088, 1148 ГК РФ, ст. 43 Федерального закона N 3-ФЗ от <дата> "О полиции" и др.).

Как видно из материалов дела, сноха Абдулхамидова И.А. - Алигазиева Д. А.<дата> г.р., внучки АбдулхА. А. А., <дата> г.р. и Абдулхамидова М. А., <дата> г.р. не являются лицами, находящимся на полном его содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иным лицом, признанным иждивенцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Они члены семьи его сына, сноха трудоспособная, у внучек имеются родители, которые в силу ст.ст. 63, 80 Семейного кодекса РФ обязаны воспитывать и содержать своих детей.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абдулхамидова И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: