ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3639/2015 от 26.03.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Генералов А.Ю. Дело № 33-3639/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 26 марта 2015 года г. Волгоград

 Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего: Гантимурова И.А.

 судей: Ивановой Е.В., Блошенко М.В.,

 при секретаре: Пустовой А.Г.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к муниципальному предприятию городского поселения <.......>» о возложении обязанности по проведению работы по обеспечению безопасности людей удовлетворены в части

 по апелляционной жалобе истца инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области

 на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:

 «Обязать муниципальное предприятие городского поселения <.......> произвести охранные работы по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации семи балконов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

 Отказать инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в требовании обязать муниципальное предприятие городского поселения г<.......>» выполнить ремонт семи балконов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

 Отказать в требовании обязать унитарную некоммерческую организацию «<.......>» выполнить ремонт балконов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.»

 Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ивановой Е.В., выслушав представителя истца инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – по доверенности ФИО, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

 УСТАНОВИЛА:

 Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с иском к Муниципальному предприятию городского поселения <.......> о возложении обязанности по проведению работы по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации семи балконов многоквартирного <адрес>, выполнить ремонт балконов.

 В обоснование исковых требований указала, что в результате проверки, проведенной инспекций на основании обращений граждан, было установлено разрушение семи из восьми имеющихся балконов <адрес>.

 Управление указанным многоквартирным домом осуществляет Муниципальное предприятие городского поселения <.......>, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ указанной организации было выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения. В дальнейшем срок исполнения был продлен до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Поскольку ответчик является ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> просила возложить на Муниципальное предприятие городского поселения г<.......>» обязанность в течение 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций семи балконов многоквартирного <адрес>, выполнить ремонт балконов.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена некоммерческая организация «<.......>».

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена ответчика Некоммерческая организация «<.......>» на унитарную некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в связи с переименованием ответчика.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о понуждении Муниципального предприятия городского поселения <.......> выполнить ремонт семи балконов многоквартирного жилого <адрес>.

 В обоснование жалобы указала на нарушение судом норм материального права, поскольку судом не было учтено, что физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

 Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

 Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

 Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

 Подпунктами «б», «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

 В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

 В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491, балконные и иные плиты включены в состав общего имущества многоквартирного дома.

 На основании подпункта «а» пункта 16 и пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

 Согласно 4.2.1.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.

 Пунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, предусмотрено, что балконы отнесены к несущим конструкциям.

 При этом, в соответствии с пунктом 4.2.4.2 указанных Правил, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

 В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом № <...> по <адрес> осуществляет Муниципальное предприятие городского поселения <.......> что подтверждается договором управления многоквартирных домов.

 В результате проверки, проведенной инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ года, было установлено ненадлежащее содержание имущества собственников многоквартирного <адрес> в связи с несоответствием технического состояния балконов требованиям действующего законодательства.

 По итогам вышеуказанной проверки выявлено разрушение защитного слоя бетона плит, оголена арматура, наблюдается выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях наблюдается коррозия, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, и не соответствует обязательным требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170.

 ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в адрес Муниципального предприятия городского поселения <.......> было выдано предписание о принятии срочных мер по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций, проведении охранных работ и принятии мер по восстановлению балконных плит.

 Постановлением инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области № <...> о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие городского поселения <.......>» привлечено к административной ответственности, предусмотренной <.......> Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.

 В установленный повторным предписанием срок ответчиком не приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации балконных плит, ремонт балконных плит не произведен, указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ года.

 До настоящего времени выявленные Инспекцией нарушения ответчиком не устранены.

 Обращаясь с исковыми требованиями о возложении на Муниципальное предприятия городского поселения <.......> обязанности по проведению работы по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации семи балконов многоквартирного <адрес>, выполнить ремонт балконов, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области ссылалась на неисполнение ответчиком предусмотренных законом обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества указанно выше многоквартирного дома.

 Удовлетворяя требования в части возложения обязанности на Муниципальное предприятие городского поселения <.......>» произвести охранные работы по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации семи балконов многоквартирного <адрес>, суд обоснованно исходил из того, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности по управлению многоквартирным домом, что создает опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с угрозой внезапного обрушения балконных плит.

 Разрешая требования Инспекции государственного жилищного надзора к УНО «<.......>» суд обоснованно исходил из того, что к функциям указанной организации не относится непосредственное производство работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов.

 Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о возложении на Муниципальное предприятия городского поселения <.......> обязанности произвести ремонт балконов.

 Так, отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности произвести ремонт балконов, суд исходил из того, что ответчиком были выполнены обязанности по обследованию аварийных балконов, и результаты обследования доведены до жильцов, при этом собственниками помещений в многоквартирном <адрес> решение о привлечении Муниципального предприятия городского поселения <.......> к капитальному ремонту дома не принималось. Кроме того отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд исходил из положений Постановления Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 812-п «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», в соответствии с которым запланировано проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в том числе ремонт и замена балконов.

 Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (п.1).

 Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (п.1.1).

 В силу статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1).

 Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимается по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2).

 Аналогичные положения содержатся в п.21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года.

 Однако если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов (пункт 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года).

 В соответствии с ч.2 ст.16 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» за предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся разрушением любого характера; потерей устойчивости формы; потерей устойчивости положения; нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

 Собственники помещений обеспечивают надлежащее содержание общего имущества путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

 Из материалов дела усматривается, что физический износ балконных плит достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц, что подтверждается предписанием, выданным инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, между тем Муниципальное предприятие городского поселения <.......>» не приняла немедленно меры к устранению выявленных дефектов.

 До настоящего времени ремонт балконов <адрес> управляющей компанией не выполнен, так как по мнению ответчика, работы по восстановлению балконных плит в жилом доме носят капитальный характер, оплата которых производится за счет дополнительных средств, выделяемых собственниками помещений жилого дома после принятия на общем собрании соответствующего решения об объеме, сроке, порядке проведения, оплаты капитального ремонта балконных плит жилого дома.

 Принимая во внимание, что муниципальное предприятие городского поселения <.......>» ранее не выполняло обязанности по текущему ремонту многоквартирного дома, и в настоящее время требуется его капитальный ремонт, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Муниципальному предприятию городского поселения <.......> о возложении обязанности выполнить ремонт семи балконов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> подлежащим отмене с принятием нового решения, которым исковые требования в указанной части удовлетворить.

 На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 04 декабря 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Муниципальному предприятию городского поселения <.......> о возложении обязанности выполнить ремонт семи балконов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> отменить, постановив в указанной части новое решение, которым удовлетворить исковые требования инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, обязав муниципальное предприятие городского поселения <.......> выполнить ремонт семи балконов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

 В остальной части решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 04 декабря 2014 года оставить без изменения.

 Председательствующий:

 Судьи: